Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Азии и Африки".
ослабела; то здесь, то там происходили стихийные выступления народа. Газневидское правительство,
стремясь поправить шаткое положение, решило мобилизовать все силы и нанести сокрушительный
удар сельджукам. В апреле 1040 г. начался поход из Герата на Серахс и Мерв газневидской армии во
главе с самим Масудом. В войске эмира имелись боевые слоны, закованные в тяжелые доспехи. В мае
1040 г. произошла генеральная битва у стен небольшой крепости Денданакан, расположенной на пути
из Серахса в Мерв. Газневидская армия была разгромлена, а сам Масуд едва спасся бегством в Герат.
Победа под стенами Денданакана ознаменовала рождение Сельджукского государства в Западной
Азии.
В отличие от предшествующих государств Саманидов и Газневидов держава Сельджукидов возникла в
результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из
Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Глав-
270
ной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах были ополчения кочевников-
туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека
(1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным
войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников
и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов.
Выход сельджуков на мировую арену приводит к изменению баланса и расстановки политических
сил, вызывает изменения в сфере экономической жизни и отражается на социальных, культурных
и
этнических процессах
в странах Востока.
8)Конийский султанат, Иконийский
султанат, Румский султанат, или Сельджукский султанат) — ф
Главные города Конийского
султаната — Конья, Кайсери, Си
После поражения
при Кёсе-даге (26 июня 1243 года) Конийский султанат превратился
в вассала монгольских каганов, а затем — ильханов-Хулагуидов Ир
К 1307 году распался на мелкие княжества.
Одно из них — бейлик (округ) Османа, который был отдан ему в лен, явилось ядром образовавшегося
в начале XIV
века Османского
государства
9)Государство Мамлюков (так называли в Египте белых рабов) — наиболее значительное политическое
образование (1250-1517) на Ближнем Востоке в эпоху развитого феодализма. К середине XIII в.
мамлюки составляли большинство египетской армии. Захватив власть в Египте в 1250 г. в результате
убийства последнего Аййубида, Туран-шаха, они образовали две династии: Бахри, или тюркскую
(1250-1390), и Бурджи, или черкесскую (1390-1517).
Название первой из них связано с тем, что султаны этой династии по происхождению относились к
тюркской народности половцев, кочевавших в причерноморских степях, входивших в то время в
Золотую Орду; монголы захватывали их в плен и продавали в рабство итальянским купцам, а те
вывозили их морем (араб, бахр) и сбывали египетским султанам.
Социальные отношения Египта при Бахри характеризуются дальнейшим развитием института
военных икта, ставших преобладающей формой феодального землевладения. Естественно, что на
египетскую военную и, следовательно, земельную иерархию большое влияние оказали
монгольские порядки. Структура постоянной египетской армии, численность которой
сравнительно с эпохой Салах ад-дина возросла вдвое, стала более четкой, появились эмиры 5, 10,
40 и 100 мамлюков; на содержание им предназначалось 2/3 доходов с икта их эмира, тогда как
ранее число мамлюков, находящихся на службе эмира, и их обеспечение целиком зависели от
произвола эмиров.
Все земли, облагавшиеся хараджем, делились в Египте в ту эпоху на 24 доли (кират). Из них до
1298 г. 20 киратов составляли икта (по 10 киратов принадлежало свободным наемникам-
гвардейцам холка и эмирам с их мамлюками), а 4 кирата предназначались на содержание личных
мамлюков и двора султана
Развитие землевладения со второй половины XIV до конца XV в. можно проследить по
сохранившемуся египетскому кадастру Ибн ал-Джиана — редкому для арабского средневековья
документальному источнику. Кадастр показывает, что в течение этого периода султанские земли
значительно увеличились за счет икта, конфискованных у опальных мамлюков, а также в случае
непригодности мамлюка к военной службе или его смерти. Однако, по сообщениям хроник,
возвращенные султанами земли использовались ими для новых раздач.
Кадастр зафиксировал также большой рост вакуфных земель благодаря пожалованиям, особенно
сделанным черкесскими султанами Барсбеем (1422-1438), Иналом (1453-1461) и Каитбеем (1468-
1496), а также держателями икта. Обращение икта в вакф давало реальную возможность сохранять
доходы с них за потомками дарителей.
Важной чертой развития феодального землевладения с XIV в. становится превращение икта в
объект купли-продажи. Купленные икта превращались в безусловную земельную собственность
типа мульк. В качестве основных покупателей выступало торгово-ремесленное городское
население: видимо, приобретение земель в ту эпоху было наиболее реальной формой вложения
накоплений горожан. Общая площадь икта к концу правления Мамлюков уменьшилась почти
вдвое.
Крестьянство, эксплуатируемое чуждыми ему этнически и по языку мамлюками, было в этот
период прикреплено к земельным наделам и лишено права их покидать. Как и в предшествующие
века, наряду с общинным существовало и индивидуальное крестьянское землепользование в виде
аренды, испольной или денежной. Арендные отношения были особенно развиты на вакуфных
землях. Однако основная масса крестьян, как и прежде, эксплуатировалась путем изъятия хараджа,
натурального или денежного. Большая часть его доставалась держателям икта. Немусульманское
население уплачивало сверх этого подушную подать. Крестьяне несли повинности по возведению
и сохранению в исправности ирригационных сооружений, собственниками которых были султан
или мамлюки. Личная зависимость феллахов выражалась, в частности, в снабжении
продовольствием мамлюка и его приближенных во время поездки по вверенному ему икта. При
черкесских Мамлюках крепостная зависимость стала особенно жестокой. Египетский историк и
географ ал-Макризи во второй четверти XV в. писал, что в его время «земледелец, живущий в
деревне, называется прикрепленным к земле (фаллах карари) и он является рабом владельца икта,
которому принадлежит эта область. И он не может надеяться, что будет когда-нибудь продан или
освобожден; напротив, он навсегда осужден оставаться рабом, так же как и его дети». Крестьяне,
самовольно покинувшие свой участок, подлежали принудительному возвращению и наказанию.
Египетский город XIV-XV вв. — оживленный центр ремесла и торговли. Уже при тюркской
династии Мамлюков наблюдался рост столицы — Каира, где сосредоточивалось большинство
мамлюков. Расширению столицы к северу и югу способствовали значительные ирригационные
работы, которые велись в дельте Нила. Торговая жизнь Каира производила сильное впечатление
на иноземцев даже в середине XV в., когда она намного сократилась по сравнению с
предшествующим временем. Русский купец Василий, прошедший через Египет и Сирию в 1465-
1466 гг., писал о Каире: «Египет град вельми велик, а в нем четырнадцать тысящь улиц... да в