Система дошкольного воспитания Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Система дошкольного образования и воспитания в каждой стране имеет свои особенности и сходство с аналогичными системами других стран. И то и другое привлекает внимание специалистов. Широко известны публикации о дошкольном образовании, например, в Европе, США, однако статей о дошкольном образовании в КНР недостаточно.

Содержание работы

Введение
1. История становления дошкольного образования и воспитания в Китае
2. Основные формы дошкольного образования и воспитания современного Китая
3. Программа воспитательно-образовательной работы
4. Развивающая среда дошкольных учреждений
5. Требования, предъявляемые к педагогам ДОУ Китая
6. Проблемы дошкольного образования Китая
7. Отличия китайской и западной систем воспитания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Китай математика.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

                                                Реферат

   по курсу Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста (2 часть)

.

Работу выполнила  Мусавирова  Таисия Владимировна ___________________________________________________

студентка __3__ курса  заочного отделения         

Психолого-педагогического  и    специального образования факультета СГУ

группа № _323_____ город Ершов

 

дата сдачи работы в  учебную часть "_____"____11_______ 2013__ г.

 

              Работу проверила Зиновьева Татьяна  Фёдоровна

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на  тему: «Система дошкольного воспитания Китая»

План

Введение

1. История становления  дошкольного образования и воспитания  в Китае

2. Основные формы  дошкольного образования и воспитания  современного Китая

3. Программа воспитательно-образовательной  работы

4. Развивающая среда  дошкольных учреждений

5. Требования, предъявляемые  к педагогам ДОУ Китая

6. Проблемы дошкольного  образования Китая

7. Отличия китайской  и западной систем воспитания

Заключение

Литература

Введение

Система дошкольного  образования и воспитания в каждой стране имеет свои особенности и  сходство с аналогичными системами  других стран. И то и другое привлекает внимание специалистов. Широко известны публикации о дошкольном образовании, например, в Европе, США, однако статей о дошкольном образовании в КНР  недостаточно.

Сегодня Китайская  республика показывает всему миру невероятные  темпы роста экономики. Во многом такая картина определяется амбициозностью, настойчивостью, целеустремленностью и трудолюбием китайского народа.

Та же модель проецируется и на систему воспитания и образования  китайских детей.

Задачи: изучить  теоретическую литературу, рассмотреть  вопросы дошкольного воспитания в Китае.

Литературы по данной теме недостаточно, лишь выборочные статьи в журналах и небольшие сведения в книгах по педагогике. Возможно, часть  опыта работы китайских педагогов  хотелось бы видеть и в нашей системе  воспитания и образования дошкольников при формировании у последних  трудолюбия , целеустремленности и уважения к старшим. развивающая среда педагог дошкольное образование

1. История становления дошкольного  образования и воспитания в  Китае

Китайская летопись гласит: в конце первобытнообщинного  строя (около 2700 г. до н.э.) появился «ян», который по сути является прообразом учебно-воспитательного заведения - места, где находили приют старики и дети. В историческом документе «Лицзинэйцзэ»- XI век до н.э был представлен проект образования детей рабовладельцев, в котором учитывались возрастные особенности детей. Этот документ является самым ранним упоминанием о дошкольном образовании в истории Китая. В феодальном обществе (после 475 г. до н.э.) содержание дошкольного образования разрабатывалось для детей представителей разных сословий и включало в себя нравственное, умственное и физическое воспитание. Уже тогда педагоги создавали специальные учебники для детей дошкольного возраста, в основе которых лежали идеи конфуцианства. Философы и педагоги того времени высказывали идеи общественного дошкольного образования, но воспитание детей было исключительно семейным. Только в середине XIX в. стали появляться общественные учреждения дошкольного образования.

 Система дошкольного образования в Китае, по сути, копировала аналогичную систему японцев, которые организовывали в стране детские сады с целью, так называемой культурной агрессии. А европейцы открывали дошкольные учреждения при католических церквах с целью приобщения детей дошкольного возраста к католицизму. После образования КНР (1949 г.) дошкольные образовательные учреждения стали создаваться по образцу советских «трудовых школ». В Китай приезжали советские ученые, которые пропагандировали теоретические идеи и практический опыт системы образования в СССР. Кроме того, критике была подвергнута существовавшая в то время система образования в КНР, отрицалось наследие многовековой истории китайского дошкольного образования. В годы «культурной революции» (1966-1976) система образования в Китае была практически полностью разрушена. Лишь после 1978 г. началось ее восстановление, и адаптация к реалиям времени.

