Шпаргалка по "История Азии и Африки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Азии и Африки".

Файлы: 1 файл

история азии и африки.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

иных  улицах до 18 тысяч  дворов, да во всякой улице по торгу  по великому».

Султан  и мамлюкские эмиры, владевшие огромными  икта, жили в столице, играя значительную

роль  в городском землевладении  и домовладении.

Большинство городского населения  составляли торговцы и ремесленники самых  разнообразных

профессий. У того же аль-Макризи  упоминаются специализированные рынки, располагавшиеся  в

Каире в его время, но возникшие, по-видимому, ранее: рынки решетников, башмачников, парфю-

меров, кузнецов, замочников, изготовителей шпор, изготовителей уздечек,

521

иголыциков, оружейников, книжный, свечников, седельников, белилыци-ков, стекольщиков,

котельников, сундучников, кожевников, суконщиков, шапочников, горшечников, меховщиков, не

считая  многих рынков, где  продавались продукты питания, включая  готовые блюда.

Простое товарное производство городских ремесленников  было рассчитано главным  образом на

столицу и провинциальные центры — места пребывания султана и мамлюков — и, в меньшей степени,

на  внешний рынок.

Социальное  положение ремесленников  не было одинаковым. Одни из них работали в мастерских,

принадлежавших  султану, религиозным  учреждениям и, возможно, военным (холка); другие являлись

собственниками  орудий производства. Трудовое городское  население не было ограждено от произвола

султанской  администрации, которая  по своему желанию  могла перемещать ремесленников из одного

квартала  или города в другие, определять вид продукции, принуждать к строительным работам. При

султане Баркуке (1382-1389), например, сапожники из квартала стекольщиков в Каире  были

переведены  на новое место, при  султане Калауне  для сооружения канала в Булаке (предместье Каира)

были  вызваны землемеры  из Дамаска, Халеба и даже из иракских городов; Каитбей в 1481 г. направил

каменщиков, плотников и облицовщиков мрамором для перестройки  мекканской мечети.

Использование наемного труда основывалось на внеэкономическом принуждении и  носило

феодальный  характер.

Сколько-нибудь значительных организаций ремесленного населения, сходных с западноевропейскими

цехами, которые играли бы определенную политическую роль, давая трудящимся средство

сопротивления, в мамлюкском Египте, как и в предшествующий период, обнаружить не удается.

Имелись лишь простейшие объединения  ремесленников по месту жительства во главе со старостами

(ариф), исключавшие какую-либо регламентацию производственной деятельности и ограничивавшиеся

фискальными функциями. Представителем государства, осуществлявшим контроль над городским

ремеслом  и торговлей (и, в  частности, назначавшим  старост), являлся  мухтасиб со своими

помощниками; эта должность  имелась во всех крупных  городах.

Заметной  фигурой в мамлюкском городе был иноземный  купец: Египет оставался  важным центром

торгового обмена между Азией, Африкой и Европой. Из него вывозили сахар, зерно, шелковые ткани;

из  Сирии, кроме того, хлопок-сырец, вино, поташ. Мамлюки поддерживали торговые сношения с

Генуей, Венецией, испанскими государствами, Францией, Византией. Из Западной Европы ввозили

серебро, медь, свинец и другие металлы, дерево, сукна, бархат, причем ткани  иногда шли через  Египет

далее — в страны Центральной  и Южной Азии и  Африки. Торговые связи  с Московским государством

осуществлялись  через венецианских и генуэзских купцов. Эти же купцы ежегодно ввозили в Египет

большие партии юных мамлюков для пополнения армии. 
 

 10)Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие преобразования , — расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.

 Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило  Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама. В 1575 г. в  Фат-хпур-Сикри был построен молитвенный дом (специально для обсуждения религиозных вопросов). Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии. Советником и другом Акбара, в том числе в религиозной политике, был Абу-л Фазл. Ею отец, шейх Мубарак, был преследуем за махдизм, и Абу-л Фазлу пришлось в ранней юности скитаться с отцом в изгнании. Сам Абу-л Фазл исповедовал весьма терпимую форму суфизма и выступал против официального духовенства, считая, что все дороги ведут к богу и в каждой религии есть что-то истинное. Абу-л Фазл пробудил в Акбаре интерес как к немусульманским религиям, так и к разным «еретическим» учениям, бывшим в то время знаменем народной антифеодальной оппозиции.

 Акбар, проявляя искренний интерес к различным  религиям, стал знакомиться с верованиями  индусов, парсов, джай-нов и христиан. По его просьбе к нему были присланы из Гоа три миссии иезуитов; руководитель одной из них, Монсерра-те, оставил  ценные для историков записки. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов.

