Славяне Восточной Европы в V - VIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 09:03, лекция

Описание работы

Достоверные сведения о славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н. э.
Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу об этногенезе (происхождении) славянства. Одни считают необходимым все племена, когда-либо обитавшие на территории между Дунаем, Днепром и Вислой, зачислять в предков славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса (Скажем Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV в. до н. э.) - "автохтонная" (аборигенная) теория; другие полагают, что славянская общность, напротив, имеет весьма позднее происхождение, относящееся лишь к середине I тысячелетия н. э.

Файлы: 1 файл

лекция по обр-ю ДР ГОСУДАРСТВА.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)

Славяне Восточной Европы в V - VIII вв.

     Достоверные  сведения о славянах историческая  наука имеет лишь с V - VI вв. н. э.

Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу об этногенезе (происхождении) славянства. Одни считают необходимым все племена, когда-либо обитавшие на территории между Дунаем, Днепром и Вислой, зачислять в предков славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса (Скажем Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV в. до н. э.) - "автохтонная" (аборигенная) теория; другие полагают, что славянская общность, напротив, имеет весьма позднее происхождение, относящееся лишь к середине I тысячелетия н. э. Наконец, третьи пытаются понять процесс происхождения славян через их взаимодействие с другими этническими группами, приходя к выводу, что славянство складывается в самостоятельный этнос в результате достаточно длительного процесса взаимных воздействий множества самых различных народов весьма обширных пространств Европы.

      Но каковы  бы ни были истоки славянства, в V - VI вв. они заселяют значительную территорию от Балканского полуострова на юге до Балтийского побережья на севере и от верховьев Волги на востоке до Вислы и Одера на западе. Весьма примитивный характер земледелия заставляет славян постоянно менять место жительства, однако по мере совершенствования технологии обработки земли образ жизни населения приобретает все более оседлый характер. Земледелие же во многом определяет и общественный уклад. Главной чертой общественной жизни этого периода являлся коллективизм, вырастающий из невозможности силами одной семьи осуществлять весь цикл сельскохозяйственных работ. Коллективным был не только труд, но и собственность, и распределение, что порождало, в свою очередь, очевидное равенство всех членов данного коллектива. Такое общество и управлялось при помощи коллективного органа - народного собрания всех членов общества - веча.

      Однако  постепенно традиционный уклад  жизни начинал разрушаться. Развитие  производительных сил, позволившее  производить коллективу больше, нежели минимальный прожиточный  уровень, по-новому поставило проблему распределения. Постепенно начинают выделяться особые общественные группы, получающие большую, нежели остальные члены коллектива, долю созданного им продукта (что вполне объяснимо той особенной ролью, которую они играют в жизни этого общества). Это, прежде всего, так называемая, племенная верхушка - старейшины, вожди и жрецы, - все чаще превращающая исполнение своих функций в свое наследственное владение. Накопление богатств особенно активно происходит в результате успешных столкновений с другими племенами, что приносит не только дополнительный прибавочный продукт, но и тех, кто его может создавать - рабов, являющихся коллективной собственностью данного племени и не обладающих какими-либо реальными правами. Таким образом, в рамках славянского общества складываются условия для возникновения как внутриплеменных, так и межплеменных противоречий, которые все более раскалывают коллективистский уклад жизни.

      Особый  вклад в проявление этих противоречий  вносили постоянные войны, усиливавшие  и без того высокую роль  племенной верхушки, с одной стороны, и увеличивавшие количество рабов - с другой. В то же время  длительное время сохраняет свое  значение и старый родоплеменной  уклад с его вечевыми порядками. Фактически мы имеем дело с  переходным периодом, когда старое  и новое сосуществуют вместе. Этот-то период обычно и определяется как строй "военной демократии". Хотя перемены происходили в укладе жизни всего славянства, само оно едва ли не с момента своего возникновения отнюдь не было единым. Исследователи выделили несколько основных славянских групп: южную, западную и восточную. Восточные славяне к VII - VIII вв. заняли весьма обширную территорию в четырехугольнике: Финский залив - Карпаты - Черноморское побережье - верховья Волги и Дона. В свою очередь и они представляли из себя весьма разношерстный конгломерат союзов племен, именуемых в летописи "Повесть временных лет" как поляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. По-видимому, первые два союза являлись наиболее развитыми, что позволяло им доминировать в восточнославянской среде.

