Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:58, дипломная работа
История ссылки в Сибирь изобилует множеством самостоятельных сюжетов, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. В числе подобных сюжетов можно, например, выделить такие интересные темы, как организация побегов ссыльных из Сибири в Европейскую часть страны и за границу, взаимоотношения политических и уголовных ссыльных, влияние сибирской ссылки на послереволюционную ситуацию в Сибири, межфракционная борьба внутри ссылки и каторги и так далее; каждый исследователь волен находить в истории сибирской ссылки все новые и новые сюжеты.
Введение....................................................................................................................
1. Постановка вопроса................................................................................................
2. Историографический анализ темы........................................................................
3. Обзор источников.............................................................................. .....................
I. Сибирская ссылка в 1900-1917 годах.................................................................
1. Сибирская ссылка накануне реформы 12 июня 1900 г. .....................................
2. Закон 12 июня 1900 г. и его значение. .................................................................
3. Основные этапы истории сибирской ссылки в 1900 - 1917 гг. ...........................
II. Быт и настроения сибирских политкаторжан
и ссыльнопоселенцев в 1900-1917 гг. ..................................................................
1. Правовое и материальное положение ссыльных и каторжан.............................
a) Роль полицейского надзора в жизни
политической ссылки и каторги....................................................................
b) Быт политических ссыльных :
проблемы заработка и жилищный вопрос...................................................
c) Положение в тюрьмах Нерчинской каторги в 1907 - 1917 гг...................
2. Характеристика морального положения ссылки и каторги. ...............................
a) Проблема переоценки ценностей и её влияние
на моральное положение ссыльных и поликаторжан. ...............................
b) Роль учебы в жизни политзаключенных Нерчинской каторги...............
c) Моральное положение политической каторги и ссылки
накануне 1917 года. ......................................................................................
Заключение................................................................................................................
Список литературы.............
В то же время, немалая часть эсерок
и максималисток
А. Биценко признает: “Чистотой принципов никто не блистал у нас, и ни в каком отношении”[66]
Например, одна из эсерок-максималисток (бывшая социал-демократка, прошедшая марксистскую школу) обосновывала свой максимализм ссылаясь на теорию "перманентной революции" Троцкого.
Другая эсерка-террористка
Несмотря на все имевшие место отклонения "общее было здесь то, что все были социалистами прежде всего"[68]
И все же, сомнения в конечном итоге
неизбежно перерастали в
А. Биценко приводит выдержки из попавшей к ней в руки записной книжки одной из политкаторжанок: “Дело именно в том, что в период сомнений лишаешься основной предпосылки: оправдания своей жизни, а путем умственной работы найти его не так-то легко. Для этого нужна переоценка всех ценностей, и не ограничишься здесь одной теорией прогресса, за каждым «почему», возникает новое «почему» “[70].
Каторжанка постоянно задает себе вопросы, на которые никак не может найти ответа: “В чем оправдание нашей борьбы да еще с оружием в руках?”, “И какой смысл? “, “Почему обязательно надо идти таким узким путем - классовой борьбы?”, “Кто сказал, кто доказал, что социализм нужен?”, “Кто сказал, что надо непременно бороться за интересы трудящихся?”[71]
Эти рассуждения порой доходили до "исступленного резонерства": “Почему я непременно должна дать чистую рубашку пришедшей с этапа?”[72]
Этими настроениями каторжанок формировалось и настроение социальной среды, характерными чертами которой становилась расхлябанность, пассивность, поддержка "резонерства" как должного подражанию и так далее .
Проявилось это и во время
резкого усиления административного
произвола в мужских тюрьмах
Едва ли не самое острое перживание политкаторжанок: признание своей негодности перед лицом "масс" - в лице солдат, матросов, осужденных за восстаний и перед массой уголовных. Знакомство с произведениями Л. Андреева донельзя обостряло это чувство; часть политкаторжанок даже обращалась к начальству с просьбой перевести их к уголовным для "слияния с ними".[74]
Для большинства был характерен отход от революционно-социалистических позиций. Отпечатывалось это на общем фоне забвения слов "партийность", "социализм", "товарищ": если они и упоминались, то только с иронией, в кавычках или "исторически".[75]
Под знаком забвения и беспощадной расправы с самим собой, в среде каторжанок сами собой сложились неписанные заповеди: "Никаких ссылок на партийные авторитеты и принципы", "никаких авторитетов вообще" (плевать на всех!), "не суди никого, на себя погляди" и так далее в том же духе: “В нашей жизни можно было найти сколько угодно таких случаев, показывающих, что в своей оценке действий своих ли, оставшихся ли на воле мы уже далеко отодвинули критерий классовой морали, стало быть и "революционной этики", о которой так любили шуметь”.[76]
Не только каторжане, но и многие ссыльные вынуждены были пересматривать собственные моральные принципы, предпочитая честное обывательское существование активной общественно-политической деятельности.