 Это вызвало  в 1580 г. широкое и опасное для  Амбара восстание, возглавляемое шейхами, издавшими фетву (религиозное предписание) о его низвержении как еретика. Центрами восстания были Бенгалия и Пенджаб, где недовольные феодалы выдвинули претендентом на могольский трон наместника Акбара в Кабуле, младшего сына Хумаюна от другой жены. Это восстание Анбару удалосъ с трудом подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин-и-илахи» (божественная вера), в которой должны были слиться разумные, по его мнению, элементы основных религий Индии. Главной ее идеей было возвеличение Акбара как «справедливого правителя» в духе махдистов, осмеяние обрядности и мифологии индуизма, а отчасти и ислама.

 Эта искусственно сконструированная религия нашла  последователей главным образом  среди народа, в то время как  Акбар рассчитывал на привлечение  именно придворных кругов. Хотя до бунта  дело не дошло, но оппозиция нетерпимых мусульман к религиозной политике Акбара продолжалась. Поэтому в последние годы своей жизни Акбар стал принимать репрессивные меры против мусульманского духовенства, осы-лая на окраины выступающих против него шейхов, закрывая отдельные мечети и т. п. «Дин-и илахи» после смерти Акбара сохранялась еще полвека, исповедуемая небольшой сектой. Однако сам дух религиозной веротерпимости, политика не противопоставления двух основных религий Индии, а поисков их слияния н некоего синтеза оказала глубокое влияние на индийское общество. И сейчас в Индии, когда происходят индо-мусульманские разногласия и столкновения, вспоминают положительный опыт Акбара.

11)Завоевания ТИМУРа (Тамерлан), среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель (1336–1405). Родился весной 1336 в с.Ходжа-Ильгар, сын бека Таргая из тюркизированного монгольского племени барлас. В молодости возглавил вооруженную группу разбойников, совершавших грабительские налеты и угонявших стада баранов. Однако в условиях междоусобиц, охвативших Среднюю Азию после распада монгольского улуса Джагатая, Тимур стал все больше интересоваться политикой. Со своим отрядом он поступил на службу к правителю Кеша (Кашкадарьинского вилайета) – Хаджи, главе племени барлас. Когда в 1360 Мавераннахр (междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) был захвачен монгольским ханом Восточного Туркестана Тоглук-Тимуром, Тимур заключил с ним соглашение и был назначен правителем Кеша. В 1361 армия Тоглук-Тимура вновь вернулась в Среднюю Азию и выбила вернувшегося в Кеш Хаджи. Тимур был назначен главой Кашкадарьинского вилайета и помощником Ильяса-ходжи сына и наместника хана Тоглук-Тимура в Мавераннахре. Вскоре Тимур порвал с ними и заключил союз с их соперником Хусейном, эмиром Самарканда и Балха, женившись на его сестре. В 1362 во время налета на Сеистан (юго-запад современного Афганистана) Тимур лишился двух пальцев на правой руке, был ранен в правую ногу и охромел (в связи с этим он получил прозвище «Тимур-ленг», по-персидски «Хромой Тимур» Опираясь на поддержку кочевой знати, оседлых феодалов и мусульманского духовенства, Тимур приступил к объединению под своим контролем всей Средней Азии. Как и Чингисхан, Тимур уделял огромное внимание организации армии и разведки, лично назначал командиров военных отрядов и разрабатывал планы походов, проявив себя талантливым полководцем. В 1373–1374 и 1379 он покорил Хорезм, в 1376 подавил восстание эмира влиятельного племени джелаиров (глава мятежа был казнен, а племя рассеяно по различным округам), совершил походы в Семиречье и Восточный Туркестан. Подавив бунты и заговоры и укрепив централизованное государство, «Железный хромой» начал походы против соседних земель. Он намеревался сделать то, что не удалось Чингисхану. «Все пространство населенной части Мира, – говорил он, – не стоит того, чтобы иметь двух царей».

В 1380 Тимур приступил  к завоеванию Персии. В 1381 он взял Герат, а в 1382 назначил правителем Хорасана своего сына Миран-шаха. В 1383 был покорен  Сеистан. Жестокие войны в шиитских землях правитель оправдывал стремлением  истребить еретиков и защитить правоверный ислам. В 1386–1389 Тимур воевал в Западной Персии. Захват провинций и городов сопровождался жестокостями, напоминавшими Чингисхана. днако этот поход ему пришлось прервать из-за нападения в 1387 хана Золотой Орды Тохтамыша на Хорезм. Мстя хорезмийцам за союз с золотордынцами, Тимур в 1388 полностью разрушил Хорезм, а территорию города приказал засеять ячменем. Отправившись преследовать союзников Тохтамыша – монголов, среднеазиатский правитель в 1389 совершил опустошительный рейд до Иртыша на севере и Большого Юлдуза на востоке, положив конец вторжениям кочевников. В 1391 он вторгся в поволжские владения Золотой Орды.

