Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Методике преподавания истории" для госэкзаменов по истории России.
7.Создание исторических представлений и формирование исторических понятий в процессе обучения истории.
Исторические представление - это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей локализация их во времени и пространстве. Исторические представления всегда субъективны. Это объясняется особенностями восприятия исторической реальности. Большинство исторических знаний находится на уровне представлений. Эти знания являются наиболее распространёнными, так как они базируются на образе. В системе формирования исторических знаний представления выполняют очень важную роль, так как они являются как бы опорными сигналами, которые позволяют восстановить исторический факт, дать его характеристику.
Историческое понятие - это отражение в сознании наиболее значимых, обобщённых, систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило невидимую при первоначальном восприятии. Исторические понятия объективны. Это значит, что они должны быть приблизительно одинаковыми у каждого ученика. Именно понятия лежат в основе исторических знаний.
8.Современный урок
истории (классификация,
В методике преподавания истории много разговоров и споров ведется насчет
классификации (типологии) уроков. Эту проблему учитель решает каждый день, поэтому он определяет тип планируемого урока. Существует много типов уроков. Некоторые
насчитывают более 60. (т. к. используются разные критерии для определения типов
уроков). Наиболее часто в качестве основного критерия берется основная
дидактическая цель, которая решается на уроку, либо основные звенья процесса
изучения истории, а также основные методы проведения урока. Выделим несколько
способов определения типологии уроков истории. В 1960г. Лейбенгруп выделил
следующие типы уроков:
1) комбинированный,
2)изучение нового материала,
3) повторно-обобщающий,
4) урок проверки и учета знаний.
Здесь в основу положены основные дидактические цели, которые ставятся на
уроке.
Вагин выделил свою типологию уроков, положив в основу 2 критерия: основная
дидактическая цель и возрастные особенности детей.
Для 4 кл. - 3 типа уроков:
комбинированный,
изложение в форме рассказа,
урок-повторение.
Для 5 кл. - 7 типов:
вводный,
сообщения нового материала,
разбор нового материала,
заключительный по теме,
урок-опрос,
выработки умений и навыков,
составной урок (включает все звенья процесса обучения).
Для 9-11 кл. :
7 типов уроков для 5-7 кл.,
урок-повторение,
урок-обобщение,
реферативный урок ( конференция).
А. Стражев в 1964г. дал свою типологию уроков:
комбинированный,
изучения нового материала,
урок-беседа,
урок повторения и обобщения,
зачетный с написанием контрольной работы,
урок повторения и учета знаний путем опроса,
урок работы с документом (исследовательский урок),
урок-экскурсия,
урок- самостоятельной работы,
реферативный урок.
Дайри в 1978г. предложил даже 2 классификации:
Первая классификация — по основным звеньям обучения (основной
дидактической цели):
1) урок изучения нового материала,
2) урок проверки знаний,
3) урок повторения и обобщения,
4) комбинированный урок.
Вторая классификация — по способу проведения урока:
1) урок-лекция,
2) урок-семинар,
3) урок - лабораторная работа,
4) урок - практическая работа,
5) урок-диспут,
6) урок-конференция,
7) телеурок,
8) киноурок,
9)урок-экскурсия и т.д.
Эта классификация отражает ситуацию в школе. Поэтому более продуктивной
является классификация по основных звеньях обучения.
Под структурой урока необходимо понимать сочетание на нем тех или иных
звеньев процесса обучения, которые реализуются через соответствующие формы
работы. В 50-60-х гг. вопрос о структуре урока притягивал внимание учителей и
методистов. Развернулись дискуссии, в результате - вопреки рекомендациям
дидактики и методики уроки приобрели шаблонный характер. Считалась
обязательной проверка знаний, преподавание нового материала, его закрепление, а
также домашнее задание. Это отрицательно сказалось на результатах обучения.
Поэтому появилось много новых методов преподавания.
В структуре любого урока закономерно присутствуют основные звенья
организации процесса обучения. А именно:
1)организация класса на работу на уроке,
2) изучение, повторение, проверка знаний и домашнее задание.
Однако соотношение между этими этапами на уроках разных типов разное.
Требование к уроку:
1. Полноценность исторического содержания урока.
Урок и его содержание должны соответствовать современному уровню развития
исторической науки. Это значит, что факты должны быть достоверными, а их анализ
и обобщение должны подводить к объективным, научно обоснованным выводам.
Необходимо выделять опорные знания и уделять их усвоению особенное внимание.
Сообщение знаний должно сочетаться с освоением учащимися особенностей
познания истории как науки.
2. Полноценность педагогического замысла.
Полноценность педагогического замысла реализуется через правильное
определение роли урока в системе исторического образования и оптимальное
сочетание образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые будут
выражаться на уроке. Умелое использование закономерностей познавательного
процесса, учет уровня обучаемости школьников и в соответствии с этими
дифференцированными знаниями работы на уроке. Оптимальный отбор средств и
методов.
3. Активная познавательная
деятельность учеников на
Использование различных видов самостоятельной работы, как доминанты
усвоения готовых знаний. Это достигается путем развития теоретического мышления,
формирования умений и навыков у учеников, посредством использования различных
приемов применения и переноса знаний, через опору на разные виды внимания,
восприятия, запоминания и т.д. Учет мотивации ученика при организации различных
видов работы на уроке.
Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, его
теоретической и практической деятельности. Такими побудительными причинами
могут быть идеи, чувства, материальные идеи и потребности. Эти требования
выделяются через умение учителя заинтересовать детей содержанием урока, через
умение пользоваться различными видами мотивации, пробуждение познавательной
активности ученика и т.о. добиваться активизации деятельности учащихся.
