Смертная казнь на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:50, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определить этические проблемы применения смертной казни, выяснить, носит ли смертная казнь карательный характер или же является ничем иным, как просто негуманным убийством человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. Смертная казнь на Руси. Основные способы……………………………4
2. Смертная казнь в истории советского государства……………………..7
3. Смертная казнь по действующему законодательству………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…14

Файлы: 1 файл

Смертная казнь на Руси.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1. Смертная казнь на  Руси. Основные способы……………………………4

2. Смертная казнь в  истории советского государства……………………..7

3. Смертная казнь по действующему  законодательству………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее  время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, граждане. Но на все эти поставленные и многие другие вопросы можно ответить в том случае, если поставить следующие задачи дипломной работы при изучении данной проблемы: дать понятие смертной казни, изучить историю ее возникновения и применения, рассмотреть мнения сторонников и противников смертной казни. Цель данной работы – определить этические проблемы применения смертной казни, выяснить, носит  ли смертная казнь карательный характер или же является ничем иным, как просто негуманным убийством человека.

В настоящее  время существуют две теоретических  позиции по отношению к проблеме такого вида наказания как смертная казнь. Одни ученые и практики выступают  целиком против применения смертной казни и за ее немедленную отмену, объясняя это аморальностью и нецелесообразностью подобного наказания. Другие поддерживают применение смертной казни, рассматривая ее не только как правовое ограничение, но и как физическое уничтожение преступника, которое гарантирует обществу полную безопасность от подобного деяния этого лица. Все эти мнения достаточно грамотно обоснованы, и выбор наиболее правильного подхода к проблеме смертной казни представляется тяжелым. С тех пор прошло около 2500 лет, и мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а вместе с этим унаследовали и всю проблематику, как правовую, так и нравственную, в современной правовой мысли.

 

 

1. Смертная казнь на Руси. Основные способы

 

В княжеской Руси долгое время судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколение в поколение. Прообразом смертной казни, как и других видов наказания в догосударственном обществе, явилась кровная месть. Широко была распространена кровная месть - мстили за убийство или другое преступление против родича.

С возникновением частной  собственности, классов и государства  кровная месть приобретает публично - правовой характер, становится уголовным  наказанием и орудием в руках  господствующих классов. Но если в условиях родового общества кровная месть могла осуществляться как отдельными членами рода, так и всем родом, то с возникновением судебной системы кровная месть реализуется только судом. После принятия христианства стали судить по Библии. Князь Владимир Святой не решался казнить даже "ведомых лихих людей" (в современной терминологии - рецидивистов), ссылаясь на Библию: "Греха боюсь". И лишь иное толкование Библии служителями церкви убедило князя впервые ввести на Руси наказание в виде смертной казни.

В начале XI в. три сына Ярослава Мудрого вместе со своими боярами составили в Киеве кодекс законов, названный "Русской Правдой", который и стал основным законом Руси на протяжении четырехсот лет. "Русская Правда" отменила кровную месть и определила денежные штрафы за различные преступления. “ Русская Правда “ не знала смертной казни. Известный русский криминалист и историк права профессор

Впервые в истории  русского государства смертная казнь  законодательно была закреплена в 1389 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства. Составлен этот документ был великим князем московским Василием Дмитриевичем. В статье 5 Двинской грамоты предусматривается назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенное в третий раз.1

Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, исходил из повышенной общественной опасности преступника  и реального предположения о  возможности совершения кражи в  четвертый раз. Небезынтересно заметить, что Двинская уставная грамота не устанавливает смертная казнь за убийство.

В литературе на протяжении длительного периода времени  существует мнение, что появлением смертной казни российское законодательство обязано византийскому влиянию. Действительно, воздействие Византии на русскую жизнь в целом и на русское право в частности началось с принятием христианства на Руси.

Византийская правовая система предусматривала смертную казнь за целый ряд преступлений. Так, смертная казнь полагалась за оскорбление  величества и заговор против императора или империи. Нетрудно заметить, что смертная казнь устанавливалась прежде всего за государственные и религиозные преступления.

Псковская судная грамота 1467 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению  с Двинской уставной грамотой. Смертная казнь устанавливается здесь за кражу из церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, за перечисленные преступления, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов.

Необходимо отметить, что на смертной казни вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным  государственным установлением, смертная казнь преследовала прежде всего цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль, что с образованием и развитием государственности на Руси верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах граждан, а также и о своей собственной безопасности. Поэтому смертная казнь применялась также в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.

Наметившаяся в первой половине XV века тенденция к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года, принятого при Великом князе Иване III. Этот Судебник расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами. Именно в нем отражается дальнейшее усиление репрессивного характера уголовного права.

Смертной казнью карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного имущества), кража холопов, поджог, государственные  и религиозные преступления.

Судебник 1550 года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многие преступления. Например, смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с  поличным или в процессе пытки  сознается в содеянном; за вторую кражу или второе мошенничество, если преступник признается; за разбой или иное "лихое дело" и т.д. В Судебнике 1550 года к ранее указанным десяти преступлениям прибавляется еще три: подписка (подделка документов), градская сдача (сдача города неприятелю), подмет (подбрасывание поличного с целью обвинить кого – либо в краже или в разбое).

