Системный кризис. 1917 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:28, реферат

Описание работы

Хозяйственная разруха. Затяжная война истощила ресурсы царской России. Масштабы военных операций были совершенно неожиданными для правительства и генералов. Армия оказалась без винтовок, патронов.
Упала добыча угля и нефти, ряд отраслей промышленности сократил производство. Не хватало сырья, топлива, квалифицированных рабочих. Развернувшаяся с 1915 г. мобилизация промышленности для военных нужд несколько улучшила снабжение армии, но полностью удовлетворить потребности фронта не могла из-за слабости экономики. Ухудшилась работа транспорта, что привело к перебоям в снабжении армии и городов продовольствием.

Содержание работы

1) Предпосылки февральской революции.
2) Двоевластие.
3) Апрельские тезисы В.И. Ленина.
4) Политический процесс летом 1917 г.
5) Октябрьская революция и ее значение.

Файлы: 1 файл

Семинар по истории.docx

— 38.79 Кб (Скачать файл)

 
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ В 1917 Г.: 

Характеристика деятельности Троцкого Л.Д. в 1917 г. С начала Первой мировой войны Троцкий занял последовательную антивоенную позицию, требуя от социалистических партий всех стран отказа от какого-либо сотрудничества с правительствами стран, ведущих войну; он не поддержал, однако, ленинский лозунг «превращения империалистической войны в гражданскую». Свои идеи он проповедовал в газете русских революционеров-эмигрантов в Париже «Наше слово». Высланный в 1916 г. из Франции, Троцкий отправился в Нью-Йорк, где продолжал антивоенную пропаганду. При первых известиях о революции в России (март 1917 г.) Троцкий решил вернуться туда. По пути в Россию он был задержан канадскими властями как лицо, могущее повредить военным усилиям союзников. Спустя некоторое время он был освобожден благодаря заступничеству российского Временного правительства (хотя Троцкий был его противником) и в мае 1917 г. прибыл в Петроград. Возглавив сначала немногочисленную группу социал-демократов «межрайонцев», Троцкий вскоре вступил вместе со своими сторонниками в большевистскую партию. Он стал одним из ее самых видных лидеров благодаря своим организаторским способностям и ораторскому таланту. 
Когда после неудачной попытки свержения Временного правительства в июле 1917 г. Ленин и Г. Зиновьев ушли в подполье, чтобы избежать ареста, Троцкий заявил о своей солидарности с ними и был арестован, но вскоре освобожден. Избранный в ЦК большевистской партии, Троцкий стал в этот период ее фактическим руководителем. Он поддерживал идею Ленина о необходимости немедленного восстания, против которой выступало большинство большевистских лидеров. Главным образом благодаря деятельности Троцкого осенью 1917 г. большевики приобрели решающее влияние в Петроградском совете, а также среди солдат петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота. В сентябре 1917 г. Троцкий был избран председателем Петроградского совета; он возглавил его военно-революционный комитет, руководивший подготовкой восстания. В то время как Ленин считал, что власть должна взять большевистская партия, не дожидаясь съезда Советов, Троцкий настаивал на том, чтобы приурочить вооруженное восстание к Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором большевики должны составить большинство. Мнение Троцкого победило. В решающие дни октября 1917 г. Троцкий фактически руководил и восстанием, и съездом Советов; он провозгласил на съезде создание советского правительства во главе с Лениным.  
В первом советском правительстве Троцкий занял пост народного комиссара по иностранным делам, его влияние на политику правительства уступало лишь влиянию Ленина. Троцкий возглавлял российскую делегацию на мирных переговорах в Брест-Литовске. Стремясь превратить переговоры в орудие развязывания революции во всех воюющих странах, прежде всего в Германии, Троцкий старался как можно больше затянуть переговоры. После того, как Германия предъявила России ультимативные требования, Троцкий выдвинул пропагандистский лозунг «ни мира, ни войны», означавший, что Россия прекращает военные действия, отказываясь, однако, подписать мир на условиях, навязанных германским империализмом. После того, как Германия начала наступление против фактически прекратившей существование русской армии, Троцкий вынужден был согласиться с Лениным, который говорил о необходимости подписания мира на любых условиях ради спасения советского государства [4, с. 85]. 
Керенский А.Ф., Мартов Ю.О., Троцкий Л.Д., Зиновьев Г.Е., Милюков П.Н., Савинков Б.В., Родзянко М.В., Шингарев А.И., Чернов В.И., Свердлов Я.М., Каменев Л.Б., Церетели И.Г., Дан Ф.И., Чхеидзе Н.С., Горький А.М., Антонов-Овсеенко А.В., Спиридонова М.А., Г.Е. Львов, П.Б. Струве, А.В. Луначарский, И.В. Сталин, А.И. Гучков, М.И. Терещенко, Н.Д. Авксентьев, М.И. Скобелев.  
 
ДИСКУССИЯ: 
 
1) Существовала ли реальная политическая альтернатива большевикам? Почему в России не могла быть реализована программа буржуазно-либерального государства? 
 
2) В чем историческое значение Октябрьское революции? Что это - трагедия или решительный шаг по пути социального прогресса? 
 
