Шпаргалки по "Истории коммерции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1.Почему финикийцы названы народом моря
Название "финикийцы" - придумали греки. Финикия подверглась нашествию «народов моря» в XII-XIII веках до н. э. Арамеи примерно в это же время из Сирии в Финикию пытаются пробиться, а с востока, из-за Иордана, наступают еврейские племена. В результате удара «народов моря» города Северной Финикии утратили свое значение, а Сидон оказался захвачен филистимлянами из Аскалона (современный Ашкелон).

Файлы: 1 файл

Istoria_otvety_1 (1).docx

— 130.18 Кб (Скачать файл)

17 Голландская Ост-Индская компания

Голландская Ост-Индская компания (нидерл. Verenigde Oostindische Compagnie, VOC, буквально: Объединённая Ост-Индская компания) — нидерландская торговая компания. Основана в 1602 году, просуществовала до 1798 года. Осуществляла торговлю (в том числе чаем, медью, серебром, текстилем, хлопком, шёлком, керамикой, пряностями иопиумом) с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией; монополизировала торговлю с этими странами Тихого и Индийского океанов.

Ост-Индской  компанией была основана целая сеть торговых факторий (в том числе на мысе Доброй Надежды, Персии, Бенгалии, Малакке (ныне в составе Малайзии), Китае, Сиаме(ныне Таиланд), Формозе (ныне Тайвань). Едва ли не самой замечательной фигурой в истории компании был Ян Питерсзон Кун, перенёсший её штаб-квартиру в основанный им город Батавия (ныне Джакарта) на острове Ява, ставший столицей голландских колониальных владений вАзии. Бывшие нидерландские владения в этом регионе до сих пор иногда называют Голландскими Индиями (Голландская Ост-Индия(Индонезия), голландские владения на полуострове Индостан, Цейлон, Малакка, Капская область в Южной Африке).

Компания  располагала шестью офисами (палатами) в портовых городах метрополии (в том числе в Амстердаме и Роттердаме) и управлялась советом из 17 купцов.

Голландская Ост-Индская компания явилась по сути первой акционерной фирмой в мире, так как впервые предложила своим учредителям нести долевую ответственность (и соответственно принимать долевое участие в распределении прибыли) за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей, ценившихся тогда в Европе на вес золота. Это было связано с тем, что по статистике домой возвращалось только одно судно из трёх, в то время как остальные становились жертвами форс-мажорных обстоятельств (пираты, бури и т. д.). При этом удачный рейс приносил огромную прибыль. Таким образом, процент возможной прибыли пайщика напрямую зависел только от суммы его вклада, мерой которого и становились первые в мире акции. Каждая акция вначале стоила 3 гульдена, за которые в то время можно было купить три воза пшеницы. Всего было выпущено и продано 2153 акции, на общую сумму 6,5 миллионов гульденов. Уже в 1604 году акции стоили 110 % первоначальной цены. В 1610 году они стоили 130 % первоначальной цены, когда в Европу впервые был привезён чай с острова Цейлон. В дальнейшем стоимость акций росла на 10 % в год. За первые 120 лет истории компании курс её акций вырос до 1260 %, но в дальнейшем произошел спад.

До 1644 года дивиденды выплачивались натурой — привезёнными товарами (в основном пряностями), в дальнейшем только деньгами.

К 1669 году компания была самой богатой частной фирмой, которую мир когда-либо видел, включая свыше 150 коммерческих судов, 40 военных кораблей, 50,000 служащих, частную армию из 10,000 солдат. Компания принимала участие в политических спорах того времени наряду с государствами. Так, в 1641 году она самостоятельно, без помощи Голландского государства, выбила из нынешней Индонезиисвоих конкурентов — португальцев. Для этого на средства компании были созданы вооружённые отряды из местного населения.

С именем Голландской Ост-Индской компании связано немало географических открытий и исторических фактов. Так, британский капитан Генри Гудзон, состоящий на службе у компании, в 1609 году во время поиска морского пути в Китай через Америку открыл названные в его честь реку и залив, у берегов которых позднее возник город Нью-Йорк (как известно, первоначально имевший название Нью-Амстердам). Сотрудник компании корабельный врач Ян Ван Рибек основал в 1652 году на южной оконечности Африки продовольственную базу для снабжения судов компании, плывущих из Европы в Индийский океан. Эта база сначала стала населенным пунктом — Капштадом, а впоследствии главным портовым городом ЮАР — Кейптауном.