Массовые казни осуществлялись в Москве, на Лобном месте. Устраивались страшные пытки не только по отношению  к простому народу, но и к боярам и другим знатным людям. На Лобном месте закапывали в землю женщин, виновных в супружеской измене, сажали на кол, колесовали, четвертовали. И все это происходило на глазах тысячной толпы.

Смертная казнь была довольно широко представлена и подробно регламентирована в Уложении 1649 года.

Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Санкциями, предусматривающими смертную казнь, пестрело Уложение. Из-за этого русские криминалисты, занимавшиеся исследованием смертной казни, не могли осуществить точный математический подсчет и установить, в скольких случаях и за какие преступления Уложение устанавливало смертную казнь.

Смертной казнью наказывались религиозные преступления. К ним относились, например, богохульство и церковный мятеж. Особо опасные преступления против личности и собственности также карались смертной казнью. Соборное Уложение предусматривало и отсрочку исполнения  смертной казни. К примеру, предоставлялась отсрочка беременным женщинам: до рождения ребенка они содержались в тюрьме, а после родов подвергались назначенной казни.

Уложение 1649 года предусматривало  пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась ими, а прибегала и к другим способам исполнения этой меры наказания. В России смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной или простой относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной казни - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др. Каждый вид смертной казни применялся за особый вид преступления. Например, повешение - за измену ратным делам, утопление - в широких масштабах.

При Иване Грозном  стали применять такой варварский способ, как кипячение в масле, вине или воде за государственную  измену. Это было мучительно. Залитие  горла расплавленным свинцом  применялось к фальшивомонетчикам. Четвертование - за оскорбление государя.

Законодательство эпохи  Петра I чаще обращается к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года. Воинские артикулы 1715 года Петра I и другие многочисленные уголовно-правовые акты этого периода насчитывают  применение смертной казни в 123 случаях. Цель этой кары состояла в устрашении, а вся карательная система петровской эпохи была в целом "устрашительной". Обилие санкций в законодательстве Петра I, предусматривающих смертную казнь, наводит на мысль чрезмерной жестокости этих законов. Итак, представляет интерес, за какие же преступления по законодательству петровского времени следовала смертная казнь. К этим преступлениям прежде всего были отнесены:

а) государственные преступления в виде бунта (ст.19 Воинского Артикула),

б) оскорбление Величества (ст.20 Воинского Артикула),

в) измены (грамота Малороссийским старшинам и казакам от 9.01.1702 года). 
Три вида смертной казни было распространено:

1. Аркебузирование  (обезглавливание) - для военнослужащих осуществлялось мечом на плахе или на бревне, а не топором, как было до Петра I. Во время казни стрельцов Петр I сам выполнял роль палача в нескольких случаях. 2. Расстрел. 3. Повешение

В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких  изменений. Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в Наказе по вопросам уголовного наказания. Екатерина  II, испытывавшая влияние Монтескье и Беккариа, в своем Наказе ( 1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни. Высказывая соображения против смертной казни, Екатерина II в то же время заявляла, что “ смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества

Таким образом, во второй половине XVIII века в русском уголовном  законодательстве наблюдается тенденция  к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения. В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в уголовной политике, что скорее всего было связано с появлением необходимости отмены крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с точки зрения требований новой просветительской эпохи.

2. Смертная казнь в истории советского государства

 

Буквально на второй день после свершения Октябрьской  революции 1917 года Второй Всероссийский  съезд Советов в принятом им Декрете отменил смертную казнь в стране. До лета 1918 года карательные органы Советской власти не применяли смертной казни к своим политическим противникам. И лишь 21 февраля 1918 года СНК РСФСР принимает декрет "Социалистическое отечество в опасности!", который провозгласил переход к чрезвычайным мерам и допустил возможность применения расстрела на месте за совершение государственных преступлений. По этому декрету ВЧК предоставлялись права внесудебного подавления политических противников, вплоть до их расстрела на месте и за достаточно широкий круг деяний – за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. По свидетельству Лациса, за первую половину 1918 года было расстреляно 22 человека, затем репрессии ожесточились, а с середины осени  1918 года их число пошло на убыль.

В связи с этими  событиями возникает вопрос, как  совместить репрессии, которые приобретали  массовый характер с принципом законности и с тем, что, по сути дела, расстрелы осуществлялись без суда и следствия, без точного установления признаков конкретного состава преступления, хотя официально смертная казнь была отменена. Все это объясняется сложной, экстремальной, политической обстановкой в стране. На самом деле допустимо применение чрезвычайных мер, в том числе и внесудебного характера, в условиях военного времени, как это показывает обширный опыт применения смертной казни в разных государствах.

5 сентября 1918 года СНК  РСФСР принял постановление "О красном терроре", в котором говорилось, что все лица, участвующие в деятельности белогвардейских организаций, причастные к заговорам и мятежам, подлежат расстрелу. В этом постановлении была также оговорена необходимость опубликования имен всех расстрелянных и оснований применения к ним этой меры наказания.

16 июня 1918 года Наркомюст  РСФСР закрепил в своем постановлении,  что трибуналы в выборе мер  борьбы с саботажем и прочими  преступлениями не связаны никакими  ограничениями. Тем самым трибуналам предоставлялось право выносить приговоры к расстрелу.

Информация о работе Смертная казнь на Руси