2. Основные формы дошкольного образования  и воспитания современного Китая

В настоящее время  дошкольное образование является начальной  ступенью системы образования в  Китае, предназначенной для детей  от рождения до 6 лет в городе и  до 7 лет в деревне и осуществляемой в дошкольных учреждениях разных типов.

Основной формой дошкольного образования и воспитания в Китае является детский сад, который посещают дети в возрасте от 3 до 6 (7) лет. Функционируют такие  возрастные группы: младшая, средняя, старшая.

В младшей группе воспитываются 25 детей, в средней - 30, а в старшей - 35.

Обычно в каждой группе работают два воспитателя, которые  проходят специальную подготовку и  аттестацию, и один помощник воспитателя. Детские сады работают по четко определенному режиму дня, преобладают коллективные формы работы с учениками. Дети носят одинаковую одежду. Многие исследователи дошкольной педагогики утверждают, что китайская система воспитания отличается суровостью, косностью, сверх организованностью , отсутствием индивидуального подхода. Но родители--китайцы так не считают: «Один ребенок в семье рискует вырасти эгоистом», а система образования поможет скорректировать этот недостаток

Существуют и  другие формы дошкольного образования.

1. Центры пренатального образования. Этими центрами, которые открыты для беременных женщин и их мужей с целью эффективного пренатального развития детей и развития после рождения и укрепления отношений супругов, управляют медицинские учреждения.

2. Детские ясли. В эти учреждения принимают  детей старше 1 года и до 3 лет.

3. Комбинированные  детские сады. Их открывают крупные  предприятия. В этих учреждениях  воспитываются дети сотрудников  с 4 месяцев до 6 лет. Они работают  круглосуточно.

4. Благотворительные  образовательные учреждения для  детей-инвалидов от рождения до 15 лет.

5. «SOS - детские деревни». Подобные учреждения открываются  международными благотворительными  организациями для детей-сирот  до 18 лет.

6. Предшкольные группы. Понятие «предшкольная группа» имеет в Китае свои особенности. Обычно сам детский сад открывает подготовительную к школе группу. Школа и некоторые другие организации (например, Дворец детства) тоже имеют право открыть предшкольную группу; чаще всего это происходит в так называемой глубинке. Это по сути комбинированные группы, работающие в школьном режиме (заметим: открытие таких групп вызвано отсутствием детских садов в этой самой глубинке). По статистике Министерства образования Китая, в 2006 г. в стране было 130 495 детских садов, в том числе государственных - 26 877, ведомственных - 22 680, частных - 75 426, других (например, детский сад при посольстве) - 5512. Следует сказать о предшкольных группах. По данным статистики, в 2006 г. Функционировали 294 204 такие группы, причем государственных - 235 479, ведомственных - 8359, частных - 45 460 и других - 4906. Чем предшкольное образование отличается от дошкольного в старших группах? Организация педагогического процесса в старших группах соответствует особенностям работы детских садов, а в предшкольных группах содержание образования, формы обучения и режим пребывания детей приближены к школе. Родители сами решают, где будут учиться их дети - в предшкольных или старших группах. Сделать этот выбор им нелегко: если дети будут учиться в предшкольной группе, то свободное и счастливое время детства закончится рано, у детей останется мало времени для игры, потому что основное время будет посвящено учебе ; если дети поступят в школу из старшей группы, то, возможно, они не смогут быстро привыкнуть к школе, и станут отставать от других детей. По мере развития китайской экономики дошкольное образование тоже развивается: начиная с 2001 г. число ДОУ и численность детей и воспитателей в них увеличиваются.

Детские сады в  Китае делятся на государственные, ведомственные и частные. Государственные  сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за пребывание в них низкая - здесь  детей настойчиво приучают к труду  и готовят к школе , без эстетических воспитательных изысков, а частные детские сады сформировались лишь за последние несколько лет, плата за обучение в таких учреждениях сравнительно высока здесь уделяется внимание культурному развитию детей. В настоящее время растет число негосударственных детских садов. Это происходит благодаря тому, что государство поощряет на их создание предприятия разного типа, общественные организации и отдельных лиц.

