Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:03, реферат
Цель реферата – изучить личность С.Ю. Витте и его деятельность, в особенности деятельность, связанную с железнодорожным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ 3
БИОГРАФИЯ С.Ю. ВИТТЕ 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Ю. ВИТТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 11
НАЧАЛО ПУТИ 11
РАБОТА ВИТТЕ В ОБЩЕСТВЕ ЮГО-ЗАПАДНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 12
ВЗГЛЯДЫ ВИТТЕ НА ТАРИФНУЮ СИСТЕМУ 13
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
БИОГРАФИЯ С.Ю. ВИТТЕ 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Ю. ВИТТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 11
НАЧАЛО ПУТИ 11
РАБОТА ВИТТЕ В ОБЩЕСТВЕ ЮГО-ЗАПАДНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 12
ВЗГЛЯДЫ ВИТТЕ НА ТАРИФНУЮ СИСТЕМУ 13
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
История России чрезвычайно богата и за все время существования нашей страны произошло не мало бунтов, восстаний и прочих социальных потрясений; на престоле успели побывать несколько правящих династий, менялся политический строй, идеологические ценности. Однако в истории существует также понятие сильной личности. На протяжении истории России такие «сильные личности» встречались не так уж и часто, но, как правило, именно эти личности продвигали развитие нашей страны вперед. Одним из таких людей являлся С.Ю. Витте, который за свою жизнь успел побывать в роли министра путей сообщения, министра финансов, председателя Комитета министров и реформированного Совета министров.
Цель моего реферата – изучить личность С.Ю. Витте и его деятельность, в особенности деятельность, связанную с железнодорожным транспортом.
С.Ю. Витте
родился 17 (29) июня 1849 года на Кавказе, в Тифлисе. Его
предки по отцовской линии - выходцы из
Голландии, переселившиеся в Прибалтику
- лишь в 1856 году получили потомственное
дворянство. Отец Витте - лютеранин, принявший
православие, был крупным царским чиновником,
служил директором департамента государственных
имуществ на Кавказе. Мать была дочерью
члена главного управления наместника
Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора
А.М. Фадеева и княжны Е.П. Долгорукой и
имела много влиятельных родственников.
Двоюродная сестра Витте - основатель
теософии Е.П. Блаватская. Сам Витте охотно
подчеркивал свои родственные узы с князьями
Долгорукими, но не любил упоминать, что
происходил из семьи малоизвестных обрусевших
немцев. "Вообще вся моя семья, - писал
он в своих "Воспоминаниях", - была
в высокой степени монархической семьей,
- и эта сторона характера осталась и у
меня по наследству".
Детские годы Сергей провел в семье своего
деда, где получил обычное для дворянских
семей воспитание. В Тифлисской гимназии,
куда он затем был отдан, Сергей учился
"очень плохо", предпочитая заниматься
музыкой, фехтованием, верховой ездой.
В результате, в 16 лет он получил аттестат
зрелости с посредственными отметками
по наукам и единицей по поведению. Несмотря
на это, будущий государственный деятель
отправился в Одессу с намерением поступить
в университет. Но юный возраст, а ко всему
- единица по поведению закрыли ему туда
доступ. Пришлось снова поступить в гимназию
- сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И
только после усиленных занятий Витте
сдал экзамены успешно и получил приличный
аттестат зрелости.
В 1866 году он поступил на физико-математический
факультет Новороссийского университета
(в Одессе), в течение всего времени обучения
был лучшим студентом, мало интересовался
политикой и окончил университет в 1870
году со степенью кандидата физико-математических
наук. Одаренный юноша мечтал о карьере
профессора, но родные - мать и дядя (отец
Витте умер в 1867 году) - сочли эту стезю
недостойной его дворянского происхождения.
Его заставили избрать более престижную
карьеру чиновника, и Витте был зачислен
в канцелярию новороссийского генерал-губернатора,
где занимался вопросами службы движения
железных дорог. Это была новая и перспективная
отрасль хозяйства.
