Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"
На территории Беларуси стоянки населения культуры гребенчато-ямочной керамики выявлены на протоке между Нарочью и Местром, около Постов. Стоянки их на Беларуси небольшие по размерам и очень слабо насыщены находками.
Из-за своей малочисленности пришлое население с севера не смогло культурно и этнически освоить Поозерье. Уже к концу 3-го тыс. до н.э. оно было ассимилировано местным нарвенским населением, хоть и успело определенным образом повлиять на культуру последнего.
Носителей культуры гребенчать-ямочной керамики ряд исследователей причисляет к древнейшим предкам прибалтийских финнов, скорее всего эстонцев.
14. Зарождение
производящей экономики.
В неолитическую эпоху, особенно в ее позднейшие периоды, древнейшее население Беларуси начало овладевать производящими формами хозяйства –земледелием и скотоводством.
Земледелие зародилось на Ближнем Востоке около 8-7-го тыс. до н.э. Через пару тысячелетий это занятие распространилось на юго-восточный район Европейского континента. Затем оно распространилось на бассейн Дуная, на юг Польши и Украины. В Среднем Поднепровье навыки земледелия проникли в 4-м тыс. до н.э. с племенами трипольской культуры. Еще один импульс распространения земледелия шел от общности ямной культуры, которая перемещалась на левобережье Нижнего и Среднего Днепра.
Почти на каждом неолитическом поселении юга Беларуси найдены кремневые серпы и массивные жатвенные ножи. В почве около поселений нового каменного века выявлена пыльца окультуренных растений.
Животноводство зародилось и распространилось примерно одновременно с земледелием. В позднепалеолитическое время на стоянке неманской культуры Камень-2 на западе Полесья были известны коровы, свиньи, козы и овцы, собаки.
В позднем неолите и особенно в последующую эпоху возникла необходимость вырубки лесов, для чего был необходим инвентарь – топоры. Кремень, который залегал на поверхности не подходил для их изготовления. Для этих целей особенно подходил кремень, который залегал в толще мела. В отдельных местах население начало переходить к добыче кремня шахтовым способом. Археологические исследования возле Красносельского показали, что первоначально кремень тут добывали небольшими ямами и траншеями. Это могло делать и население местной поздненеолитической неманской культуры. Однако первыми шахтерами стали носители культуры шароподобных амфор. При добыче кремня использовались различные инструменты – камни, возможно каменные сверленные топоры. Для шахтопроходки использовались различные инструменты из рога, дерева и камня – колья, кирки-кайлы, копачи. Для проникновения в шахты использовались лестницы или обычные палки. Первоначально обработка добытого кремня велась на месте: отбирался мелкий материал, сбивались с желваков ненужные наросты. Дальнейшая обработка велась в размещенных рядом с шахтами мастерских. Мастерские, которые действовали на основе Красносельских шахт, специализировались преимущественно на изготовлении кремневых топоров. На Среднем Поросье найдено несколько тысяч шахт. Поэтому из добытого кремня, вероятно, было изготовлено бесчисленное множество топоров, которые затем путем обмена распространялись на Понеманье и могли экспортироваться даже в более отдаленные районы.
15. Энеолит Беларуси и сопредельных территорий. Формирование индоевропейской общности и расселение индоевропейцев за пределы прародины.
В 3-м тыс. до н.э. в Европе происходят исключительные по своему значению изменения, важнейшим итогом которых стало появление на этой территории носителей индоевропейских языков и складывание многих европейских общностей. В первоначальной истории индоевропейцев еще много невыявленного. Споры исследователей более всего ведутся вокруг их первоначальной локализации. А также об определении путей, времени и механизма распространения индоевропейских диалектов и их носителей. В начале освоения Европы индоевропейцы вероятнее всего занимали северопричерноморские и поволжские степи, куда они, по мнению исследователей, попали с Южного Кавказа, Восточной Анатолии и Северной Месопотамии, где, возможно и находилась их прародина.
Индоевропеизация нашего континента, вероятно, происходила путем проникновения индоевропейских диалектов вместе с некоторой частью населения, которое смешивалось с местными этническими группами. Каким бы образом не происходили процессы индоевропеизации, сейчас почти не вызывает сомнений, что во 2-м тыс. до н.э. большая часть Европы уже была заселена населением, которое разговаривало на индоевропейских языках.
С одним из этапов индоевропеизации значительных просторов Средней и Восточной Европы связывают распространение культур шнуровой керамики.