В Китае существует несколько сетей частных детских  садов. Одна из них - «Хунин». Это свыше 200 детских садов в более чем 90 городах. Создателем и организатором сети является преподаватель Ван Хунин, инициатор создания научной комиссии, члены которой разрабатывают концепцию организации и развития образования в этих дошкольных учреждениях. В системе управления и даже в интерьере каждого детского сада соблюдаются принципы стандартизации, научности, модернизации и др. В сети «Хунин» есть и фабрики, на которых производятся пособия, игрушки, компьютерные программы для детских садов.

3. Программа воспитательно-образовательной  работы

Все дошкольные учреждения работают по единой программе воспитательно-образовательной  работы - Директивной программе по дошкольному образованию (экспериментальный  вариант). Эта программа (2001 г.) утверждена Министерством образования и  составлена на основе теорий Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Г. Гарднера и китайского педагога Дао Сичжи, а также на основе обобщения опыта педагогического эксперимента в итальянском городе Реджо'нель'Эмилия.

Сравнивая содержание дошкольного образования программ 1981 и 2001 гг., можно сказать следующее:

- Программа 1981 г.  состояла из восьми разделов: культурно-гигиенические привычки, физическое воспитание, нравственное  воспитание, речь, элементарные знания  о природе и обществе, вычисление (сложение и вычитание от 0 до 10), музыкальное воспитание, обучение  изобразительным умениям и навыкам.

- Программа 2001 г.  состоит из пяти разделов:

- здоровье (укрепление  здоровья, воспитание основ (правила  и привычки) здорового образа  жизни);

- речь (повышение  коммуникативной активности, развитие  речевых способностей);

- социальные навыки (развитие самолюбия, уверенности  в себе, умения заботиться других  и устанавливать с ними доброжелательные  отношения, содействие развитию  личности в целом);

- научные интересы (стимулирование любознательности  и стремления к получению знаний, развитие способности к познанию);

- искусство (формирование  эстетических чувств, воспитание  эмоциональной отзывчивости и  желания создавать прекрасное).

Сравнение этих программ позволяет выявить определенные тенденции в развитии дошкольного  образования в Китае.

- Влияние идеологии  на содержание дошкольного образования  стало менее значительным.

- Изменились приоритеты  дошкольного образования. В настоящее  время больше внимания уделяется  воспитанию интересов, способностей, чувств и привычек.

- Усилился личностно  ориентированный подход к организации  дошкольного образования.

- Воспитание дошкольника  происходит в контексте таких  понятий, как «экология», «общение  с людьми» и др.

4. Развивающая среда дошкольных  учреждений

В настоящее время  в организации воспитательной деятельности большое внимание уделяется созданию развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка  и позволяющей ему проявить собственную  активность и наиболее полно реализовать  себя.

Директивная программа  по дошкольному образованию указывает: в ДОУ должна быть создана среда  «здоровой жизни и богатейшей деятельности детей», удовлетворяющая  их потребности во всестороннем развитии. Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и  психического развития, поэтому среда  должна иметь несколько направлений.

1. Деятельность  целесообразное построение среды способствует формированию желательного поведения детей. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей полезные привычки.

2. Познание. Содержание  или результаты развития демонстрируются  с помощью рисунков, и среда,  как учебник, дает и знание, и способ учения. Так, в уголке  художественно-творческой деятельности  показывается последовательность  изготовления поделок, что способствует  развитию самостоятельности детей.

3. Социализация. В  процессе обсуждения варианта  создания среды и ее воплощения дети общаются с взрослыми и с другими детьми. Этот процесс развивает коммуникативные способности, формирует стремление к сотрудничеству, коллективизм, помогает самостоятельно овладеть социальными нормами.

4. Здоровье. Предлагаемые  пособия должны соответствовать  санитарно-гигиеническим нормам, стимулировать  развитие чувств, самостоятельной  двигательной активности и обеспечивать  комфорт каждому ребенку.

Информация о работе Система дошкольного воспитания Китая