Вскоре он перешел в акционерное общество
Юго-Западных железных дорог, и сделался
одним из ближайших сотрудников директора
Русского общества пароходства и торговли
Н.М. Чихачева, в ведение которого была
и Одесская железная дорога. В конце 1875
года недалеко от Одессы произошло крушение
поезда, повлекшее за собой много человеческих
жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте
были преданы суду и приговорены к четырем
месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось
расследование, Витте, оставаясь на службе,
сумел отличиться в перевозке войск к
театру военных действий (шла русско-турецкая
война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание
великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого
была заменена двухнедельной гауптвахтой.
Одновременно, как практик, Витте был приглашен
в Петербург, в комиссию графа Э.Т. Баранова,
изучавшую состояние железных дорог в
России. В 1877 году С.Ю. Витте становится
уже начальником движения Одесской железной
дороги, а в 1879 году, после окончания войны,
- начальником эксплуатационного отдела
Юго-Западных железных дорог. Тогда же,
в 1879 году, Витте женился на Н.А. Спиридоновой,
дочери черниговского предводителя дворянства.
До этого, по словам самого С.Витте, он
"знал всех более-менее выдающихся актрис"
в Одессе.
К началу 1880-х годов имя С.Ю. Витте было
уже хорошо известно среди железнодорожных
дельцов и в кругах русской буржуазии.
Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными
королями" - И.С. Блиохом, П.И. Губониным,
В.А. Кокоревым, С.С. Поляковым. С 1886 по 1888
год Витте состоял управляющим Юго-Западных
железных дорог.
Резкий поворот
в карьере Витте в 1888 году во многом
произошел благодаря
В марте 1889 года
Витте был назначен начальником
только что образованного Департамента
железнодорожных дел при
Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 году тяжело заболел министр финансов И.А. Вышнеградский. 30 августа 1892 года Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 года Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.
В 1892 году произошли
изменения и в личной жизни
С.Ю. Витте. После скоропостижной смерти
осенью 1890 года его первой жены, Витте
женился на Матильде Лисаневич, удочерив
её ребёнка (своих детей у Витте не было).
Женитьбе предшествовал скандал, так как
С. Витте начал встречаться с Матильдой
до её развода и вступил в конфликт с её
мужем. Это могло стоить С. Витте карьеры,
так как сановник высшего ранга оказался
женатым на разведенной еврейке, да еще
в результате скандальной истории. Сергей
Юльевич даже был готов "поставить крест"
на карьере. Однако Александр III, вникнув
во все подробности, сказал, что этот брак
только увеличивает его уважение к Витте.
Новый брак принес Витте семейное счастье,
Матильда Витте не была принята ни при
дворе, ни в высшем обществе. В результате
и без того не самые тёплые отношения С.
Витте с высшим светом ещё более ухудшились.
Наряду с этим император Александр III к
нему явно благоволил.
В 1893 году Витте был уже министром в чине
тайного советника и Почетным членом Академии
наук.
В 1894 году Витте выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В 1896 году он провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Манчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор.
В 1894-1895 годах
С.Ю. Витте добился стабилизации
рубля, а в 1897 году сделал то, что
не удавалось его
16 августа
1903 года Николай II, выслушав очередной
доклад Витте, обласкал его,
а на прощание смущенно сказал,
что лишает его поста министра
финансов. По словам придворных,
после этой аудиенции
Час Витте
пробил, когда России потерпела унизительное
поражение в русско-японской войне
1904-1905 годов. С устранением его
от государственной деятельности усилилась
его популярностью в русском
обществе, и когда в июне 1905 года
предстоял выбор
9 октября 1905 года Витте представил Николаю
II записку, в которой указывалось на опасность
революционного развития событий: "Русский
бунт, бессмысленный и беспощадный, все
сметет, все повергнет в прах. Какой выйдет
Россия из беспримерного испытания - ум
отказывается себе представить; ужасы
русского бунта могут превзойти все то,
что было в истории". Витте видел выход
в немедленных реформах сверху, подчеркивая,
что естественное развитие неизбежно
приведет Россию к конституционному устройству.