Последующие годы были посвящены войне с Тохтамышем и завованию Западной Персии. В 1392 Тимур покорил прикаспийские  области, в 1393 – запад Ирана и Багдад. Правителем завоеванных земель он назначил своих сыновей: Омар-шейха (в Фарсе) и Миран-шаха (в Азербайджане и Закавказье). Преследуя вторгшегося в Закавказье Тохтамыша, Тамерлан разбил его в 1395 на р.Терек, гнал ордынского хана до территории Руси, разрушил Елец, разграбил богатые торговые города Азов а Кафу (Феодосию), сжег столицу Золотой Орды – Сарай-Берке и Астрахань. Золотая Орда пала, но подчинять себе эти земли Тимур не стал. В 1396 он вернулся в Самарканд и в 1397 назначил младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Систана и Мазандарана.

В 1398 Тамерлан планировал совершить поход в Китай. Затем  планы завоевателя изменились, и  он вторгся в Индию. Разгромив  горцев Кафиристана, Тимур разбил войско султана Дели и без сопротивления вступил в город. Несмотря на добровольную сдачу, Дели был разграблен армией захватчиков, якобы без согласия самого Тимура. На следующий год полководец дошел до Ганга, а затем повернул назад, захватил несколько городов и с богатой добычей возвратился в Самарканд. Во время индийского похода он приказал умертвить 100 тыс. пленных, опасаясь их возможного бунта.

Почти сразу  же Тимуру пришлось снова покорять Персию, где начались беспорядки в  связи с помешательством наместника Миран-шаха. В 1399 он сместил сына и на следующий год обрушился на своих противников – турецкого султана Баязида (1389–1403) и египетского султана Фараджа. В 1400 «Железный хромой» взял штурмом Сивас и Халеб, в 1401 – Дамаск, в том же году восстановил свою власть в Багдаде. В 1402 Тимур наголову разгромил и взял в плен Баязида в битве при Анкаре, надолго покончив с гегемонией набиравшей силы Османской империи. Разграбив большинство важных городов Малой Азии, завоеватель восстановил власть независимых мелких династий в восточной ее части и лишь западную разделил в 1403 между сыновьями Баязида. Назначив правителями в Багдаде и Азербайджане детей Миран-шаха – Абу-Бекра и Омара, Тимур в 1404 вернулся в Самарканд и приступил к подготовке похода в Китай. Собрав огромную армию, он прибыл в Отрар, но там внезапно заболел и умер в феврале 1405.

К концу правления  Тимура его государство включало в себя Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Иран и Пенджаб. Если в  завоеванных землях Тимур действовал с исключительной жестокостью, то в  своей столице Самарканде и в Мавераннахре он вел себя как рачительный хозяин. Город был украшен многочисленными великолепными постройками. Он стал городом собранных из разных стран представителей искусства и науки. Неграмотный Тамерлан свободно говорил по-тюрски и по-персидски, хорошо знал историю и любил беседовать с учеными.  Военное и гражданское управление в его империи было построено по законам Чингисхана. После смерти Тимура созданная им держава быстро распалась.

12)Завоевание Бабура Индии Бабур происходил из рода Тимуридов, а Тимур, в свою очередь, происходил из рода Барлас. Сами представители династии назвали себя Гуркани (перс. گورکانی‎ — Gurkâni, мн. ч. перс. گورکانیان‎ — Gurkâniyân). Бабур является прямым потомком Тамерлана. Отец Бабура — Омар-Шейх Мирза, его отец — Абдусаид Мирза — Султан Мухаммед Мирза — Мираншах — Тамерлан. Его мать, Кутлуг Нигорханым, была дочерью ташкентского правителя Юнусхана.

В возрасте около 12 лет  унаследовал от отца престол Ферганы. Его отец Омар-шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими феодалами.

В 15001505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле. Оттуда в 1526 году предпринял завоевание Индии, куда перенёс центр вновь образованной державы. До 1512 годапытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал с 1519 года походы в Северо-Западную Индию и в 1525 году предпринял поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 Бабур одержал победы. Бабур в своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие - ружья и пушки. У Шейбани-хана он взаимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, прием тулгама. К 1529 владения Бабура включали Восточный Афганистан,Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. В 1526 году он основывает в Индии централизованное государство бабуридов, которое вошло в мировую историю как «империя Великих Моголов», и существовало до завоевания в 1848 году Индии англичанами. Империя Бабура включала Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга до границ Бенгалии. Его сын Комрон Мирзо тоже был поэтом.

Информация о работе Шпаргалка по "История Азии и Африки"