Ф.Я. Кон, прошедший через ссылку в конце XIX века, указывает на то, что ссыльных неизбежно затягивала необходимость обустройства. Ссыльным было необходимо жилище - они строили дом, для дома нужна была обстановка, для того, чтобы содержать собственное хозяйство нужна была работа, многие обзаводились семьей,открывали свое дело и так далее: “это было то "бытие", которое определяло "сознание", - "бытие", одних заставлявшее пить, лишь бы забыться, других доводило до самоубийства, еще иных превращало в обывателей”[77]
Политическим ссыльным, помимо всего прочего, пришлось убедиться в том, что "бытие" определяло не только "сознание", но и политику.
Некоторые из ссыльных формации 1905-1907
гг., видя в ссылке непосредственное
продолжение тюремного
В. Виленский отмечает, что в 1912 году ссылка по социальному составу была приспособлена к так называемой "полезной деятельности": большинство сосланных составляли рабочие, имевшие то или иное ремесло. В отличие от предыдущих поколений ссыльных, которые много учились, читали, писали и так далее, ссыльные 1910-х годов должны были активно работать, зарабатывая себе на жизнь. На "революционную борьбу" времени просто не оставалось, да она и не нужна была в сибирской глубинке. [79]
В воспоминаниях бывших политических ссыльных неоднократно можно встретить мнение, что многие из заброшенных в то время на северо-восток Сибири политических ссыльных уцелели только благодаря тому, что им удалось зацепиться за жизнь, найти хотя бы только суррогат в занятиях наукой, в преподавательской деятельности, в торговле и так далее.[80]
Если попытаться в двух словах выразить
наиболее характерное для ссыльных
Автор одного из писем относящихся к 1911 г., пишет его под влиянием только-что произведенного у него по доносу обыска. Ищут местную организацию социал-демократов, которую сочинил какой-то "прохвост" - тоже из политических - из мести на романтической почве.
“Боже мой”, - пишет отправитель письма, - “всякие прохвосты, гады, шпики, провокаторы, доносчики, жандармерия способны разбить всю твою жизнь, способны отравить жизнь, способны сделать тебя черным пессимистом на всю жизнь. <...>
25-го декабря одна из наших политических ссыльно-поселенок не могла вынести всего гнета ссыльной жизни и приняла яд. Но во-время подоспели товарищи и её отходили. <...>
Разве успокоишь свои нервы? О чем я думал, сидя в тюрьме? Ведь в тюрьме, по крайней мере в челябинской, мне во сто раз лучше жилось: там я читал, был спокоен душой, много мечтал, а теперь... Будь ты проклята, несчастная жизнь! <...> Товарищ девица травилась, может быть, и я попытаюсь.”[81]
Указания на то, что в тюрьме сосланный в Сибирь в моральном плане ощущал себя более спокойно, не единичны.
В письме, направленном из из с. Знаменское, Иркутской губернии, Верхоленского уезда говорится : “Теперь я понял, что такое ссылка. Раньше мне представлялось все иначе. Думал - все- таки воля. И главное - прочь из тюрьмы. Да, тюрьмы нет,и я волен делать, что мне угодно. Но когда задумаешься, выходит, что делать-то нечего. Понимаешь ли, нечего делать. Вот что ужасно. Как в тюрьме. И хуже тем, что не видишь врага. Там все было ясно: кто-то мешает, там торчали решетки и надзиратели, тюремщики... и ясно было, кто мешает, кто враг. <...> А здесь - ничего. До тошноты просто делать нечего.”[82]
Редактор журнала “Каторга и ссылка” и бывший ссыльнопоселенец Ф.Я. Кон также не раз упоминает о ссылочной скуке: “Время убивалось "как попало и чем попало". Жизни не было. Посещали друг друга, купались в собственном соку, влюблялись, ссорились, мирились, закапывались с головой в книги. Но жизни не было, зацепиться было не за что.”[83]
Некоторые бывшие ссыльные сравнивают ссылку с несколько расширенным воспроизведением тюремной камеры: “вы так же прикованы к десятку случайно сожительствующих с вами людей, все ваши социальные связи почти так же ограничены этим десятком. Создается быт, тусклость которого не преодолеть ни вину, ни дешевым романам.”[84]
И тем не менее, единственным духовный ресурсом каторги и ссылки вплоть до амнистии 1917 г. все же “оставалалось усиленное чтение и прочая работа над собой”.[85]
Особенно ярко это отразилось в “превращении” тюрем в “университеты” на Нерчинской каторге.
b) Роль учебы в жизни политзаключенных
Нерчинской каторги.