      Соседями восточных славян на  северо-западе были скандинавские  народы, более известные среди  славян как варяги, норманны, на  юго-востоке - кочевые племена хазар. На юго-западе через Черное  море был прямой выход на  одно из крупнейших государств  того времени - Византийскую империю. Отношения с этими важнейшими соседями для восточных славян развивались весьма непросто. Если Византийская империя являлась для них в течение длительного времени объектом агрессии, то, в свою очередь, славянские земли сами подвергались нападению со стороны хазар и варягов. В отдельные периоды славянским племенам приходилось даже уплачивать дань последним. Впрочем, периоды войны сменялись миром, во время которого активно развивались и торгово-хозяйственные отношения между ними. Как раз через славянские территории проходил знаменитый путь "из варяг в греки", чем, собственно, они и были привлекательны для "находников".

      Таким образом, торговля и война, попеременно  сменяя друг друга, все больше  изменяли уклад жизни славянских  племен, вплотную подводя их к  формированию новой системы отношений.

2. Образование Древнерусского государства 

     Изучение проблемы  образования государства у восточных  славян в течение длительного  времени было неотделимо от  рассказа "Повести временных лет", обычно именуемого "легендой о  призвании варяжских князей" (или "норманнской" легендой).

 В ней говорится о событиях начала 60-х гг. IX в., когда среди ряда северных славянских племен возникли острые разногласия ("встал род на род"). Разрешить этот конфликт оказалось возможно лишь с помощью обращения к одному из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного летописцу как "русь", который согласился "княжить и володеть" в Новгороде. Вслед за этим два его боярина Аскольд и Дир обосновались в Киеве, что означало овладение варягами основными восточнославянскими центрами. По сообщению летописи это произошло в 862 г. Через двадцать лет новгородские и киевские земли были объединены князем Олегом. Датой образования  Древнерусского  государства  условно  считается  882  г., когда князь  Олег,  захвативший  после  смерти  Рюрика  власть  в  Новгороде (некоторые летописцы называют его  воеводой  Рюрика),  предпринял  поход  на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые  объединил  северные  и южные земли в составе единого государства. Так как столица  была  перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

     Именно этот  рассказ, обнаруженный немецкими  учеными, работавшими в России  в первой половине XVIII в. (Г.-Ф. Миллер, Г.-З. Байер, А.-Л. Шлецер) лег в основу теории, получившей название норманизма, и стал отправной точкой длительного и ожесточенного спора, отзвуки которого слышны и до сего дня. Ученые (и не только) разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов по вопросу об образовании Древнерусского государства

      Основные устремления древнерусских  князей - это грабительские походы  на земли соседних народов - Византию (Аскольд и Дир в 866 г., Олег в 907 г., Игорь в 941, 944 гг., Святослав в 970-971 гг., Владимир в 989 г., Ярослав в 1043 г.). Болгарию (Святослав в 968 г., Владимир в 985 г.) и др. Речь, однако, шла не только о военной добыче или последующей дани, эти походы являлись одновременно и своеобразным средством выработки стабильной системы торговых отношений ( Договоры с Византийской империей 912, 945, 1046 гг.), создания, говоря сегодняшним языком, "режима наибольшего благоприятствования" русско-византийской торговле.

      Другой задачей, также вытекавшей  из тех оснований, на которых  государство возникло, являлась  оборона славянских земель от  натиска последовательно сменявших  друг друга степных кочевников - хазар, печенегов, половцев. Нередко эта борьба со "степью" по форме мало чем отличалась от завоевательных походов и приносила несомненные успехи, как, например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский каганат, или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако давление степи было постоянным и непрерывным на протяжении, по крайней мере, IX - XII вв., а, следовательно, неизменной оставалась и задача обороны древнерусских границ.