Компания  находилась в постоянном конфликте  с Британской империей; испытывала финансовые затруднения после поражения Голландии в войне с этой страной в 1780—1784 годов, и распалась в результате этих затруднений.

 

 

18 Московско-английская торговая  кампания

Московская кампания,  английская торговая кампания, получившая в 1554 хартию английского правительства на право монопольной торговли с Русским государством. Русский царь Иван IV, стремившийся к расширению политических связей с Англией и др. странами Западной Европы, предоставил М. к. право беспошлинной торговли с Русским государством, а позднее (1569) — право транзитной торговли по волжскому пути со странами Востока. После отказа английской королевы Елизаветы I вести с русскими послами переговоры по политическим вопросам Иван IV в 1570 временно лишил М. к. всех привилегий. М. к. стремилась монопольно завладеть русским рынком, устранив всех конкурентов, прежде всего голландцев. Во время польско-шведской интервенции в России агенты М. к. выдвинули план захвата русского Севера и волжского пути; провал интервенции сорвал реализацию этого плана. После 1649, когда агенты М. к. были высланы из России, её деятельность фактически прекратилась.

 

19 Развитие ярмарочной торговли в России

Ярмарочная  торговля в России получила наибольшее развитие в XIX в., в связи с увеличением мелких, преимущественно сельскохозяйственных ярмарок, носивших региональный характер. Поэтому для России в этот период характерно большое количество городов, в которых проводились ярмарки, в основном местного значения. Международный характер носили лишь две ярмарки: Нижегородская, которая являлась посредником в европейско-азиатской торговле и Ирбитская, связывающая Сибирь и центральные районы.

Следует отметить, что для ярмарочных городов  России характерно активное участие  в ярмарочной торговле местного купечества. Это связано с тем, что значительную роль в организации ярмарки играла центральная или местная власть, получая значительные доходы от ее проведения. Для местного купечества участие в ярмарочной торговле также  было выгодно. В связи с этим в  России не было ярмарочных городов  в чистом виде, подобно крупным  международным центрам Западной Европы. Тем не менее, ярмарка оказывала  значительное влияние на формирование историко-культурного облика города.

Для возникновения  ярмарочного города необходимо было наличие следующих факторов: 1. Выгодное для организации ярмарки географические положение; 2. Покровительство ярмарке со стороны сеньориальной, церковной или городской власти; 3. Активное участие в организации и деятельности ярмарки самих горожан.

В России регулярные ярмарки появились в XII в. В середине XIX в. количество ярмарок превышало 4 тыс. К 1904 г. в России насчитывалось около 16,5 тыс. ярмарок.

Самой крупной  ярмаркой была Нижегородская, которая  возникла в 1627 г. у стен Макарьев-Желтоводского монастыря. Макарьев монастырь активно посещался паломниками, особенно в день преподобного Макария (25 июля). Вскоре это место стало привлекательным не только для паломников, но и для купцов. Здесь стали появляться не только российские купцы (московские, ярославские), но также купцы из Средней Азии, Персии и Закавказья (армяне, бухарцы и др.). Ярмарка находилась под покровительством монастырских властей, которые разбирали конфликты между купцами и следили за порядком.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. Макарьевская ярмарка была самой крупной ярмаркой в России. Она проходила с 10 июля до середины августа. Многие региональные ярмарки в июне заканчивали торговлю, чтоб успеть на Макарьевскую ярмарку. Кроме русских купцов ярмарку посещали  польские, греческие и армянские купцы.

Однако  с ростом ярмарки места для  торга оставалось все меньше и  меньше. Это было связано с тем, что берег, на котором располагалась  ярмарка, все время затапливало. Не было места для строительства  новых помещений для складов. Поэтому вопрос о переносе ярмарки  неоднократно возникал в правительственных  кругах.

В 1816 г. после пожара, который уничтожил ярмарочный комплекс, Макарьевская ярмарка была перенесена к Нижнему Новгороду, где просуществовала до 1918 г. Следует отметить, что Макарьевская ярмарка проходила не в самом городе, а в его окрестностях. Однако жизнь Нижнего Новгорода с возникновением ярмарки стала полностью зависеть от нее.

Как и  другие ярмарочные города, Нижний Новгород имел удобное для осуществления  торговли географическое положение. «Сама  природа указала Нижнему Новгороду  быть одним из важнейших городов  мира, — писал в своё время  П. И. Мельников-Печерский. — Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли» .

Нижегородская ярмарка поражала иностранцев своими масштабами. В 1839 г. Маркиз де Кюстин, посетивший Нижегородскую ярмарку, называл ее городом, отмечая, что только стечение обстоятельств, характерное для данной местности, и России в целом, могло привести к возникновению данного явления. Он называл Нижегородскую ярмарку величайшей ярмаркой на земном шаре.