1) Существовала ли реальная политическая альтернатива большевикам? Почему в России не могла быть реализована программа буржуазно-либерального государства? 
Ответ: 
Альтернатива Октябрьской революции была, но она не была реализована. 
Среди политических партий наибольшей поддержкой в массах пользовалась партия эсеров, не имевшая выраженного классового характера и аналогов в западной политической культуре. Большая часть населения России при всех перепадах революции отдавала свои голоса именно этой партии, проповедовавшей идеи общинного социализма.  
Резко возрастают экономические и политические трудности, Временное правительство не способно справиться с ними. Доверие народа в этих условиях постоянно колебалось от одной политической партии к другой. Временное правительство, меньшевики и эсеры, пользовавшиеся в начале революции популярностью, утрачивают их и, наоборот, к лету 1917 г. повышаются акции большевиков. Буржуазия теряет веру в способность Временного правительства восстановить порядок в стране и склоняется к установлению военной диктатуры. В этом намерении она была поддержана и монархическими организациями. 
27 октября 1917 г. ВЦИК на своем первом заседании постановил провести выборы в Учредительное собрание в назначенный еще Временным правительством срок, 12 ноября 1917 г. Выборы состоялись по спискам, составленным еще до революции. 
Партии с принципиально буржуазной программой получили около 15% тех, кто принял участие в выборах, партии с разными социалистическими программами 85%. Конфликт, который возник в связи с Учредительным собранием это конфликт между социалистами, и прежде всего, между двумя революционными партиями социалистов, большевиками и эсерами (меньшевики имели 16 мест, а эсеры 410). Чернов с места председателя даже декларировал «волю к социализму». Это важно подчеркнуть, т.к. в годы перестройки пресса внедрила в общественном сознание представление, будто речь шла о выборе между буржуазно-либеральным и социалистическим путем развития России. В ряде вопросов (например, в отношении к террору) большевики были более умеренной партией, нежели эсеры.  
 
2) В чем историческое значение Октябрьское революции? Что это - трагедия или решительный шаг по пути социального прогресса? 
Ответ: 
В результате Октябрьской революции была свергнута в России власть буржуазии и помещиков и установлена диктатура пролетариата, создано Советское социалистическое государство. Великая Октябрьская социалистическая революция явилась торжеством марксизма-ленинизма, открыла новую эру в истории человечества эру перехода от капитализма к социализму и коммунизму. 
Октябрьская революция это шаг на пути социального прогресса. Капитализм вовсе не конечная «станция» в историческом развитии человечества, как в том нас убеждают и зарубежные буржуазные, и иные наши публицисты. Было положено начало становлению новой, социалистической общественно-экономической формации, преимущества которой предстоит еще раскрыть. Следовательно, человечество, как и после Великой французской революции, сделало громадный исторический шаг вперед, хотя при сталинизме были попятные и боковые движения.  
 
Список использованной литературы 
 
История России: Учебник для студ. Вузов (А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. 
История России: Учебник (А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н.Зуев и др.) Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк., 2005. 
Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. - М.: Издательство ПРИОР, 1999. 
Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов (Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.- 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.  
Отечественная история: Конспект лекций.( Л.И.Семенникова, Н.Л.Головкина, Т.В. Сдобнина, Н.Н. Черкесова. - 2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2006 
 
 
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ: 
 
Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется проводить по следующему плану: 
Во-первых, Вы должны внимательно изучить соответствующие (ориентируясь на план семинара) разделы учебной литературы, при этом можно пользоваться учебниками для старших классов, абитуриентов, справочной литературой. В случае использования материалов Интернет обращайте внимание на аутентичность текстов. В связи с этим настойчиво не рекомендуется пользоваться реферативными материалами. Старайтесь обращаться к оригинальным источникам (монографиям, научным и научно-популярным работам), несомненным достоинством ответа будет привлечение (цитирование) документов (материалов воспоминаний, стенограмм, нормативных документов и проч.). 
 
Во-вторых, вопросы к семинару разделены на 14 блоков. Вам необходимо, опираясь на специальную и дополнительную литературу, указанную в электронном учебнике, приготовить емкий ответ на 7 блоков вопросов. Обязательными к ответу являются 1 и 14 блоки вопросов, остальные 5 Вы выбираете самостоятельно. Рекомендуется не ограничиваться рассмотрением обязательных семи блоков вопросов, Вы должны иметь суждения по каждому из них, только это позволит Вам быть в контексте рассматриваемых проблем на протяжении всего семинара, что является важным залогом положительного результата. 
 
В-третьих, готовите сообщение по характеристике деятельности личности (на выбор из предложенного списка) в событиях 1917 г. Обращайте внимание только на события 1917 г., привлекайте другие факты биографии только в этой связи. По возможности распределите сообщения об общественно-политических деятелях в группе равномерно. 
 
В-четвертых, четко формулируете свою позицию по двум дискуссионным вопросам, излагаете аргументы в ее защиту. 
 
В итоге Ваша работа должна быть представлена в следующем виде: 
 
I. Ответы на вопросы: 
1) 
2) 
6) 
10) 
12) 
14) 
 
II. Характеристика деятельности Троцкого Л.Д. в 1917 г. (Сталин, А.И. Гучков, М.И. Терещенко, Н.Д. Авксентьев, М.И. Скобелев и т.д. один на выбор) 
 
III. Ваша позиция по дискуссионным вопросам: 
1) 
2) 
 
 
Важна емкость и точность ответа, самостоятельность в выводах. Пространные ответы не по существу будут расцениваться как ошибка. Приветствуется активное участие в обсуждении, особенно ценится не только четкий ответ, но и грамотно сформулированный, вовремя поставленный вопрос. 
Желаю удачи!

Источник: http://histerl.ru/lybiteliam_istorii/narastanie_politicheskogo_krizisa_vremennoe_pravitelstvo.htm

 

 

http://r813p.narod.ru/tg.htm

http://momotik.ru/ramoefepusav


Информация о работе Системный кризис. 1917 год