Возникновение групп населения со шнуровой керамикой на территории Беларуси, вероятно, было одним из существеннейших событий индоевропеизации нашего края. Сложно пока определить, как сложилась общность племен поднепровской шнуровой керамики, культуру которой называют среднеднепровской. По заключению И. Артеменко, первоначально среднеднепровская общность шнуровиков начала формироваться на небольшой территории правобережья Среднего Поднепровья. Этот самый ранний этап ее существования занимал 26-24вв. до н.э. На среднем этапе (24-18вв. до н.э.) среднеднепровцы расселились на левобережье Среднего Днепра, на Десну, Припять, Верхнее Поднепровье. Одновременно происходит процесс ассимиляции местного населения, результат чего проявляется на позднем этапе (18-15вв. до н.э.). На территории Беларуси поселения и погребения среднеднепровцев относятся к среднему и позднему этапам развития их культуры.
Население среднеднепровской к-ры обычно селилось на песчаных пригорках среди речных и озерных пойм, на краях речных террас. Жилища: наземной столбовой конструкции с очагами в ямах, иногда обложенное камнями. Рядом с жильем встречаются хозяйственные ямы. Использовали кухонную и столовую лепную посуду: большую плоскодонную с отогнутыми прямыми горловинами, горшки с утолщением по краю венца, чаши с плоскими или округлыми днищами. Орнаментация: ряды перекрещенных треугольников, линий, насечек, отпечатки шнура или палочки с обкрученной ниткой. Пользовались кремневыми скребками, ножами, топорами, наконечниками стрел, копьев, каменными сверлеными топорами, зернотерками, отбойниками, изделиями из кости. Металлические изделия – в основном украшения и оружие.
Погребения (Ходосовичи Рогачевского, Сябровичи Чечерского р-нов и др.). На месте погребений обычно разжигался костер, наверное, чтобы очистить их магической силой огня. Затем выкапывали ямы очень разной ориентации, дно которых посыпали углем или пеплом, покрывали постилкой. На подстилку умершего клали в скорченном положении.. в некоторых случаях помещали и сожженные остатки. Погребальные ямы перекрывались, иногда мели ограду, затем над могилами насыпались курганы, которые обкапывали ровиками, иногда обносились оградой. Однако чаще среднеднепровцы хоронили умерших в бескурганных могильниках по обряду как кремации, так и трупоположения. Погребальный инвентарь: глиняная посуда, каменные, кремневые, металлические изделия, украшения и др. При этом посуда обычно отличалась от столовой и кухонной некоторыми технологическими, орнаментационными и мифологическими особенностями.. чаще это были горшки, амфоры, кубки. Умершим, которые при жизни занимали высокое социальное положение, клали медные и бронзовые орудия труда и оружие. Очень распространен был обычай помещать в погребения жертвенных животных или их части. Занятия – земледелие и скотоводство (коровы, овцы, свиньи, лошади. Значительная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству.
Были широко распространены культы огня и солнца.
Типичный пример радикальных этнокультурных изменений – судьба жителей Белорусского Поозерья. Этот регион в конце неолита занимали племена поздненарвенской культуры, однако в начале 2-го тыс. до н.э., а может и раньше, сюда начинают переселяться с Поднепровья группы мигрантов, которые отступали под натиском шнуровиков. Они принесли свои традиции, что в первую очередь отразилось на керамике. Вскоре сюда проникают и шнуровики как с Поднепровья, так и со стороны Прибалтики, с которыми проникают и элементы культуры. В результате получился синтез нескольких этнокультурных компонентов – местного поздненарвенского и пришлых, в результате чего сформировалась необычайно самобытная северобелорусская культура.
Северобелорусская культура представлена в основном стоянками, вероятных ее могильников пока не выявлено. Местное население селилось на песчаных побережьях озер или устьях или истоках небольших рек. Наиболее значительные поселения выявлены на Кривинском торфянике на границе Бешенковичского и Сенненского районов, это стоянки Кривино-1,2,3 и Осовец – 2,5.
Жители кривинских стоянок стоили наземные жилища вытянутой формы с двускатной крышей. В центре жилища размещались сильно углубленные в землю вертикальные заостренные столбы. В жилищных постройках на Осовцах-2 находились открытые очаги, основу которых составляли пласты песка. В очагах сохранились скопления пепла и углей, однако каменных обкладок не найдено.
Белорусский север беден на кремневые запасы, поэтому это сырье поступало к местным жителям в основном с соседних территорий. Кремень берегли и использовали экономно. Местное население было знакомо с каменными топорами, долотами и теслами. Из камня были также разные полированные плиты, некоторые грузила для рыболовных принадлежностей. Нехватка кремневого сырья успешно заменялась рогом и костью. Из них изготавливались: оружие (наконечники копий, кинжалы), рыболовные принадлежности (крючки и гарпуны), инструменты (топоры, тесла, долота, шилья и иголки, скребки, ретушеры, ложки и т.д.). Широко использовалось дерево, из которого изготавливали миски, различные бытовые вещи, а также челны. Глиняная посуда: большие горшки со сведенным верхом и острым дном. В глину добавлялись толченые ракушки. В позднее время начала использоваться плоскодонная посуда. Орнаментация – насечки, отпечатки тонкого гребня, ямочные и накольчатые элементы, линейный штамп. Был известен и шнуровой орнамент. На стоянках найдены костяные статуэтки зверей, птиц и особенно человека, музыкальные (похожие на жалейку) инструменты из трубчатых костей птиц, что свидетельствует о высоком уровне развития искусства.
