Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Азии и Африки".
иных улицах до 18 тысяч дворов, да во всякой улице по торгу по великому».
Султан и мамлюкские эмиры, владевшие огромными икта, жили в столице, играя значительную
роль в городском землевладении и домовладении.
Большинство городского населения составляли торговцы и ремесленники самых разнообразных
профессий. У того же аль-Макризи упоминаются специализированные рынки, располагавшиеся в
Каире в его время, но возникшие, по-видимому, ранее: рынки решетников, башмачников, парфю-
меров, кузнецов, замочников, изготовителей шпор, изготовителей уздечек,
521
иголыциков, оружейников, книжный, свечников, седельников, белилыци-ков, стекольщиков,
котельников, сундучников, кожевников, суконщиков, шапочников, горшечников, меховщиков, не
считая многих рынков, где продавались продукты питания, включая готовые блюда.
Простое товарное производство городских ремесленников было рассчитано главным образом на
столицу и провинциальные центры — места пребывания султана и мамлюков — и, в меньшей степени,
на внешний рынок.
Социальное положение ремесленников не было одинаковым. Одни из них работали в мастерских,
принадлежавших султану, религиозным учреждениям и, возможно, военным (холка); другие являлись
собственниками орудий производства. Трудовое городское население не было ограждено от произвола
султанской администрации, которая по своему желанию могла перемещать ремесленников из одного
квартала или города в другие, определять вид продукции, принуждать к строительным работам. При
султане Баркуке (1382-1389), например, сапожники из квартала стекольщиков в Каире были
переведены на новое место, при султане Калауне для сооружения канала в Булаке (предместье Каира)
были вызваны землемеры из Дамаска, Халеба и даже из иракских городов; Каитбей в 1481 г. направил
каменщиков, плотников и облицовщиков мрамором для перестройки мекканской мечети.
Использование наемного труда основывалось на внеэкономическом принуждении и носило
феодальный характер.
Сколько-нибудь значительных организаций ремесленного населения, сходных с западноевропейскими
цехами, которые играли бы определенную политическую роль, давая трудящимся средство
сопротивления, в мамлюкском Египте, как и в предшествующий период, обнаружить не удается.
Имелись лишь простейшие объединения ремесленников по месту жительства во главе со старостами
(ариф), исключавшие какую-либо регламентацию производственной деятельности и ограничивавшиеся
фискальными функциями. Представителем государства, осуществлявшим контроль над городским
ремеслом и торговлей (и, в частности, назначавшим старост), являлся мухтасиб со своими
помощниками; эта должность имелась во всех крупных городах.
Заметной фигурой в мамлюкском городе был иноземный купец: Египет оставался важным центром
торгового обмена между Азией, Африкой и Европой. Из него вывозили сахар, зерно, шелковые ткани;
из Сирии, кроме того, хлопок-сырец, вино, поташ. Мамлюки поддерживали торговые сношения с
Генуей, Венецией, испанскими государствами, Францией, Византией. Из Западной Европы ввозили
серебро, медь, свинец и другие металлы, дерево, сукна, бархат, причем ткани иногда шли через Египет
далее — в страны Центральной и Южной Азии и Африки. Торговые связи с Московским государством
осуществлялись через венецианских и генуэзских купцов. Эти же купцы ежегодно ввозили в Египет
большие
партии юных мамлюков
для пополнения армии.
10)Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие преобразования , — расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.
Сопротивление
правоверных мусульманских
Акбар, проявляя искренний интерес к различным религиям, стал знакомиться с верованиями индусов, парсов, джай-нов и христиан. По его просьбе к нему были присланы из Гоа три миссии иезуитов; руководитель одной из них, Монсерра-те, оставил ценные для историков записки. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов.
Это вызвало в 1580 г. широкое и опасное для Амбара восстание, возглавляемое шейхами, издавшими фетву (религиозное предписание) о его низвержении как еретика. Центрами восстания были Бенгалия и Пенджаб, где недовольные феодалы выдвинули претендентом на могольский трон наместника Акбара в Кабуле, младшего сына Хумаюна от другой жены. Это восстание Анбару удалосъ с трудом подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин-и-илахи» (божественная вера), в которой должны были слиться разумные, по его мнению, элементы основных религий Индии. Главной ее идеей было возвеличение Акбара как «справедливого правителя» в духе махдистов, осмеяние обрядности и мифологии индуизма, а отчасти и ислама.