      Впрочем, границ  у этого государства поначалу  тоже не было, поскольку не  существовало точно очерченной  территории, подвластной русским  князьям. Им еще только предстояло  решить эту задачу формирования  государственной территории. Поэтому "внутренняя" политика Древнерусского государства на первых порах мало чем отличалась от тех действий, которые русские князья производили за его пределами. Иначе говоря, наряду с внешними завоеваниями, русские князья активно занимались присоединением, причем, отнюдь не всегда добровольным, тех или иных славянских (и не только славянских) племен. Летопись пестрит сообщениями о походах того или иного князя в соседние славянские земли (Олег присоединил земли древлян в 883 г., северян в 884 г., радимичей в 886 г.; Святослав - вятичей в 966 г.; Владимир - радимичей в 984 г.). Причем, даже присоединение не всегда гарантировало полное их подчинение, о чем свидетельствовало, в частности, восстание древлян против князя Игоря в 945 г. Впрочем, эта борьба (ее можно было бы определить в сегодняшней терминологии как "национально-освободительную") имела и иной смысл: она ограничивала аппетиты завоевателя, создавая основы для формирования более прочной системы отношений в рамках складывающегося государства. То же восстание древлян привело к созданию точных размеров дани с них (а позднее и других славянских племен), что способствовало перерастанию дани как формы военной контрибуции в дань как форму натурального налога, превращая полюдье (сбор дани) из едва ли не военной операции в тривиальную налоговую кампанию. Вырабатывается и другая важнейшая функция государства - посредническая, арбитражная. Князь становится не только олицетворением силы, которому следует подчиняться из страха, князь - это воплощение справедливости, он есть та внешняя "незаинтересованная" сила, которой можно и должно доверить разрешение внутренних споров, суд. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Это вполне отчетливо проявляется в дошедшем до нас памятнике древнерусского права - "Русской правде". Таким образом, складывается ситуация, в которой князь, как бы принуждая население к заключению с ним договора, сам, в то же время, обязан неукоснительно соблюдать его условия.

      Примитивность функций государства  порождает и элементарность его  структуры. Во главе государства  стоит князь, его советниками  выступают бояре ("старшая дружина"), основную же исполнительную (по преимуществу - военную) несут рядовые дружинники. Отношения между ними весьма демократичны и ничем не напоминают отношений монарха со своими подданными. Дружина может воздействовать на принятие князем решения, бояре могут иметь собственные дружины и, порой, весьма независимы от князя. Жесткое подчинение ограничивается лишь периодом военного времени, впрочем, достаточно длительного.

 

Конец  Х  столетия  ознаменовался  завершением  объединения  всех  восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение  происходит во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В  981  г.  Была присоеденена область червенских городов  Перемышль  т.е.  восточнославянские земли до Сана. В 992 г. Вошли  в  состав  Древнерусского  государства  земли хорватов лежавшие  по  обоим  склонам  Карпатских  гор.          В   989  г. Русские дружинники ходили на Ятвягов и  русское  население  заселявшее  край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси.    В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля  Вятичей,  хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее  независимости.  Спустя  3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане  власть  Киева  распостронилась  на Радимичей. Так было закончено  объединение  всего  восточного  славянства  в едином государстве. Русские земли были объеденены под властью Киева  ”  Мати градом Русским  “.

      Таким образом, функции и структура Древнерусского  государства с очевидностью свидетельствуют  о несомненном военном характере  этого государства, приспособленном  исключительно к решению военных  задач. Соответственно, в случае  перехода к решению невоенных  задач, такое государство оказывалось  бы неустойчивым, что означает, что  оно несло уже в себе самом  элементы временности, возможность  распада.

      Фактически, Древнерусское государство еще  не вполне государство, это, скорее, "полугосударство", некое образование с зачатками государственности, зародыш будущего государства.

      Образование  Древнерусского государства имело  существенное значение для международной  обстановки конца I - начала II тысячелетия  н. э., создав оборонительный рубеж  между Западом и Востоком, усилив  натиск на Византию, способствовавший  ослаблению последней, наконец, фактически  завершив оформление "ареала" раннесредневековой западной цивилизации.

      Древнерусское  государство стало колыбелью  становления древнерусской народности, ставшей основой трех современных  славянских народов - русского, украинского  и белорусского.

 

3. Принятие христианства на Руси 

    Важнейшей чертой  государственности является особая  идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и  охраняемой государством. В большинстве  случаев такой идеологией становится  та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается  неизменной на протяжении всего  периода существования государства: с течением времени, по тем  или иным причинам она перестает  его устраивать, в результате  чего происходит смена государственной  идеологии.

Информация о работе Славяне Восточной Европы в V - VIII вв