Шпаргалки по "Истории коммерции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1.Почему финикийцы названы народом моря
Название "финикийцы" - придумали греки. Финикия подверглась нашествию «народов моря» в XII-XIII веках до н. э. Арамеи примерно в это же время из Сирии в Финикию пытаются пробиться, а с востока, из-за Иордана, наступают еврейские племена. В результате удара «народов моря» города Северной Финикии утратили свое значение, а Сидон оказался захвачен филистимлянами из Аскалона (современный Ашкелон).

Файлы: 1 файл

Istoria_otvety_1 (1).docx

— 130.18 Кб (Скачать файл)

С VIII века завязываются особенно энергичные отношения с арабами (народами Востока, которые  вошли в состав Арабского Калифата). Этот период торговли продолжался приблизительно до X в. В IX веке параллельно с "арабской" торговлей заметно оживляется торговля Руси с Византией сначала с Корсунем, потом непосредственно с Константинополем.

Византия  стремилась даже ограничить наплыв русских  товаров  на свои рынки. Однако древнерусское  государство, используя военную  силу, успешно противодействовало чинимым  препятствиям. В шестидесятые годы IX века Русь была сильным и организованным северным соседом Византийской империи. Договоры с греками 907 и 911 гг. не только закрепляли успехи русского оружия, но и отражали реальность исторического  и политического существования  нового восточноевропейского государства - Киевской Руси, способного успешно  отстаивать свои интересы в международных  отношениях.

Одновременно  завязываются отношения и с Западной Европой. Торговля с народами Востока  шла  главным образом по Волге  и  ее притокам. С верховьев Волги  восточные купцы шли дальше к  Балтийскому морю. Самым западным пунктом восточной торговли был  остров Готланд на Балтийском море. На этом острове и на шведском берегу найдено двадцать четыре тысячи арабских цельных монет и четырнадцать тысяч обломков, а византийских около  двухсот.

Огромная  масса  их относится к X веку, часть - к IX и XI вв. Здесь же находят и  монеты западных стран, что говорит  о  постоянных встречах на этом острове  западноевропейских, византийских, и  восточных купцов. Несомненно, здесь  торговали и русские купцы. Самым  северным пунктом этой обширной торговли являлись берега Балтийского моря, самым южным византийские владения и Хазарское царство.

Последнее представляло собой паразитарное государство, расположенное  между низовьями  Волги и Дона и странами Кавказа.

Ведя  грабительское  полукочевое хозяйство, население  этого государства  втягивалось  и в торговлю, которую  вели купцы  с Кавказа, из Средней  Азии, Ирана, с одной стороны и  Киевской Руси, Новгородского края с другой. Эти купцы производили  торговлю мехами, воском, кожей, идущими  из районов Камы и более северных мест, в обмен на ткани и оружие из областей Кавказа. Торговля шла главным  образом речным путем по Волге.

В большинстве  случаев  города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей  был путь через Западную Двину  и Волхов с его притоками, через  систему волоков суда перетаскивались  в Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX веке.

Другим  из древнейших торговых путей был  Волжский путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным дорогам. К моменту  образования  Древнерусского государства  существовало уже несколько крупных  городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переславль, Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.

Племенные княжения восточных  славян объединились в единое государство  в IX в. К  моменту образования Древнерусского государства произошло объединение  трех крупных славянских племенных  союзов: Куявы - земли вокруг Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-восточная Русь.

Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и  не всесторонними. И, тем не менее, разнообразные  контакты между Древней Русью  и Западной Европой свидетельствуют  о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Особенно  интенсивными связи с Западной Европой  стали  во второй половине XII - начале XIII вв. Связи  с Западом выражались в том, что  страны обменивались изделиями  прикладного  искусства, а в результате и определенными  техническими навыками.

Взаимодействие  культур  осуществлялось через торговлю и  через дары посольств, через  иноземных  мастеров-ремесленников, которых нередко  приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие  поделки западных мастеров, как бронзовое  литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

 

14 Нидерландская буржуазная революция и становление первой торговой республики

Нидерландская буржуазная революция— успешная революция Семнадцати провинций в борьбе за независимость от Испанской Империи. В результате революции была признана независимость Семи Соединённых Провинций. Области, ныне известные как Бельгия и Люксембург (те из Семнадцати провинций, которые остались под правлением Габсбургов), получили название Южных Нидерландов. Первым лидером революции был Вильгельм Оранский. Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и приведшая к появлению первых европейских республик современного времени.