Основные занятия – охота, собирательство. Рыболовство. Около середины 2-го тыс. (в конце существования племен северобелорусской к-ры) местное население уже знакомо с некоторыми медными изделиями (медное шило на стоянке Осовцы-2). В это же время все больше распространяется плоскодонная гладкостенная, а также заштрихованная керамика.
16. Этнокультурная карта Беларуси в эпоху бронзы.
Среднеднепровская общность шнуровиков начала формироваться на небольшой территории правобережья Среднего Поднепровья. Этот самый ранний этап ее существования занимал 26-24вв. до н.э. На среднем этапе (24-18вв. до н.э.) среднеднепровцы расселились на левобережье Среднего Днепра, на Десну, Припять, Верхнее Поднепровье. Одновременно происходит процесс ассимиляции местного населения, результат чего проявляется на позднем этапе (18-15вв. до н.э.). На территории Беларуси поселения и погребения среднеднепровцев относятся к среднему и позднему этапам развития их культуры.
Население среднеднепровской к-ры обычно селилось на песчаных пригорках среди речных и озерных пойм, на краях речных террас. Жилища: наземной столбовой конструкции с очагами в ямах, иногда обложенное камнями. Рядом с жильем встречаются хозяйственные ямы. Использовали кухонную и столовую лепную посуду: большую плоскодонную с отогнутыми прямыми горловинами, горшки с утолщением по краю венца, чаши с плоскими или округлыми днищами. Орнаментация: ряды перекрещенных треугольников, линий, насечек, отпечатки шнура или палочки с обкрученной ниткой. Пользовались кремневыми скребками, ножами, топорами, наконечниками стрел, копьев, каменными сверлеными топорами, зернотерками, отбойниками, изделиями из кости. Металлические изделия – в основном украшения и оружие.
Погребения (Ходосовичи Рогачевского, Сябровичи Чечерского р-нов и др.). На месте погребений обычно разжигался костер, наверное, чтобы очистить их магической силой огня. Затем выкапывали ямы очень разной ориентации, дно которых посыпали углем или пеплом, покрывали постилкой. На подстилку умершего клали в скорченном положении.. в некоторых случаях помещали и сожженные остатки. Погребальные ямы перекрывались, иногда мели ограду, затем над могилами насыпались курганы, которые обкапывали ровиками, иногда обносились оградой. Однако чаще среднеднепровцы хоронили умерших в бескурганных могильниках по обряду как кремации, так и трупоположения. Погребальный инвентарь: глиняная посуда, каменные, кремневые, металлические изделия, украшения и др. При этом посуда обычно отличалась от столовой и кухонной некоторыми технологическими, орнаментационными и мифологическими особенностями.. чаще это были горшки, амфоры, кубки. Умершим, которые при жизни занимали высокое социальное положение, клали медные и бронзовые орудия труда и оружие. Очень распространен был обычай помещать в погребения жертвенных животных или их части. Занятия – земледелие и скотоводство (коровы, овцы, свиньи, лошади. Значительная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству.
Были широко распространены культы огня и солнца.
Типичный пример радикальных этнокультурных изменений – судьба жителей Белорусского Поозерья. Этот регион в конце неолита занимали племена поздненарвенской культуры, однако в начале 2-го тыс. до н.э., а может и раньше, сюда начинают переселяться с Поднепровья группы мигрантов, которые отступали под натиском шнуровиков. Они принесли свои традиции, что в первую очередь отразилось на керамике. Вскоре сюда проникают и шнуровики как с Поднепровья, так и со стороны Прибалтики, с которыми проникают и элементы культуры. В результате получился синтез нескольких этнокультурных компонентов – местного поздненарвенского и пришлых, в результате чего сформировалась необычайно самобытная северобелорусская культура.
Северобелорусская культура представлена в основном стоянками, вероятных ее могильников пока не выявлено. Местное население селилось на песчаных побережьях озер или устьях или истоках небольших рек. Наиболее значительные поселения выявлены на Кривинском торфянике на границе Бешенковичского и Сенненского районов, это стоянки Кривино-1,2,3 и Осовец – 2,5.
Жители кривинских стоянок стоили наземные жилища вытянутой формы с двускатной крышей. В центре жилища размещались сильно углубленные в землю вертикальные заостренные столбы. В жилищных постройках на Осовцах-2 находились открытые очаги, основу которых составляли пласты песка. В очагах сохранились скопления пепла и углей, однако каменных обкладок не найдено.