Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Беларуси"
Белорусский север беден на кремневые запасы, поэтому это сырье поступало к местным жителям в основном с соседних территорий. Кремень берегли и использовали экономно. Местное население было знакомо с каменными топорами, долотами и теслами. Из камня были также разные полированные плиты, некоторые грузила для рыболовных принадлежностей. Нехватка кремневого сырья успешно заменялась рогом и костью. Из них изготавливались: оружие (наконечники копий, кинжалы), рыболовные принадлежности (крючки и гарпуны), инструменты (топоры, тесла, долота, шилья и иголки, скребки, ретушеры, ложки и т.д.). Широко использовалось дерево, из которого изготавливали миски, различные бытовые вещи, а также челны. Глиняная посуда: большие горшки со сведенным верхом и острым дном. В глину добавлялись толченые ракушки. В позднее время начала использоваться плоскодонная посуда. Орнаментация – насечки, отпечатки тонкого гребня, ямочные и накольчатые элементы, линейный штамп. Был известен и шнуровой орнамент. На стоянках найдены костяные статуэтки зверей, птиц и особенно человека, музыкальные (похожие на жалейку) инструменты из трубчатых костей птиц, что свидетельствует о высоком уровне развития искусства.
Основные занятия – охота, собирательство. Рыболовство. Около середины 2-го тыс. (в конце существования племен северобелорусской к-ры) местное население уже знакомо с некоторыми медными изделиями (медное шило на стоянке Осовцы-2). В это же время все больше распространяется плоскодонная гладкостенная, а также заштрихованная керамика.
История населения Южной Беларуси, после которого остались памятники тшцинецко-сосницкого типа, обычно рассматривается в рамках тшцинецко-комаровско-сосницкой общности, которая в эпоху бронзы распространяется на просторах Европы. Хронология ее определяется в рамках 15-9вв. до н.э.
В этой общности выделяются восточный и западный регионы. Западный занимали племена, культуру которой выделяют как тшцинецкую или западнотшцинецкую (Польша, Западное Полесье и Западная Волынь). В восточном регионе жили племена восточнотшцинецкой культуры. Они занимали территорию на восток до Подьясенья и образовывали ряд групп, из которых сосницкая, по мнению некоторых археологов, образовывала самостоятельную культуру и охватывала территорию Среднего и Верхнего Поднепровья, заходя в Припятское Полесье и даже центральные районы.
Наибольшее количество памятников на Белорусском Полесье, в низовьях правых притоков Припяти.
Тшцинецко-сосницкое население селилось на песчаных возвышениях среди речных и озерных лугов или редко на мысообразных выступах на краях речных террас. В некоторых регионах прослеживается «гнездовой» способ расположения, когда на определенных участках долины размещались до 5-6 и больше поселений. Одни из поселений были кратковременными, на других жили долгое время. При раскопках в д. Пустынка на Черниговщине выявлено 35 построек, из которых 20 являлись жильем, 2 – культовыми, а остальные – хозяйственными постройками. Жилье – наземное или углубленное в землю на 0,5-1,4м площадью от 24-40 до 72-120м2. Жилье состояло из двух помещений – жилой «светлицы» и кухни. В интерьер входили печки из камней или открытые очаги, хозяйственные ямы.
Погребения –
курганные и бескурганные могильники
с трупосожжениями и
Наиболее распространены
небольшие вытянутые вверх
Рабочий инвентарь – кремневые серпы, мелкие наконечники стрел, треугольные с вогнутой основой или с черенками, каменные зернотерки, сверленые топоры и топоры-клинья, литейные формы и тигли (признак металлургии). Украшения – шпильки, браслеты, фибулы, кольца разных типов. Занятия – земледелие, скотоводство.
17. Ранний
железный век Южной и Юго-
В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения.
Милоградская культура принадлежала племенам раннего железного века, которые в 7-3вв. жили в Среднем и Верхнем Поднепровье на территории современных Гомельской, Могилевской, востоке Брестской, юге Минской областей, севере Украины. Название получила от городища около д. Милоград Речицкого района.
Население жило в городищах и неукрепленных поселениях. Городища особенно многочисленны в восточной части Гомельщины. Одни из них лежат на высоких береговых мысах, другие – в низинах, среди болот. Выявлена около 150 городищ милоградской культуры. Их размеры от 0,3 до 1га. Наиболее изучены городища около д. Горшков, Милограды, Лиски, Старое Село Речицкого, Осоревичи Брагинского, Мохов, Липняки Лоевского, Ясенец Мозырского районов.