Царь согласился с этими аргументами и
предложил подготовить соответствующий
манифест. Два помощника Витте - Н.И. Вуич
и князь А.Д. Оболенский подготовили несколько
вариантов манифеста "Об усовершенствовании
государственного порядка". Николай
II колебался до последней минуты, раздумывая
над тем, пойти ли на уступки или усилить
репрессии. Однако ни один из сановников
не решился взять на себя ответственность
за наведения порядка вооруженной рукой.
Вечером 17 октября Николай II подписал
манифест в редакции Витте.
Это был кульминационный пункт политической карьеры Витте. Через два дня, 19 октября 1905 года, он назначается первым в истории России председателем Совета Министров. На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем.
Все более
усиливавшийся конфликт с царем
вынудил его подать 14 апреля 1906 года
в отставку. Почти сразу, 22 апреля
1906 года, отставка была принята. В тот
же день специальным рескриптом император
отметил заслуги Витте в
28 февраля
(13 марта) 1915 года Сергей Юльевич
Витте, немного не дожив до
65-летия, умер в своем доме
на Каменноостровском проспекте.
Хоронили его на Лазаревском кладбище
Александро-Невской лавры скромно. Это
было одним из самых последних захоронений
на Лазаревском кладбище. Никаких официальных
церемоний не было.
По окончанию
университета кандидат математики намеревался
остаться на кафедре высшей математики
для продолжения научных
В течение полугода Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации. В «Воспоминаниях» Витте писал: «Так, я сидела в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение».
Во второй половине 1870 – х годов Витте оказался во главе службы эксплуатации одной из самых протяженных железных дорог страны с большим объемом грузового и пассажирского движения.
В 1877 году началась Русско-турецкая война, и Одесская железная дорога сделалась важнейшей дорогой, по которой войска и военные грузы доставлялись к местам сражений. В это время Витте как начальнику службы приходилось общаться с Императором Александром II. Являясь фактически управляющим дорогой, он был обязан сопровождать монарха в передвижениях по магистрали. Опыта железнодорожных перевозок крупных войсковых соединений на дальнее расстояние у России в то время еще не было, поэтому их организация на первых пора была ужасна.
Для увеличения пропускной способности дороги Витте ввел важное новшество – он стал формировать паровозные бригады. Если раньше машинист к своему паровозу относился, как крестьянин к лошади (отдыхает крестьянин – отдыхает и лошадь), то теперь паровозы стали двигаться непрерывно, днем и ночью, менялись только локомотивные бригады. Такая система движение в то время была принята в Америке. Витте вспоминал «…я тогда, признаться, о существовании американской системы и понятия не имел, а пришел к этому решению по необходимости».
В те году еще не было автоблокировки, поэтому поезд с одной станции нельзя было отправить на перегон до тех пор, пока предыдущий не прибудет на следующую станцию и не сообщит о своем прибытии телеграфом на станцию отправления. Витте организовал отправление воинских поездов друг за другом с интервалом 20 – 25 минут. Он, конечно, рисковал, но – обошлось без крушений.
В 1878 году Витте
переехал на жительство в Петербург,
где получил должность
В это же время Витте становится одним из участников знаменитой Барановской комиссии , созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и разрабатывать проект Устава русских железных дорог.
К моменту, когда Витте принялся за работу над железнодорожным уставом, у него уже сложились ясные представления о том, как русские железные дороги должны управляться. Он планировал создать автономный от Министерства путей сообщения совет по железнодорожным делам по образцу аналогичных учреждений Западной Европы: Франции, Пруссии, Австрии, Саксонии. В него должны были войти как представители государственных ведомств, так и деловых кругов страны.
В феврале 1880
года Витте был назначен начальником
службы эксплуатации в администрации
Общества Юго-Западных железных дорог
и переехал на жительство в Киев.
Председателем правления