Система государственного управления в период Ордынского ига

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 07:27, реферат

Описание работы

В переломные моменты истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны — пожалуй, даже традиционны обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть в давних деяниях предков посевы, которые всходят сегодня. Именно так обстоит дело с внезапно возникшим пристальным интересом к истории Руси XIII-XV веков, то есть периоду, хорошо известному под названием "татарского ига", "татаро-монгольского ига", "монгольского ига".

Содержание работы

Введение
1.Нашествие монголо-татар
2. Древняя Русь в системе управления Монгольской империи
3. Политические и культурные последствия монгольского ига
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат истории гу.docx

— 36.37 Кб (Скачать файл)

 

Наконец, необходимость борьбы за национальное выживание, стремление народа во что бы то ни стало сбросить ненавистное иноземное иго во многом обусловило форсированную централизацию Русского государства, при которой в обществе уже не было места независимости и свободе. Деспотизм надолго стал нормой государственного бытия России.

 

 

 

 

3 Политические и культурные  последствия монгольского ига

 

 

            Последствия  монгольского ига  для  русской культуры  и  истории  были очень тяжелыми. Особый ущерб монголами  был  нанесен городам, которые в  это время в Европе богатели  и освобождались от власти  феодалов.

              В русских же городах, как  отмечалось ранее, на век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения, и в особенности количество квалифицированных ремесленников. Исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, черни, скани. Был уничтожен оплот городской демократии-веча, были нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на восток

               Замедлилось развитее сельского  хозяйства.   Неуверенность в завтрашнем дне  и взросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты и ущерб земледелию. Произошла  консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы  оставались главной силой в собственных  хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI века. Застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе  все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной  государственная власть-собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. Термин «государственная  власть-собственность»  означает, что земля не является, как правило, объектом свободной купли-продажи, не находиться в чьей-то полной частной собственности, владение землей неразрывно связано с осуществлением  государственных функций  (военной, административной, законодательной, судебной), а государственная власть не может быть чьим-то частным делом.

              Промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредстве монголов русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящая элита Запада в X-XII вв. в результате крестовых походов знакомилась с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях деморализации и кризиса традиционных ценностей.

                 В Золотой Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения (бить челом- т.е лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которым русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти  ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных.

                 Под влиянием специфически азиатских  правовых норм и способов наказания  у русских размывалось традиционное, еще родоплеменное представление  о карающей власти общества («поток  и разграбление», «кровная месть») и ограниченность княжеского  права наказывать людей (предпочтение  «виры», штрафы). Карающей силой стало  не общество, а государство в  виде   палача. Именно в это  время Русь узнала «китайские  казни»-кнут (торговую казнь), отризание частей лица (носа,ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X веко, временем Владимира Святославовича.

                В условиях ига  исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголам исполнялись независимо от того,давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, усвоенной Киевской Русью, где обязанности были следствием определенных прав, представленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность прав  (до сих пор мы это наблюдаем). Власть подчиняла себе понятия права. Собственности, чести, достоинства.

                 В это же время происходит  ограничения прав женщины,  характерно  для восточного патриархального  общества. Если на Западе процветал  средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться некоей Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.

                Вместе с тем русский народ  остро чувствовал  несправедливость  всего происходящего. Агрессия  с Востока и Запада, заставляла  винить во всем иностранцев  «нехристей». У русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католического Запада развивалась национальная ограниченность, ощущения только себя истинным христианским, православным народом. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Поэтому единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности  русского народа. В последующем это проявилось в теории «Москва- Третий Рим».

                Зависимость от монголов , широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводило к браками русских князей с «татарскими царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов.

                  Постепенно русские земли не  только в политическом, но до  определенной степени и в культурном  отношении становились частью  Великой Степи. По крайней мере у европейцев, вновь познакомившихся с бытом Руси в XV-XVII веках, было много оснований именовать эту землю «Татарией». Из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в X-XII веках сходные формы, к XIV-XV векам возникли качественные различия.

                        Выбор Востока в качестве объекта  взаимодействия для Руси оказался  довольно устойчивым. Он проявился  не только в приспособлении  к восточным формам государства,  общества, культуры в XIII-XV веках. Даже в XVIII веках, когда, главным стало взаимодействие России и Запада, Европы, европейцы отмечали склонность России давать восточные «ответы» на «вопросы» Запада, что сказалось в усилении самодержавия и крепостничества как основа европеизации страны.

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, зарождение и развитие Золотой орды оказало сильнейшее влияние на развитие Русского государства, потому что на долгие годы ее история  трагически сплелась с судьбой русских  земель, стала неотделимой частью российской истории.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями  сохранила феодальное хозяйство. Нашествие  явилось причиной временной отсталости нашей страны. Таким образом, монголо-татарское  нашествие никак нельзя назвать  прогрессивным явлением в истории  нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной  столетия и за это время иго  сумело положить существенный отпечаток  на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил  дальнейшее развитие Древней Руси

 

Список литературы:

 

1. Егоров В.Л. «Золотая орда мифы или реальность» изд. знание Москва 1990г

2. Греков Б.И. Мир истории: русские земли в 13-15вв.М.,1986г

3. Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец средневековой  Руси - Отечественная история. 1996г

 

4. Рязановский В.А. Вопросы истории 1993г.№7

5. Скрынников Р. Г. История Российская 9-17 вв М.; изд.Весь мир 1997г

 

 


Информация о работе Система государственного управления в период Ордынского ига