При исследовании выявлены остатки около 50 жилых помещений площадью от 10 до 50м2, для которых характерна столбовая конструкция, а также полуземлянки. Очаги на определенном расстоянии от входа иногда обкладывались камнями. Около жилья возводились хозяйственные постройки – ямы-склепы для припасов, стойловые помещения.
Милоградцы пользовались копьями и стрелами с железными наконечниками, железными топорами, серпами, ножами и даже бритвами. Многочисенные виды украшений связаны с одеждой. В отдельных местах носили мониста из привозных стеклянных шариков.
Посуда круглодонная,
верхняя часть
Умерших хоронили на бескурганных могильниках около городищ и поселений (исследовано 150 захоронений). На раннем этапе бытовали обряды трупоположения и трупосожжения, позже только трупосожжение. Известны погребения в курганах.
Милоградская культура существовала на рубеже нашей эры и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой культурой. По другому мнению, ее просто сменила зарубинецкая культура на 1-2 столетия раньше. В социально-историческом развитии племена милоградской культуры находились на начальной стадии распада первобытнообщинного строя.
Вопрос о генезисе милоградской культуры не имеет однозначного решения. Исследователи связывают ее происхождение с местным населением поздней бронзы. Некоторые связывают милоградские племена с «геродотовыми» неврами и видят в них ранних славян. Однако большинство ученых считают милоградскую культуру балтской. В составе культуры много скифских элементов.
С конца 1 тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поднепровьи, там, где раньше находился основной ареал милоградской культуры, сложилась зарубинецкая культура, племенам которой принадлежит значительная роль в истории населения раннего железного века. Зарубинецкая культура была распространена в границах Гомельской, Могилевской, части Брестской, Минской областей. Почти на каждом городище милоградской культуры в южной Беларуси присутствуют слои зарубинецкой культуры. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения, построенные их предшественниками.
В начальном периоде существования культуры основным типом поселений были городищи. Около городищ возникали селища и бескурганные могильники. Наиболее важные памятники на территории Беларуси Чаплин, Горошков, Мохов, Глыбов, Воронино на Гомельщине, Щетково на Могилевщине. Распространенными жилыми помещениями племен зарубинецкой культуры были однокамерные квадратные или прямоугольные в плане площадью от 10 до 24 м2 наземные постройки столбовой конструкции, которые имели двускатные крыши. В одном из углов или около стены внутри жилища размещалис на глиняных площадках открытые каменные очаги. В бассейне Припяти археологами исследованы поселения площадью от 1 до 10га и жилые постройки – полуземлянки, углубленные в землю на 0,4-1м, около жилищ – ямы-склепы.
Всего исследован 11 зарубинецких могильников (730 захоронений). Зарубинцы умерших сжигали, остатки ссыпали на дно ямы глубиной 0,5-0,7м, куда помещали горшки и миски. Сверху ложили орудия труда, вещи вооружения, украшения. Особенно интересны бронзовые фибулы для верхней одежды, которые играют роль надежного датировочного материала. Вещи из погребений свидетельствуют об имущественном неравенстве.
На каждом зарубинецком поселении выявляются приметы добычи и обработки железа. Украшения из бронзы также делали на месте, что подтверждают глиняные тигли для плавки цветных металлов, формы, в которых отливали изделия.
Среди глиняной посуды выделяются три группы: кухонные горшки, миски и небольшие кубки с ручками. Много глиняных пряслиц для веретен.
Зарубинецкие племена, которые были земледельцами и скотоводами, поддерживали связь с кельтами Западной Европы, скифами Нижнего Поднепровья. Из греческих городов к ним попадали амфоры.
Одни исследователи
считают зарубинецкие племена предками
славянского населения
Западное Полесье в 4-3вв. до н.э. заселяли племена поморской культуры, ареал распространения которых занимал территорию Польши, Юго-Западной Украины и Юго-Западной Беларуси. Основная территория, которую занимали поморцы, находилась на территории Польши. Тут из общность сформировалась еще в 7в. до н.э., на основе местных традиций лужицких племен средней бронзы, на восток же от Буга они проникли на заключительном этапе своей экспансии.
Поселения – неукрепленные, застроенные полуземлянками или наземными столбовыми конструкциями с одним иди двумя помещениями и открытыми очагами, обложенными камнями. Лучше изучены могильники, представленные в основном бескурганными некрополями. Погребения (Ротайчицы, Трастяница Камецкого р-на, Оздамичи Столинского р-на): трупосожжения, пережженные кости ссыпали просто на дно ямки или в большую глиняную посуду-клеш, которую сверху накрывали миской или горшком. Часто остатки покойного помещали в глиняную урну или обставляли по периметру камнями.