Изначально  Испании удавалось сдерживать всякого  рода ополчения. Однако в 1572 году повстанцы  захватили Брил и вспыхнуло восстание. Северные провинции приобрели независимость, сначала de facto и в 1648 de jure. Во время революции Голландская республика быстро росла становясь мировой силой благодаря торговым судам, развивающейся экономике и науке, а также культурному росту.

Южные Нидерланды (современная территория Бельгии, Люксембурга и северной Франции) какое-то время оставались под властью Испании. Однако, длительное угнетающее господство Испании на юге, стало причиной бегства финансовой, интеллектуальной и культурной элиты на север, что способствовало успеху Голландской республики. К концу войны в 1648 году большая территория Южных Нидерландов была проигранна Франции, которая, под руководством кардинала Ришельё и Людовика XIII, самостоятельно воссоединилась с Голландской республикой в борьбе против Испании в 1630-ых годах.

Первый этап конфликта  основывался на борьбе Нидерландов  за независимость. Однако, в центре уже последующего этапа было официальное объявление, De facto независимых Соединенных провинций. Этот этап совпал с подъемом Голландской республики, как мощной силы и становлением Нидерландской колониальной империи. Нидерланды стали первой  в  мире  страной, где совершилась буржуазная революция и возникла первая в истории  буржуазная республика.

Победа буржуазной революции  вызвала в стране быстрый  экономический  и культурный подъем. Высокий уровень развития судостроения и  судоходства  дал возможность голландским морякам совершать крупные географические открытия  в Азии, Австралии, Северной Америке. Это положило начало широкой  колониальной экспансии, приведшей к образованию огромной  голландской  империи.  Торговый флот Республики Соединенных  провинций в тот период почти вдвое  превосходил флоты Англии и Франции, вместе взятые. Республика заняла ключевые позиции  в мировой торговле, голландские  купцы  вели  главным  образом  посреднические операции, закупая товары в одних странах  и  продавая  в  других.  Амстердам приобрел  значение  главного  товарного  рынка  Европы.  Биржа   голландской столицы в XVII в. становится крупнейшей  в  мире  и  сохраняет  эту  позицию вплоть  до  конца  XIX  в.  За  короткий  исторический  период   Соединенные провинции  смогли  обогнать  в  своем  развитии   все   другие   европейские государства и  стать,  по  словам  К.Маркса,  "образцовой  капиталистической страной  XVII  столетия".  Не  случайно  это  столетие   вошло   в   историю Нидерландов  под  названием  "Золотого  века".  Возрастающее   экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры.

 

15 Политика протекционизма в Европейских странах

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической  теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

С лёгкой руки Адама Смита протекционизм XVI—XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия — протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII—XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн(Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте — министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Повсеместный  переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870—1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929—1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая  экономический рост в целом, а  также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что  наибольший эффект достигается: 1) при  единообразии применения импортных  и экспортных пошлин, субсидий и  налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при  повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки  и при полной отмене пошлин на импортируемое  сырьё; 3) при сплошном обложении  импортными пошлинами всех товаров  и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых  в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Сторонники  протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII—XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание«государств всеобщего благоденствия»). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII—XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения

 

 

