Шпаргалка по "История России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История России".

Файлы: 1 файл

История России. Любичанковский.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

враждебное отношение большинства европейских государств, которое не замедлило проявиться уже при ближайших преемниках Петра I.

Первым крупным столкновением  второй четверти XVIII в., в которое оказалась, втянута Россия, стала так называемая война за "польское наследство" 1733-1735 гг. В конечном счете, именно русская военная и дипломатическая поддержка обеспечила приход к власти сына Августа II, саксонского курфюрста Фридриха-Августа. Однако победа России еще более обострила русско-французские отношения. Франция пыталась взять реванш, подстрекая к выступлению против России Швецию и Османскую империю.

В 1735 г. началась русско-турецкая война. В этой войне Россия стремилась обезопасить свои южные границы, постоянно подвергавшиеся агрессии со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства, обеспечить себе удобные торговые пути в Азию по главным русским рекам, впадающим в Черное и Каспийское моря, а также вернуть земли, утраченные по Прутскому договору 1711 г. С большими потерями русская армия в 1736 г. овладела Азовом, в 1737 г. - Очаковом. В 1739 г. произошло крупное сражение под Ставучанами, в результате которого разбитые турецкие войска отступили и открыли русским путь к крепости Хотин и Яссам. Но в целом итоги войны, стоившей жизни 100 тыс. русских воинов, были незначительными. По Белградскому договору 1739 г. Россия получила Азов, но так и не добилась права иметь флот на Азовском море и укрепления в Азове. К России отошла небольшая территория на Правобережной Украине. В конечном счете, главные стратегические цели не были достигнуты, России удалось лишь частично пересмотреть условия Прутского договора. Неблагоприятный фон для последующей внешней политики России создавал заключенный в том же 1739 г. с помощью французской дипломатии антирусский военный союз Турции и Швеции. В 1741 г. военные действия против России открыла Швеция. Побуждаемое Францией и Пруссией, шведское правительство добивалось отмены условий Ништадтского мира 1721 г. и возврат прибалтийских земель. Однако нападающая сторона явно переоценила свои силы: военные действия, проходившие на прибрежной территории Финляндии, показали абсолютное превосходство русской армии. В 1743 г. в Або был подписан мирный договор, подтвердивший территориальные приобретения России в Северной, войне и продвинувший ее границы в Финляндии за Выборг на 60 верст.

Руководство внешней  политикой России с 1744 г. сосредоточилось  в руках канцлера А.П. Бестужева-Рюмина, профессионального дипломата, начавшего службу еще в 1712 г. Бестужевская программа внешней политики, названная им "системой Петра I", учитывала общность устойчивых интересов России, во-первых, с морскими державами Англией и Голландией - при отсутствии каких-либо взаимных территориальных претензий их связывали давние торговые отношения, а во-вторых, с Австрийской империей - их сближала обоюдная заинтересованность в поддержании равновесия в Центральной Европе и отпоре Османской империи. России пришлось вступить в вооруженную борьбу с Пруссией в годы Семилетней войны (1756-1763), которая была общеевропейской. Англия и Франция вели борьбу за колонии в Америке и Азии и за господство на море. Усилившаяся в результате революции XVII в. Англия наносила сокрушительные удары по колониальным владениям и морским коммуникациям абсолютистской Франции.

В 1757 г. русская армия  вошла в Восточную Пруссию  и вскоре нанесла серьезное поражение  прусским войскам у деревни Гросс-Егерсдорф. В 1758 г. произошло кровопролитное сражение при Цорндорфе, закончившееся позорным бегством пруссаков. В 1759 г. последовало сражение на правом берегу Одера, у Кунерсдорфа, в результате которого был разбит весь цвет прусского войска, а Фридрих II оказался на грани самоубийства. В результате кампании 1759 г. прусского фронта больше не существовало. Путь на Берлин был свободен. В столице Пруссии царила паника. Однако из-за несогласованности среди союзников поход на Берлин был отложен до 1760 г. 28 сентября 1760 г. русские войска вступили, наконец, в Берлин. Берлин был принужден к уплате большой контрибуции, а ключи от него были высланы Елизавете Петровне. Взятие Берлина по замыслу русского командования являлось операцией, направленной на дезорганизацию экономического и политического центра Пруссии. После того как эта цель была достигнута, начался отход русских войск. Но Семилетняя война на этом еще не закончилась: в 1761 г. капитулировала прусская крепость Кольберг на Балтийском море. После этого силы Пруссии были окончательно сломлены и последние резервы исчерпаны. Пруссию спас случай. Петр III, вступивший на российский престол 25 декабря 1761 г., резко изменил курс внешней политики. В первый же день своего царствования он направил Фридриху II послание, в котором извещал о своем намерении установить с ним "вечную дружбу". В апреле 1762 г. с Берлином был подписан мирный договор. Россия вышла из Семилетней войны. Пришедшая к власти в июне 1762 г. Екатерина II, хотя и осудила на словах внешнюю политику своего предшественника, тем не менее, не возобновила войны с Пруссией и мир подтвердила. Таким образом, Семилетняя война не дала России никаких приобретений. Результаты ее заключались в другом - в подтверждении прочности завоеванных Россией в первой четвери XVIII в. позиций на Балтике, в укреплении международного престижа и в накоплении ценного военного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Развитие  культуры России в 1725-1762 годах.