Эта искусственно
сконструированная религия
11)Завоевания ТИМУРа (Тамерлан), среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель (1336–1405). Родился весной 1336 в с.Ходжа-Ильгар, сын бека Таргая из тюркизированного монгольского племени барлас. В молодости возглавил вооруженную группу разбойников, совершавших грабительские налеты и угонявших стада баранов. Однако в условиях междоусобиц, охвативших Среднюю Азию после распада монгольского улуса Джагатая, Тимур стал все больше интересоваться политикой. Со своим отрядом он поступил на службу к правителю Кеша (Кашкадарьинского вилайета) – Хаджи, главе племени барлас. Когда в 1360 Мавераннахр (междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) был захвачен монгольским ханом Восточного Туркестана Тоглук-Тимуром, Тимур заключил с ним соглашение и был назначен правителем Кеша. В 1361 армия Тоглук-Тимура вновь вернулась в Среднюю Азию и выбила вернувшегося в Кеш Хаджи. Тимур был назначен главой Кашкадарьинского вилайета и помощником Ильяса-ходжи сына и наместника хана Тоглук-Тимура в Мавераннахре. Вскоре Тимур порвал с ними и заключил союз с их соперником Хусейном, эмиром Самарканда и Балха, женившись на его сестре. В 1362 во время налета на Сеистан (юго-запад современного Афганистана) Тимур лишился двух пальцев на правой руке, был ранен в правую ногу и охромел (в связи с этим он получил прозвище «Тимур-ленг», по-персидски «Хромой Тимур» Опираясь на поддержку кочевой знати, оседлых феодалов и мусульманского духовенства, Тимур приступил к объединению под своим контролем всей Средней Азии. Как и Чингисхан, Тимур уделял огромное внимание организации армии и разведки, лично назначал командиров военных отрядов и разрабатывал планы походов, проявив себя талантливым полководцем. В 1373–1374 и 1379 он покорил Хорезм, в 1376 подавил восстание эмира влиятельного племени джелаиров (глава мятежа был казнен, а племя рассеяно по различным округам), совершил походы в Семиречье и Восточный Туркестан. Подавив бунты и заговоры и укрепив централизованное государство, «Железный хромой» начал походы против соседних земель. Он намеревался сделать то, что не удалось Чингисхану. «Все пространство населенной части Мира, – говорил он, – не стоит того, чтобы иметь двух царей».
В 1380 Тимур приступил к завоеванию Персии. В 1381 он взял Герат, а в 1382 назначил правителем Хорасана своего сына Миран-шаха. В 1383 был покорен Сеистан. Жестокие войны в шиитских землях правитель оправдывал стремлением истребить еретиков и защитить правоверный ислам. В 1386–1389 Тимур воевал в Западной Персии. Захват провинций и городов сопровождался жестокостями, напоминавшими Чингисхана. днако этот поход ему пришлось прервать из-за нападения в 1387 хана Золотой Орды Тохтамыша на Хорезм. Мстя хорезмийцам за союз с золотордынцами, Тимур в 1388 полностью разрушил Хорезм, а территорию города приказал засеять ячменем. Отправившись преследовать союзников Тохтамыша – монголов, среднеазиатский правитель в 1389 совершил опустошительный рейд до Иртыша на севере и Большого Юлдуза на востоке, положив конец вторжениям кочевников. В 1391 он вторгся в поволжские владения Золотой Орды.
Последующие годы были посвящены войне с Тохтамышем и завованию Западной Персии. В 1392 Тимур покорил прикаспийские области, в 1393 – запад Ирана и Багдад. Правителем завоеванных земель он назначил своих сыновей: Омар-шейха (в Фарсе) и Миран-шаха (в Азербайджане и Закавказье). Преследуя вторгшегося в Закавказье Тохтамыша, Тамерлан разбил его в 1395 на р.Терек, гнал ордынского хана до территории Руси, разрушил Елец, разграбил богатые торговые города Азов а Кафу (Феодосию), сжег столицу Золотой Орды – Сарай-Берке и Астрахань. Золотая Орда пала, но подчинять себе эти земли Тимур не стал. В 1396 он вернулся в Самарканд и в 1397 назначил младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Систана и Мазандарана.
В 1398 Тамерлан планировал совершить поход в Китай. Затем планы завоевателя изменились, и он вторгся в Индию. Разгромив горцев Кафиристана, Тимур разбил войско султана Дели и без сопротивления вступил в город. Несмотря на добровольную сдачу, Дели был разграблен армией захватчиков, якобы без согласия самого Тимура. На следующий год полководец дошел до Ганга, а затем повернул назад, захватил несколько городов и с богатой добычей возвратился в Самарканд. Во время индийского похода он приказал умертвить 100 тыс. пленных, опасаясь их возможного бунта.
Почти сразу
же Тимуру пришлось снова покорять
Персию, где начались беспорядки в
связи с помешательством
К концу правления Тимура его государство включало в себя Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Иран и Пенджаб. Если в завоеванных землях Тимур действовал с исключительной жестокостью, то в своей столице Самарканде и в Мавераннахре он вел себя как рачительный хозяин. Город был украшен многочисленными великолепными постройками. Он стал городом собранных из разных стран представителей искусства и науки. Неграмотный Тамерлан свободно говорил по-тюрски и по-персидски, хорошо знал историю и любил беседовать с учеными. Военное и гражданское управление в его империи было построено по законам Чингисхана. После смерти Тимура созданная им держава быстро распалась.
12)Завоевание Бабура Индии Бабур происходил из рода Тимуридов, а Тимур, в свою очередь, происходил из рода Барлас. Сами представители династии назвали себя Гуркани (перс. گورکانی — Gurkâni, мн. ч. перс. گورکانیان — Gurkâniyân). Бабур является прямым потомком Тамерлана. Отец Бабура — Омар-Шейх Мирза, его отец — Абдусаид Мирза — Султан Мухаммед Мирза — Мираншах — Тамерлан. Его мать, Кутлуг Нигорханым, была дочерью ташкентского правителя Юнусхана.
В возрасте около 12 лет унаследовал от отца престол Ферганы. Его отец Омар-шейх погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. Бабур в течение многих лет вёл междоусобную борьбу с другими феодалами.
В 1500—1505
годах был вытеснен
ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство
со столицей в Кабуле. Оттуда в 1526
году предпринял
завоевание Индии, куда перенёс центр
вновь образованной державы. До 1512 годапытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Из Кабула Бабур совершал
с 1519
года походы в Северо-Западную
Индию и в 1525
году предпринял
поход на Дели. В битвах с делийским правителем Ибрахимом Лоди при Панипате в апреле 1526 и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри