Шпаргалка по "Методике преподавания истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Методике преподавания истории" для госэкзаменов по истории России.

Файлы: 1 файл

Методика ответы.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи  курса «Методика преподавания  истории.

 

 Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

 

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

 

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.

 

Дает ответы на вопросы  чему учить, зачем учить и как  учить. Задачи: научно-методическая организация  учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.

 

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

 

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

 

Научно-методическая организация  процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

 

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются  в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять  исторические знания).

2.Цели и задачи обучения  истории.

 

Конкретные цели в  обучении истории установлены государственным стандартом (2004г.).Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, его познавательных и созидательных способностей.  
 
Основные цели исторического образования на современном этапе. 
 
1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России; 
 
2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;  
 
3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенцией:

 
акцент на личностный аспект общественного  развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности;

 
ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и на современный этап развития человечества;

 
нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества, и обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития.

 
Исходя из целей, выработаны основные задачи исторического образования:

 
ознакомить учащихся с совокупностью  знаний об историческом пути и опыте  человечества, служащих основой для  социализации вступающего в жизнь  человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

 
выработать у школьников представления  о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;

 
формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;  
формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

 
всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.

3. Вопрос о классификации методов обучения истории. Словесные (устные, вербальные)методы обучения.

 

А. А. Вагин  и П. В. Гора предложили классификации по источнику знаний.

Вагин:

  1. Метод живого слова (источник знаний – учитель).
  2. Наглядность (методы наглядного обучения).
  3. Текстовые методы и работа с текстом.

У Вагина односторонний  подход, направленный на деятельность учителя.

П. В. Гора:

  1. Словесные методы.
  2. Наглядные методы.
  3. Практические методы.

Классификация 1988 г.:

  1. Словесные методы.
  2. Печатно-словесные (текстовые) методы.
  3. Наглядные методы.
  4. Практические методы (самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся)

Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся).

В.Г.Карцов: классификация  по познавательной деятельности учащихся – тождество между процессом  познания и процессом познания в обучении.

И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин видоизменили логическое основание, в основе классификации – уровень познавательной деятельности учащихся – уровень определяет характер деятельности учащихся:

  1. репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – учитель вводит информацию при работе с любым источником знаний, а учащиеся должны понять эту информацию, запомнить и воспроизвести;
  2. проблемные методы – наряду с сообщением готовых знаний учитель предлагает пути к приобретению;
  3. частично-поисковый метод – учащиеся должны овладеть отдельными этапами поисковой деятельности или процесса научного познания, а значит самостоятельно, творчески осуществить часть процесса познания;
  4. исследовательский метод – учитель организует поисковую деятельность учащихся при работе с историческим материалом.

Классификация логически  последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся.

Общее в 3 видах классификации – это моноклассификации. Здесь одно логическое основание. В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета.

 

В практике группы методов  реализуются через совокупность приёмов (составных частей методов).

   Методические приемы – это составная часть методов обучения, т. е. такие способы учебной работы учителя и учащихся, которые могут быть выражены в виде перечня составляющих прием действий, адекватный специфике изучаемого материала.

     Приём обучения определяется непроизвольно, т.к. каждый урок единичен и неповторим.

Для определения приёма необходим анализ исторического материала.

(приемы формирования  образных представлений о главных  исторических фактах, приемы изучения  не главных исторических фактов  и др.)

 

Чаще всего  учителя  используют  словесные (устные, вербальные ) методы обучения. Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.

Метод  словесного  обучения истории состоит из ряда приемов, посредством которых 

он происходит. Так, Вагин  выделяет ряд таких приемов:

1.  Простое  сообщение.  В нем мы  только  сообщаем  об  историческом

событии,  указываем  на  факты,  действия,  людей.  Оно  содержит  в  себе  сжатую

конспективную передачу информации. Здесь отсутствуют описание, характеристики

и т.д.

2.  Сообщение   учителя  об  исторических  событиях,  процессах,  конкретных

исторических  личностях  будет  соответствовать  методическим  требованиям  тогда,

когда  будет  сюжет.  Наличие  сюжета  является  признаком  повествования

учителя на уроке. Повествование  учителя должно приближаться к художественному.

Повествование  учителя  — это  синтетический  прием,  так  как  он  содержит  в  себе

описание, характеристику, объяснение, рассуждение и т.д. 

Выделяют  два  вида  повествования:  образное  и  сюжетное. Образное

 повествование  передает  главные исторические  факты и их  существенные

детали  в  спокойной,  бесконфликтной  форме,  как  правило,  не  эмоциональной,  но

образной форме.

В отличие от образного, сюжетное повествование воссоздает главные

исторические факты  и их детали ярко и эмоционально. По форме оно приближается к 

художественному рассказу и часто называется рассказом или сюжетным рассказом.

В  основе  сюжетного  повествования  обязательно  лежит  какая-то  конфликтная 

ситуация, которая имеет  завязку, высшую точку развития –  кульминацию и развязку.

Конфликтная  ситуация  может  быть  открытой  или  скрытой;  социальной,

политической,  военной,  культурно-исторической;  может  выражаться  в 

противоборстве социальных классов, воюющих армий и т.д.

Существует  две  формы  сюжетного  повествования:  персонификация  и

драматизация.  Персонификация— это  форма  сюжетного  повествования  о

действиях вымышленного человека. В ее основе – придуманный  сюжет о его судьбе,

условиях  жизни,  поступках.  Этот  прием  помогает  ученикам  сформировать

представления  об  эпохе,  условиях  жизни  людей и сделать историческое  познание

более красочным и  интересным. 

В  основе драматизации  лежит диалог  двух  лиц,  которые пытаются

разрешить  конфликтную  ситуацию.  Использование  такого  приема  позволяет 

ученикам  сравнивать  позиции  различных  сторон,  аргументировать  свою  точку

зрения,  формирует  умение  выслушивать  и  принимать  чужую  позицию,  развивает 

навыки устной речи.

3. Описание - это последовательное изложение примет, либо особенностей

исторического  явления,  его  значимых  черт,  построения,  состояния,  либо  внешнего

вида.  В  нем  нет  сюжета,  зато  присутствует  какой-то  конкретный  объект,  который 

описывается.

Существует 2 вида  описания:  а)  картинное (это  прием  устного  изложения 

материала, когда в эмоционально-художественной форме создаются образы того или

иного  факта,  т.  е.  происходит  образное  воспроизведение  фактов  в  виде  целостных 

картин)  и  аналитическое (здесь  дается  анализ  изучаемого  объекта,  его  строением,

размеры,  предназначение  каждой  детали).  Такой вид описания  используется  при

описании орудий труда, построек, оружия, одежды и т.д.

4. Характеристика — это разновидность описания, которое содержит в себе

четко  сформулированный  ряд  существенных  примет,  особенностей  исторических

явлений в их внутренней связи. Существуете несколько видов  характеристики: 

а) сжатая (краткая) и развернутая,

б) сравнительная и  обобщающая,

в)  образная  характеристика (например,  типичных  представителей  общества

конкретного  периода:  купца,  помещика,  рабочего,  крестьянина  и  т.д.)  и

характеристика  исторической  личности.  Существуют  специальные  памятки  для 

развития умения характеристики событий или исторических деятелей.

5. Объяснение — это раскрытие внутренних  связей  и  зависимостей,

причинных закономерностей  и значение исторических явлений  и процессов.

6. Рассуждение — это последовательное  развитие  положений,

доказательств, которые  подводят ученика к выводам и  заключениям.

7. Школьная лекция — развернутое теоретическое рассуждение, научный

анализ и обобщение, которое проводится последовательно  с опорой на конкретный

исторический материал. Это синтетический прием, т.к. она (лекция) содержит в себе

другие приемы - описание, характеристику.

8. Беседа — диалогическая форма устного слова. Ее роль очень значительная в

обучении,  т.к.  она  позволяет  организовать  коллектив,  либо  индивидуальную

умственную деятельность. Существует несколько видов беседы:

–  вводная беседа; проводится в начале урока, имеет задачу подвести учеников к

изучению нового материала  путем: а) мобилизации знаний, полученных ранее,

б)  систематизации  и  обобщения  этих  знаний,  в)  мобилизации  и 

систематизацией знаний, полученных учащимися самостоятельно;

- контрольная; ее цель: проверка степени понимания излагаемого материала и

проверка знаний. В  результате контрольной беседы могут  быть выставлены оценки;

- аналитико-синтетическая  (эвристическая), основная задача  проведения такой 

формы  беседы – осмысление  изученного  исторического  материала  и  углубление

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания истории"