Без преувеличения можно сказать,
Например, заключенные Мальцевской женской каторжной тюрьмы занимались самыми разнообразными предметами, от первоначальной грамоты (24 каторжанки были малограмотны) до сложных философских проблем. 43 человекка - 64 % от общего числа - были со средним и незаконченным высшим образованием. Иногда на 1 малограмотную, таким образом, приходилось несколько "учительниц". [86]
Проводились кружковые занятия по естествознанию, истории и литературе. Даже более подготовленные спешили получить новые знания, учили языки и так далее. Очень популярна была философия. По признанию бывших каторжанок, занятия по философии и психологии вызывали как-то особенно много споров и страстности. Целые ряд отдельных философских проблем тщательно прорабатывался в тюрьме. Так, например, коллективно был проработан вопрос о субъективном начале в древней философии.[87]
В помощь к занятиям каторжанки имели прекрасную библиотеку из более чем 800 книг, постепенно сформировавшуюся из присылаемых с воли изданий. Большей частью в библиотеке были книги по философии, истории, социологии, истории культуры, экономическим наукам и беллетристика. Особенно волновали тюрьму новинки прозы, например, сочинения Л. Андреева, которые обычно зачитывали вслух.[88]
Впрочем, не все мальцевитянки были столь увлечены учебой. Например, М. Окушко занималась тем, что писала остроумные и яркие письма (которые она называла "письма к тетеньке"). В них высмеивались увлечение заключенных философией и их беспочвенность, преследовались идеи аскетизма, восхвалялось вполне законное желание еды, любовь к жизни и так далее. Эти "письма к тетеньке" обычно публично зачитывались после вечерней поверки. В одном из писем была, например, красочно описана смерть С. Ротконф, у которой, от чрезмерных занятий, при вскрытии были обнаружены перья, бумага и непрожеванные учебники. [89]
Ф. Радзиловская и Л .Орестова подтверждают, что “из всех радостей в тюрьме - возможность углубленно мыслить и заниматься больше всего захватывала и волновала.... Такое углубление в науку, такую радость занятий, трудно, конечно, представить на воле, где сама жизнь требует огромного напряжения и отнимает и физические, и психологические силы”.[90]
А. Пирогова подытоживает: “И теперь, когда мы говорим гордые слова, что мы сумели превратить наши тюрьмы в университеты, вышли лучше вооруженными, чем вошли в тюрьмы, - мы не договариваем до конца: эти университеты были спасительными кругами, и не будь их, нас ждало бы безумие и вымирание. К этим alma mater нет сыновней привязанности у их подневольных студентов, так как знания куплены в них слишком дорогой ценой, -ценой молодости, здоровья, личной жизни.”[91]
Не отставала от мальцевитянок и мужская каторга, и если в женской тюрьме обсуждать политической вопросы было не принято, то в мужских тюрьмах революционные идеи постоянно находились в центре внимания.
Политическое руководство
Зерентуй в это время был настоящей фабрикой учебы, "вольным" университетом, вокруг которого складывалась вся культурно-политическая работа среди почти 500 политических заключенных.[92]
В камерах читались публичные лекции (например, Р.И. Малецким), велась политико-просветительская работа (эсерами П. Прошьяном, Столяровым, Е. Созоновым), свою работу вела социал-демократическая фракция (Плесков, Малоземов, доктор Попов (Бритман) и другие).В Плесков упоминает, что лекторское поле оставалось почти всегда за социал-демократами, причем тут не было различий между меньшевиками и большевиками: фронт социал-демократов был всегда объединенный.[93]
В те же годы фракции вели деятельную
переписку с партийными центрами
на воле. Кое-что делали и сами политкаторжане,
например, посылали в столицу корреспонденции
и доклады в думскую социал-
Не обходилось здесь и без курьезных случаев. Однажды В. Плескову дали письмо со штемпелем тюремной конторы: "просмотрено". Письмо просматривал старый помощник начальника тюрьмы Островский и он был подслеповат. На листке почтовой бумаги мелким почерком был записан целый реферат о положении рабочего класса в России, о борьбе профсоюзов, о легальных формах движения. Под письмом стояла подпись Ю. Мартова. [94]
Дерзость каторжан в то время доходила даже до того, что они из тюрьмы снабжали троицкосавскую партийную организацию полученной из-за границы литературой и писали для нее прокламации.[95]