Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:50, реферат
Цель данной работы – определить этические проблемы применения смертной казни, выяснить, носит ли смертная казнь карательный характер или же является ничем иным, как просто негуманным убийством человека.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. Смертная казнь на Руси. Основные способы……………………………4
2. Смертная казнь в истории советского государства……………………..7
3. Смертная казнь по действующему законодательству………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…14
В июне 1919 года были расширены права ВЧК в части применения расстрела. За органами ВЧК согласно Декрету ВЦИК от 20 июня 1919 года сохранялось право непосредственной расправы, вплоть до расстрела в местностях, объявленных на военном положении, за преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения, а именно: за государственную измену, шпионаж, укрывательство изменников и шпионов, принадлежность к контрреволюционным организациям и участие в заговоре, сокрытие боевого оружия, подделку денежных знаков, подлог документов, участие в поджогах и взрывах, умышленное повреждение железнодорожных путей, мостов и других сооружений, разбой и вооруженный грабеж, торговлю наркотиками. Среди этих деяний, наказываемых смертной казнью, уже появились некоторые преступления против собственности, личности, а не только государственные.
Смертная казнь в виде расстрела была впервые законодательно закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года - первом законодательном акте, где были регламентированы основные положения и институты нового уголовного права.
Несмотря на массовый характер имевших место в этот период репрессий, возникли определенные предложения об отмене смертной казни. Инициатором отмены этого наказания был Дзержинский, который вошел в Политбюро ЦК РКП (б) с подобным предложением. Было решено прекратить местными ЧК с 1 февраля 1920 года применения высшей меры наказания и передать все дела, по которым могло бы грозить такое наказание, в Ревтрибунал. Ленин, считая смертную казнь временной, исключительной мерой наказания, применение которой зависит от внутренней обстановки в стране и международного положения, указывал, что, хотя смертная казнь и была отменена, восстановление расстрелов вполне возможно.
Дальнейшее развитие событий привело к тому, что было предоставлено право применения смертной казни. В итоге расстрелы приняли еще более ужасающий характер, например, только в 1920 году к смертной казни было приговорено 6541 человек.
В процессе подготовки проекта
УК РСФСР 1922 года Ленин указал, что
в нем нужно дать не юридическое,
а политическое обоснование террора.
Таким образом юридический
Система наказаний, предусмотренная УК РСФСР 1922 года, не включала смертную казнь. Норма о смертной казни в виде расстрела была помещена в отдельной статье. Следовательно, законодатель относился к расстрелу как к экстраординарной мере уголовного наказания. Право применения смертной казни предоставлялось только военным трибуналам. Обычные суды не могли назначать эту меру наказания. В дальнейшем статья о смертной казни была дополнена: она не могла применяться к лицам, не достигшим 18-летного возраста, и к женщинам, находящимся в состоянии беременности. Всего по УК 1922 смертная казнь, как правило в качестве альтернативной санкции, устанавливалась по 28 составам преступления. Те же самые положения были закреплены в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года. В УК РСФСР 1926 года эта мера наказания претерпела некоторые изменения в смысле уменьшения числа составов преступления, по которым могла назначаться смертная казнь.
Несмотря на то, что Советское государство всегда относилось к смертной казни как к временной и исключительной мере уголовного наказания, эта мера ни 20-е, ни в 30-е годы не была отменена. Более того, выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере приближения к социализму влекла за собой ужесточение репрессии. Все это не могло найти отражения в действующем уголовном законодательстве. Нормативные акты того периода устанавливали исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о вредительстве, террористических актах и диверсиях: следствие по этим делам должно было вестись не более 10 дней; обвинительное заключение представлялось обвиняемому за один день до рассмотрения дела в суде; кассационное обжалование не допускалось; дела слушались без участия сторон; приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно по вынесении приговора.
Следующим крупным этапом в истории смертной казни в СССР является отмена смертной казни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года. Этот Указ установил, что за преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, в мирное время применяется заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Однако вместе с этим Указом действовала секретная директива, согласно которой смертная казнь могла применяться специальными судами МГБ по делам о контрреволюционных преступлениях. Таким образом все предписания законодательной власти были перечеркнуты сложившейся практикой. И лишь 12 января 1950 года смертная казнь была вновь законодательно закреплена Указом Президиума ВС СССР "О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам", в 1954 году смертная казнь была введена за умышленное убийство.
Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 года не включали смертную казнь в систему наказаний, а выделили ее в самостоятельную статью в качестве исключительной и временной меры уголовного наказания. Они установили исчерпывающий перечень преступлений, за которые допускалось применение смертной казни: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Основы допустили также возможность применения смертной казни в условиях военного времени или в боевой обстановке и за другие особо тяжкие преступления в случаях, предусмотренных законодательством СССР.
УК РСФСР 1960г. в ст.23 в редакции Закона РФ от 24.04 93 устанавливал возможность применения смертной казни путём расстрела за особо тяжкие преступления, если это предусмотрено в конкретных статьях УК.
В УК 1960г. смертная казнь предусматривалась за совершение довольно значительного числа преступлений (за 17 преступных деяний в мирное время и 16 – в военное время и в боевой обстановке). Однако это не означало ее фактического широкого применения. Как правило, к тому же в единичных случаях высшая мера назначалась лицам, совершившим убийства с особой жестокостью, нескольких лиц, малолетних детей, извращенным способом и т.д.