Второе  место по торговым оборотам в XIX в. занимала Ирбитская ярмарка. Основание Ирбита относится к 1631—1632 гг., когда близ устья Ирбеи было положено начало Ирбитской слободе. Ярмарка в Ирбите была учреждена в 1643 г. и сразу стала привлекательной как для русских торговцев, так и для татар, калмыков, бухарцев, а позднее китайцев, персов, немцев, французов, англичан и др.

Ярмарочный  город Ирбит имел выгодное для  широкой торговли географическое положение. Ирбит находился в 1674 верстах  от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне  от ведущего сухопутного тракта —  Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем (в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через  Бийск, Барнаул, Сузун до Московского  тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в  пути от 30 до 40 суток.

Ирбитская ярмарка длилась один месяц с 1 февраля по 1 марта. На ярмарку съезжались купцы со всей страны и других государств, а население ярмарочного города увеличивалось почти в 15 раз.

Писатель  Д. Н. Мамин-Сибиряк в романе «Приваловские миллионы» писал об Ирбите: «Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности. На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка...».

Также как  и в Западной Европе, проведение ярмарки в России приурочивалось к религиозным праздникам, получая  соответствующее название. В 1797 г. большой известностью пользовалась Троицкая ярмарка в Ставрополье, проводимая в дни празднования Святой Троицы. В 1854 г. на эту ярмарку кроме торговцев, стекался весь народ Ставропольской губернии и отчасти с Кавказа. Еще до открытия ярмарки здесь появлялись шатры цыган, затем гуртовщики со скотом, русские промышленники, ногайцы, горцы с лесом из-за Кубани. Вскоре на ярмарке стали появляться кочующие народы, исповедующие ислам, которые стремились не только сбыть свой товар, но и принять участие в скачках, ставшие неотъемлемым атрибутом ярмарки с 1850 г. по распоряжению Кавказского Наместника. Хозяин лошади, выигравшей на скачках, получал серебряную вазу стоимостью в 500 руб., а за второе место присуждался приз в 150 руб.

В XIX в. проводились три ежегодные ярмарки в Кунгуре: Богоявленская, Пятницкая и Мининская на основании указа Пермского губернского правления. Город Кунгур был основан в 1663 г. В XVII в. он успешно развивался как торговый город, а в XVIII в. здесь стали проводиться торжки и ярмарки.

Перед началом  ярмарки в местном храме служили  молебен, на котором присутствовали представители местной власти. По окончании совершался крестный ход  из церкви на ярмарочную площадь, на которой  совершался еще один молебен. И только после этого начиналась торговля. В Кунгуре перед открытием  ярмарки поднимали окропленный  святой водой белый флаг.

Следует отметить, что посещение ярмарки  сочеталось не только с куплей-продажей, но и с паломничеством. Народ, стекающийся  на богомолье, одновременно стремился  продать излишки продукции, что  могло послужить началом ярмарочной торговли. Впоследствии место благоустраивалось  церковной или местной административной властью.

В организации  ярмарки участвовала центральная  или местная власть, так как  ярмарочная торговля приносила значительные доходы в казну. Открытие ярмарок  в губерниях и уездах осуществлялось с разрешения Министерства внутренних дел и финансов, а сельских торгов с разрешения уездных и губернских земских управ. Кроме того многие земства контролировали цены на ярмарке, предупреждая их неоправданное повышение.

Купечество  платило в городскую казну  значительные финансовые средства за лавки, навесы, склады, погреба и  развлекательные заведения.

Ярмарка была выгодна не только власти и  купечеству, но и жителям ярмарочных городов. Местные жители могли беспошлинно  организовывать постоялые дворы и гостиницы в своих домах.

 

20 Промышленная революция и переход  к фабричному производству

Промышленный переворот (промышленная техническая революция) – система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от ручного труда к машинному.

Промышленный  переворот, таким образом, означал  коренное изменение в организационно-экономическом  уровне структуры экономики развитых стран, т. к. был связан с переходом  от мануфактуры к фабрике.

Промышленный  переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма. Он начинается в промышленном производстве и распространяется на все сферы труда и производства (в том числе сельскохозяйственного), вызывая рост городов и оказывая влияние на все стороны жизни и быта общества. Конечным результатом этого процесса явилось возникновение современной индустриальной цивилизации .

Информация о работе Шпаргалки по "Истории коммерции"