18. Ранний
железный век Средней и
Весь железный век основным населением Средней и Северной Беларуси были племена культуры. Самые древние поселения первоначально не имели оборонительных укреплений и представляли собой открытые селища и почти не отличались от стоянок эпохи бронзы. Датируются 8-5вв. до н.э. (около д. Готовичи и Занарочь Медельского, Яселевичи Щучинского, Толкуны Дятловского р-нов). Позднее основным типом поселений становятся городища. Наиболее ранние городища (Августово Лепельского р-на) укреплялись только деревянной стеной. Позже начались возводиться хорошо укрепленные городища, а ранние – перестраиваться (насыпались валы и выкапывались рвы). Постройки – длинные дому столбовой конструкции, разделенные на 3-6 помещений. Внутри каждого помещения помещались очаги, обложенные камнями или глиняными валиками.
В ранний период носители культуры еще не были знакомы с металлургией железа и орудия труда изготавливали из камня, рога, кости, дерева (каменные топоры, тесла, жатвенные ножи, зернотерки, точильные бруски, костяные и роговые украшения). Наиболее массовой находкой являются обломки глиняной посуды, которая изготавливалась методом налепа без применения гончарного круга. Поверхность основной массы сосуда покрывалась очень характерной штриховкой, наносимой, видимо, пучком травы или соломы.
Во второй половине 1-го тыс. до н.э. овладели навыками обработки железа, которое вытесняет камень. Железные предметы разнообразны по назначению (топоры, долота, зубила, серпы и ножи для жатвы, лезвия, ножи, шилья, иголки, наконечники копий, дротиков и стрел, фибулы, поясные пряжки. Многие украшения изготавливались из бронзы. В это время появляются ребристые, украшенные на ребре защипами или ямочными углублениями. Погребальный обряд археологически не известен.
Северо-восток Беларуси в железном веке занимали племена днепро-двинской культуры, которые принадлежали как и племена штрихованной керамики, к балтоязычному населению. Оде этих группы племен имели одинаковый хозяйственный уклад. Их занятиями было подсечное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, разнообразные домашние промыслы. Они строили на городищах одинаковые типы жилищ – длинные многокамерные дома столбовой конструкции.
Территория, которую занимали племена днепро-двинской культуры, большая: Верхнее Поднепровье, Верхнее и среднее Подвинье, верховья Оки, левые притоки реки Большая, там, где потом жили кривичи. В Беларуси известно 188 городищ (раскапывались 17). Наиболее важными памятниками являются городища Абрамово, Барсуки Верхнедвинского, Кубличи Ушатского, Бураково, Казиново Городокского, Поддубники, Прудники Миерского, Горовые Полоцкого, Кострица Лепельского районов. Культурный слой днепро-двинской культуры был выявлен в нижних слоях средневековых городищ в Витебске, Полоцке, Лукомле. Погребальные памятники остаются неизвестными.
19. Происхождение балтов и славян.
В 3-2 тыс. до н.э. на территории, охватывающей бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья в результате местного неолитического населения индоевропейцами происходит формирование балтов (литовцы, латыши, прусы, ятвяги). На протяжении 2-го тыс. до н.э. происходил процесс смешения балтов (индоевропейцев) с местным населением. Сначала балты заселились в Поприпятье и Поднепровье. В это время на территории Беларуси наступает бронзовый век. Индоевропейцы занимались плужным земледелием, поклонялись огню и солнцу. Проявлением культа огня был обычай посыпать тело умершего минеральной красной охрой. З деятельностью индоевропейцев связывают орнамент, которым украшали посуду, - отпечатки шнура, накрученного на палочку (шнуровой). Ее ареалы распространения охватывали большие территории Европы. В том числе и земли Беларуси. С середины бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур среднеднепровской, висло-неманской, шнуровой керамики Полесья, а также северобелорусской. Использование бронзы в земледелии и животноводстве привело к обогащению отдельных семей, которые стали подвергаться грабежам, поэтому основным типом поселения балтов были укрепленные поселения, которых на Беларуси было около 1000. В одном городище жило в среднем 50-75 человек. С развитием земледелия городища сменяются открытыми селищами. Но неолитическое население Беларуси не было полностью ассимилировано. Некоторые регионы Беларуси были слабо заселены балтами, но на большей части ее территории сформировался балтский этнос, о чем свидетельствуют названия рек (Друть, Палата, Ула). Наиболее часто встречаются гидронимы, связанные с балтами в бассейнах Сожа и Березины.