По данным статистики за 1987 год, 96% приговоров к смертной казни были вынесены судами в связи с осуждением именно за эти преступления.
В общей структуре наказаний, назначенных в течение пяти лет (1985-1989 гг.), объем смертной казни составил менее 0,05 процента.
По сравнению с Уголовным кодексом 1960 года в статью 59 Уголовного Кодекса 1996г., которая предусматривает смертную казнь, внесены определенные изменения: переформулировано ее название, круг особо тяжких преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, ограничен посягательствами на жизнь, устранено указание на способ применения - расстрел, установлена в порядке помилования замена сметной казни иными видами наказания. Данная статья УК соответствует п. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации и содержит предписания об основаниях установления смертной казни, обращенные к законодателю и ч. 1 вводит возможность замены смертной казни в порядке помилования в ч. 2 ст. 59 Уголовного Кодекса.
Смертная казнь может быть установлена законодателем только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, т. е. за умышленные преступления, направленные на лишение жизни одного или нескольких лиц. Законодатель не предусмотрел смертной казни в санкциях ряда особо опасных преступлений, создающих опасность гибели людей, в частности, в случаях терроризма, бандитизма, массовых беспорядков и др.
Смертная казнь назначается только в случаях, предусмотренных санкцией соответствующих статей Особенной части Уголовного Кодекса 1996 года. При этом законодатель всегда предусматривает возможность выбора между смертной казнью и пожизненным лишением свободы.
Исполнение наказания в виде смертной казни регламентируется разделом VII (ст. 184 - 186) УИК. Согласно ст.186 УИК смертная казнь исполняется непублично, путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствии остальных. При исполнении смертной казни присутствует прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь и врач. Об исполнении приговора суда составляется протокол, который подписывается прокурором, представителем учреждения, в котором исполнялась смертная казнь и врачом. Администрация учреждения, в котором исполнялась смертная казнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного.
Круг лиц, которым может быть назначена смертная казнь, не включает в себя женщин, лиц, совершивших преступления до восемнадцатилетнего возраста, соответственно мужского пола, а также мужчин, хотя и совершивших преступление до достижения шестидесятилетнего возраста, но достигших его к моменту постановления приговора.
Уголовный закон не решает вопрос о порядке рассмотрения дел, по которым возможно назначение смертной казни. Особенности уголовного судопроизводства в этом случае (обязательное участие защитника, суд присяжных и пр.) устанавливаются уголовно - процессуальным законодательством.
Суд не обязан назначать смертную казнь. Во всех случаях он имеет право выбора между смертной казнью и иными видами наказания, предусмотренными санкцией статьи, особенно части УК.
Замена назначенной смертной казни осуществляется в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
По действующему Уголовному кодексу смертная казнь предусмотрена за пять видов преступлений, и все они связаны с убийством при отягчающих обстоятельствах. При этом четыре состава преступления - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357) - фактически являются специальными нормами по отношению к ст. 105 Уголовного кодекса (убийство).
Конституция РФ в статье 20 предусматривает, что “ каждый имеет право на жизнь “. Однако, ни один из наших законов не провозглашает обязанности жить, т. е. каждый человек вправе самостоятельно решать, должен ли о продолжать жить или хочет умереть.
Благодаря усилиям многих юристов, общественных деятелей в 1993 году в нашей стране появилась альтернатива смертной казни - пожизненное заключение. Комиссия по помилованию приняла участие в подготовке этого закона. Ныне же фактически существует мораторий на исполнение смертной казни. С августа 1996 года в России не был казнен ни один человек. Следует отметить, что в первой половине 1996 года (до выборов Президента России) Комиссия оказалась в сфере внимания высоких официальных лиц, попытавшихся практически прекратить ее деятельность, заменив ее состав, ограничив полномочия, решив по своему усмотрению направлять дела на рассмотрение Комиссии или отказывать в помиловании. Попытка восстановить чиновничий произвол была отражена, хотя и с немалыми трудностями.
Низкий уровень правовой культуры общества, вполне объяснимый особенностями нашей истории, приводит к тому, что на Комиссию осуществляется давление и со стороны общественного мнения, СМИ, парламентариев, высоких должностных лиц. Так, парламентские слушания по проекту закона о моратории на исполнение смертной казни 19 ноября 1996 года показали, что ряд квалифицированных и известных юристов являются противниками отмены смертной казни.
Часть 3 статьи 59 Уголовного кодекса установила, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. В связи с этим возникает вопрос о месте отбывания наказания, определенного Президентом помилованному. Уголовный кодекс этого вопроса не решает, т. к. статья 58 УК регламентирует назначение вида исправительного учреждения осужденным к наказанию в виде лишения свободы.
Конституция РФ (статья 20) рассматривает смертную казнь как исключительную, временную меру наказания. Лицо, которому она может быть по закону назначена, имеет право на суд присяжных, но, к сожалению, такие суды действуют лишь в девяти субъектах из 89 регионов страны. Налицо явное нарушение прав человека - реализация конституционного права на суд присяжных ставится в зависимость от места совершения преступления. Так, если преступник совершил преступление в Московской области, он может предстать перед судом присяжных, если в Москве - нет.
Своим Постановлением от 2 февраля 1999 года Конституционный Суд Российской Федерации пошел дальше Конституции - он признал, что “ наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей “
Из этого следует, что суд присяжных не вправе назначать наказание в виде смертной казни, пока он не будет создан во всех субъектах Федерации.