4. Гибкость методики урока.
Реализуется через правильный выбор учителем различных источников
сообщения знаний и использования разных приемов учебной работы на уроке, через
умение перестроить методику по ходу урока, сделав ее более доступной ( либо
сложной) в зависимости от того как ее воспринимают ученики.
5. Высокая результативность урока.
Достигается через умение добиваться усвоения главного на самом уроке.
Умение реализовать цели урока, которые были определены в его начале. Учитель
должен выработать в себе педагогическое мастерство, а именно: должен наблюдать за
работой коллег, организовать собственную работу.
9.Значение и приёмы
изучения хронологии в
Невозможно изучать исторические события вне времени и пространства.
Локализация во времени выполняет важную роль в изучении истории. Временная
локализация исторических фактов и изучение хронологии в школе позволяет
привести в систему все изучаемые исторические факты, систематизировать их,
связать между собой и дать характеристику отдельных периодов в процессе
исторического развития. Каждая историческая эпоха и период имеют некоторые
общие черты и даже не зная подробностей сущности факта, но, зная события того
времени, можно восстановить исторический факт. Обязательная локализация во
времени не означает обязательного заучивания всех исторических фактов и дат,
включенных в курс истории. В зависимости от значения все исторические даты
можно поделить на 4 большие группы:
1) событий всемирного значения или глобальных исторических событий
(например, 30—40 тысяч лет назад появился «человек разумный», конец XV —
середина XVI в. — начало Великих географических открытий, вторая половина XVIII
в. – промышленная революция в Англии, 1939—1945 — вторая мировая война и т.д.),
2) периодизации истории (первобытное общество, древний мир, средние века,
новое время и новейшее время),
3) ориентировки в исторических событиях (например, датировка путешествий
Колумба помогает понять суть Великих географических открытий),
4) даты частноисторического характера (например, годы жизни исторических
деятелей).
Исходя из этого, обязательными для запоминания являются даты первых двух
групп. Даты третьей и
четвертой групп имеют
выполняют дополнительную роль.
Измерение времени для младших школьников представляет определенные
трудности. Обычно учитель пытается соотнести уже известные учащимся даты с их
жизнью. Однако таким образом изучение хронологии охватывает лишь небольшой
период времени. Поэтому здесь учителю поможет лента времени. Лента времени –
это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное
количество лет. Усвоение можно начать с десятилетия (т. к. это возраст детей). Затем
переходим к объяснению столетия (века). Рассказываем, как определить век. Если в
четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут
означать век: например, 1300 год – XIII век, но если на месте нулей будет любая
другая цифра, это означает, что идет следующий век. Например, 1301 год – XIV век.
Также определятся век в трехзначных датах. Для большего понимания можно
составить таблицу, в которой будут указаны года определенных веков. Например: IX
век – 801–900 гг., X век – 901 –1000 г. и т. д.
В рамках формирования представления о времени объясняем деление века на
первую и вторую половину, на трети и четверти века, а также объясняем такие
понятия как начало и конец века, 10-е, 20-е и т.д. годы.
Начальный момент системы летоисчисления, а также сама система
летоисчисления называется эрой, например, христианская или новая (наша) эра. Эрой
называют также крупный исторический период, а сам счет лет – летоисчислением.
Кроме линии времени есть еще ретрограмма. Вместо того, чтобы начинать с
прошлого и двигаться вперед, мы выбираем какую-либо точку и идем назад, т.е. это
линия времени наоборот. Чтобы сделать изложение более интересным, можно
показывать изменения времени на примере машин, домов и т. д. (т. е. использовать
прием сравнения).
Пример: Ретрограммы – двадцатый век.
Материалы: карточки с датами или список ключевых дат, которые вы хотите
использовать в ретрограмме.
Составление ретрограммы:
· Можно нарисовать ретрограмму на полу или использовать настенный стенд
или веревку с бельевыми прищепками. Отметьте сегодняшний день
· Приготовьте карточки с датами, чтобы разместить их на ретрограмме. Это
могут быть даты рождения учеников, вехи их жизни и жизни их родителей или
ключевые события двадцатого века.
· Отмерьте шагами и отмерьте разные события, начиная с года твоего рождения,
даты рождения родителей, дедушек, бабушек.
· Определите, какие события двадцатого века были ключевыми. Поместите их на
ретрограмму.
· Отметьте ключевые события на ретрограмме.
Какие же существуют приемы работы с хронологией?
В ходе изложения нового материала учитель фиксирует внимание учащихся на
наиболее важных исторических фактах. Например, просит их запомнить, предлагает
записать в тетрадь, связать дату со столетием, его частью, с ранее усвоенной датой с
помощью решения хронологических задач.
Важную роль в формировании и закреплении временных представлений
отыгрывает составление и ведение учащимися хронологических таблиц. Для этого в
конце ученической тетради отводится 4–6 страниц. Вверху первой из страниц
записывается название «Хронологическая таблица». Каждая страница этой таблицы
делится в соотношении ј:ѕ. В узкой части записывают даты, в широкой — события.
Считается, что ведение хронологических таблиц представляется целесообразным
даже если они есть в учебнике. При подготовке к урокам повторения, зачетным
урокам, хронологическим диктантам ученикам будет удобнее готовиться с помощью
таблиц. В связи с этим учитель должен познакомить учеников с приемами
Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания истории"