Накопление знаний и  растущие потребности государства  в квалифицированных специалистах ставили новые более сложные  задачи в области образования. В 1731 г. по предложению бывшего сподвижника Петра I генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского был учрежден Сухопутный шляхетский (дворянский) кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа.

В последующее время  были образованы Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса, находившиеся в сфере особого покровительства правительства. Однако скудная материальная база, организационная неналаженность, неудачный набор преподавателей из иностранцев, не владевших русским языком, отрицательно сказывались на качестве подготовки учащихся. Улучшение наметилось лишь после того, как в 1758 г. руководство научной и учебной частью Академии наук было поручено М. В. Ломоносову.

Благодаря ему было поднято  на более высокий уровень преподавание гуманитарных дисциплин, основные предметы стали вестись на русском языке, преподавательский состав гимназии был пополнен наиболее одаренными студентами академического университета.

Новые организационные  основы в начале первой четверти XVIII в. получила и русская наука. В 1725 г. в 

Россию прибыли приглашенные из-за рубежа ученые и был назначен первый президент Академии лейб-медик Л. Л. Блюменхрос.

Далеко вперед шагнула  историография. К середине века завершается  превращение исторических знаний в  науку, чему во многом способствовали труды В.Н. Татищева. Его "История Российская" в четырех частях, доведенная до конца XVI в., в смысле подхода к предмету изучения являлась уже настоящим научным трудом. Историей плодотворно занимался М. В. Ломоносов, уделявший преимущественное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Перу Ломоносова принадлежат: "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.", "Краткий Российский летописец с родословием", историческая поэма "Петр Великий" и другие сочинения.

Во второй трети XVIII в. в России складывается первое литературное направление - классицизм. Основы современного литературного языка закладывались  во многом под влиянием Ломоносовского учения о трех "штилях": высоком, включавшем слова, общие для церковнославянского и русского языков, среднем, состоявшем из церковнославянизмов, и низком, содержавшем только слова русского языка.

Жанры трагедии и комедии  получили наиболее полную разработку в творчестве А. П. Сумарокова (1717-1777), написавшего 9 трагедий и 12 комедий.

Жанр стихотворных сатир, освоенный А. Д. Кантемиром (1709-1744), был  призван служить искоренению  пороков - таких, как невежество, корыстолюбие, стяжательство, пьянство, ханжество  и др.

Реформа стихосложения была связана с именем первого русского профессионального литератора Д. К. Тредиаковского (1703-1769).

Достижения русской  драматургии создавали благоприятные  условия для развития театрального искусства. В конце 40-х годов в  Ярославле появилась первая самобытная труппа российских актеров.

В искусстве второй трети XVIII в. получает распространение стиль  барокко. Для него были особенно характерны эмоциональная приподнятость, нарядность, широкое использование контрастов, преувеличений, иллюзионистических эффектов. Крупнейшими мастерами барокко в русской архитектуре были В.В. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский.

 

 

37. Внутренняя  политика России в 1762-1773 годах.  Содержания понятия «просвещённый  абсолютизм».

Вступив на престол, Екатерина  отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в февр. 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности. Монастырские крестьяне числом около 2 млн человек обоего пола были изъяты из ведения духовенства и переданы в управление Коллегии экономии. В ведении государства вошли вотчины церквей, монастырей и архиереев.

Императорский совет и преобразование Сената.

Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин  предложил создать Императорский  совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (как кондиции 1730 г.). Екатерина отвергла этот проект. По другому проекту Панина был преобразован Сенат — 15 дек. 1763 г. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Уложенная комиссия. Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель - выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. Дворянам разрешено избирать одного депутата от уезда, горожанам — одного депутата от города. В комиссии приняло участие более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % — от горожан, куда также входили и дворяне, 20 % — от сельского населения (государственных крестьян). Интересы православного духовенства представлял депутат от Синода. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица подготовила «Наказ» — теоретическое обоснование просвещённого абсолютизма. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 г. издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. Просвещённый абсолютизм.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». По мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого, при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.

Просвещённый  абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г. Родоначальником теории «просвещённого абсолютизма», считается Томас Гоббс.

Характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма  в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Жажда власти и славы  являлась существенным мотивом деятельности Екатерины II.

Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать  нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

Информация о работе Шпаргалка по "История России"