Подобное
развитие событий характеризует
и историю Древнерусского государства,
где господствовавшее в момент
его образования язычество в
конце Х в. было сменено христианской
(православной) религией. Естественно
встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах
произошла эта смена.
Первые
признаки несоответствия религиозной
языческой идеологии новым реалиям
возникают еще в начале Х
в., когда среди русских появляются первые
христиане, однако сам выбор православия
в качестве замены язычества не был неизбежен.
Перед русскими князьями оказались весьма
широкие возможности выбора, как минимум
из четырех мировых религий: ислам (Волжская
Болгария), иудаизм (Хазарский каганат),
католичество (Священная Римская империя)
и православие (Византия). Периферийное
положение Волжской Болгарии и давние
враждебные отношения с хазарами во многом
предопределяли выбор в пользу христианства.
Что касается разновидностей последнего,
то здесь чаша весов не могла не склониться
на сторону православия, более знакомого
верхушке древнерусского общества, к тому
же, признававшего приоритет светской
власти над духовной. Важным являлось
и то обстоятельство, что ослабевшая Византийская
империя не могла претендовать на установление
той или иной формы зависимости Руси от
нее в случае принятия православия при
ее содействии.
Впрочем, при
всех очевидных, казалось бы, преимуществах
смены религии, процесс христианизации
оказался весьма длительным. Первый
его этап относится примерно
к первой половине Х в., когда основной
массой христиан на Руси оказались древнерусские
купцы, торговавшие с Византией. Их крещение
часто имело сугубо прагматический характер,
объясняясь стремлением обеспечить себе
более благоприятные условия торговой
деятельности на территории Византии.
Отсюда, сохранение, наряду с исполнением
христианских обрядов, языческих верований
("двоеверие").
Однако
постепенно число адептов новой
веры на Руси росло, свидетельством
чего становится крещение одного
из высших лиц Древнерусского
государства - княгини Ольги. В то
же время, успехи православия
на Руси вызвали явное недовольство
среди наиболее приверженной
традициям части дружинников (особенно
в правление Святослава), в результате
чего противоборство язычников
и христиан в 50-х - первой половине
80-х гг. Х в. заметно обостряется.
Так, попытку укрепить позиции язычества
предпринял в 980 г. князь Владимир,
создав в Киеве пантеон языческих богов,
по-видимому, рассчитывая объединить главных
богов всех языческих племен. Очевидно
эта попытка не принесла успеха, что заставило
князя начать интенсивный процесс христианизации
Руси, хотя, по всей видимости, он не слишком
отвечал желаниям самого князя. В результате
довольно длительной интриги, сопряженной
как с оказанием помощи византийскому
императору, так и с военными действиями
против него и женитьбой на его сестре,
Владимир крестился. Летопись относит
это событие к 988 г. Вслед за крещением
князя начался процесс крещения Руси,
где мирным (Киев), а где и насильственным
(Новгород) путем. Тем самым, завершился
третий этап христианизации Руси, результатом
которого стало провозглашение православия
официальной государственной религией
Древней Руси.
Процесс
христианизации на этом не
завершился, растянувшись еще на
несколько веков - вплоть до XIII - XIV
вв., однако выбор был сделан: православие
превратилось в господствующую
религию Российского государства.
Одновременно, это привело к созданию
мощной и крайне влиятельной
организации на Руси - Русской
православной церкви. В течение
Х - XII вв. церковь сумела широко
распространиться по Руси, создав
весьма разветвленную структуру.
Во главе ее стоял киевский
митрополит, которому подчинялись
епископы. По всей стране быстро
стали расти монастыри, сосредоточившие
в своих руках значительные
богатства.
Значение
принятия христианства на Руси
большинство историков оценивает
чрезвычайно высоко, прежде всего,
в плане воздействия на развитие
древнерусской культуры: письменность,
школы, архитектура, живопись, летописание
- все испытало на себе влияние
христианства. Однако ряд историков,
порой не без убедительности,
доказывает определенную преждевременность
крещения Руси, обращая внимание
на недостаточную готовность
значительной части славянского
населения к восприятию норм
христианской морали.
Однако
в любом случае крещение Руси
стало заметнейшей вехой в становлении
российского государства, создав один
из важнейших атрибутов государственности
вообще.