16 Развитие торгового флота и освоение новых рынков сбыта

 Уже  в XIII в. мы встречаемся с  планами морских заатлантических  экспедиций в Ост-Индию. В эпоху  великих открытий прежде всего отличились португальцы с Генрихом Мореплавателем, Варфоломеем Диасом, Васкою да Гама и Фердинандом Магелланом во главе. Вскоре торговые экспедиции португальцев стали простираться до Японии и Китая. Из других мореплавателей того времени наиболее замечательны Колумб, Джованни Кабот, Америго Веспуччи и Мартин Бегаим . Далеко еще не совершенными и хрупкими были каравеллы и другие суда этих смелых открывателей; у них была лишь одна палуба, высокая каюта, 2—4 мачты с большими латинскими парусами и немногими парусами на реях. Кораблестроение, вообще, в Средние века не сделало значительных успехов. Существенное влияние на М. имело изготовление редуцированных карт Герардом Меркатором и введение лага, впервые описанного в "Regiment for the sea" Bourne'a, в 1577 г. Услуги мореходной астрономии оказало введение методов, хотя и несовершенных, определения долгот и широт. С открытием Америки и морского пути в Индию, с успехами искусства кораблевождения и проистекшей отсюда большей безопасности М. сильно оживилась морская торговля. В Португалии правительство монополизировало морские сношения с Китаем, Япониею и Сиамом; Бразилия сделалась местом ссылки. Торговля с Ост-Индиею подняла португальский торговый флот; Лиссабон после Амстердама сделался средоточием всего М. Падение М. Португалии началось, когда это государство было соединено с Испанией и в 1591 г. голландцам закрыт был доступ в Лиссабонскую гавань. М. испанцев ограничивалось почти исключительно торговлею невольниками, необходимыми для золотых и серебряных рудников Америки; морскому упадку Испании не помешало и владение Филиппинскими островами. Начиная с XV в., голландцыдостигают большого могущества на море, сначала успешно конкурируют с Ганзою, особенно в рыбной ловле, а затем обращаются против испанцев. Основанная в 1602 г. большая Ост-Индско-Голландская торговая компания и мореходное общество довели морское дело в Голландии до высшей ступени развития. На голландских верфях строились суда для всех почти наций. В половине XVII в. у Голландии было около 15000 торговых судов, в том числе 2000 для ловли сельдей и около 200 китобойных и для ловли тюленей. Поздно развилось М. у англичан; лишь Генрих VIII дал ему прочные основания устройством морской администрации, м-рами к образованию штурманов и лоцманов, регулированием берегового освещения и устройством портов и верфей. Еще больше сделала Елизавета для поднятия морского могущества Англии. Экспедиции вокруг света Дрэка и Кавендиша и гибель испанской Армады подняли национальное самосознание и обеспечили за Англией господство на море. Благодаря навигационному акту. Кромвеля Англия после победоносной войны с Голландией сделалась первою морскою торговою державою. В 1661 г была основана Английская Ост-Индская компания, позже развившаяся в значительную колониальную силу. Морское дело во Франции получает значение в XVII в., при Кольбере . Он установил правильный набор матросов из среды берегового населения, завел военные порты и верфи, платил судохозяевам премии за вновь построенные суда и издал морской устав 1681 г., послуживший образцом для других государств. Французская Ост-Индская компания была малоуспешна, но приобретение вест-индских "сахарных о-вов" способствовало развитию морской торговли. В Германии после падения Ганзы М. поддерживалось лишь Гамбургом, имевшим морские сношения с Испаниею, Португалией, Исландией и Гренландиею. Купеческие суда конвоировались обыкновенно военными фрегатами, для защиты от пиратов и каперов. Много вреда в XVII и XVIII в. причиняло морской торговле каперство. Несмотря на многочисленные морские войны, М. постоянно усиливалось: Дания и Швеция присоединились к морским державам. Россия, несмотря на усилия Петра Вел., долго не могла завести значительного флота. В XVIII в. появился ряд важных для М. изобретений — отражательные инструменты, секстаны, октанты и хронометр; одновременно появились и лунные таблицы, для определения долгот по лунным расстояниям. Продолжительные европейские войны конца XVIII и начала XIX в. послужили в пользу молодому флоту Северо-Американских Соединенных Штатов. В то время, как Англия и Франция спорили из-за славы изобретения парохода, американцы рейсом колесного парохода "Саванны" через Атлантический океан доказали свое уменье воспользоваться этим изобретением, сильнейшим образом способствовавшим развитию М. Изобретение гребного винта вскоре привело к всеобщему введению его на морских судах. Лес как строительный материал оказался недостаточным; появились смешанные по материалу железно-деревянные суда и, наконец, суда из железа и стали. Отсюда явилась необходимость устранения последствий местного уклонения компаса, так наз. девиации. Введение паровой силы увеличило число случаев столкновений судов; это привело к установлению правил относительно корабельного курса и позиционных фонарей. Сначала последние были введены лишь Англиею, но в 1858 г. приняты всеми. В 1859 г. международная конференция в Вашингтоне рассматривала разные проекты улучшений. Были введены международный сигнальные книги, семафорные станции и станции для туманных сигналов; расширено береговое освещение. Опасности М. уменьшились благодаря предсказанию бурь и правилам для маневрирования во время ураганов; указания наиболее выгодных курсов дали возможность быстрее совершать рейсы. И парусное судостроение поднялось, чтобы конкурировать с дорогими вследствие употребления угля пароходами; так наз. чайные клиперы достигли максимальной парусной быстроты. Окончание Суэцкого канала в 1869 г. увеличило пароходное сообщение между Европою и Вост. Азиею и подняло до того времени незначительное М. средиземноморских государств. Парусные суда в настоящее время служат лишь для перевозки сырья; распространенные повсюду пароходные линии приняли на себя всю перевозку пассажиров и дорогой клади, требующей быстрой доставки. Возникли крупные пароходные общества, а также общества для рыбной ловли в океане

Информация о работе Шпаргалки по "Истории коммерции"