Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:22, контрольная работа
За годы формирования Российского государства произошло много событий, оставивших кровавый след. Но самым значительным и судьбоносным стал период рубежа XVI - XVII столетий, вошедший в историю как Смутное время.
Так называемое Смутное время или Смута является одной из самых сложных и тяжелых эпох в истории России. Смута - это глубокий духовный, экономический, социальный, династический, внутри - и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI в. - начале XVII в.
ВВЕДЕНИЕ
За годы формирования
Российского государства
Так называемое Смутное время или Смута является одной из самых сложных и тяжелых эпох в истории России. Смута - это глубокий духовный, экономический, социальный, династический, внутри - и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI в. - начале XVII в.
То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в её историческую память. То была череда невиданного и немыслимого ранее. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и, тем более, социальных низов. Никогда раньше ожесточение схваток за первенствующие позиции в обществе не доходило до систематического преследования, а временами - истребления верхов низами. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из восточной Белоруссии. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с мнимыми или реальными монархами, претендовавшими на общегосударственную власть. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения её территории между соседними странами. Поистине все смешалось, все смутилось в государстве российском. Как же это все виделось современникам и как видится нынешним исследователям?
Смута XVII века как ключевое
событие русской истории
В научной среде интерес к Смутному времени никогда не угасал. Не одно столетие историки бьются над разгадкой его причин и смысла. Первый русский историк В.Н. Татищев искал причины Смуты в «безумной распре знатных шляхетских родов» и законах Бориса Годунова, закрепостивших крестьян и холопов. По мнению Н.М. Карамзина, Смута была вызвана вмешательством иноземцев, «послаблением» царя Федора, «злодеяниями» Годунова и «развратом народа». Она - результат дисгармонии между традиционными идеями, принципами русской государственности и моральными устоями народа. СМ. Соловьев связывал Смуту с внутренними факторами: дурным состоянием нравственности, династическим кризисом и усилением антиобщественных сил в лице «воровских казаков». В.О. Ключевский определил ее как социальную рознь, порожденную неравномерным распределением государственных повинностей. Вслед за ним С.Ф. Платонов рассматривал Смуту как результат династического и социального кризисов, как политическую борьбу за власть между старой родовой аристократией и новой дворцовой знатью.
Советские историки на первый план выдвинули фактор классовой борьбы. Они полагали, что Смута началась снизу - с крестьянских выступлений. Появление самозванцев они связывали не с интервенцией, а с внутренней борьбой. Впоследствии понятие «Смута» было объявлено буржуазным, в литературе утвердились иные термины. М.Н. Покровский считал Смуту крестьянской революцией, Лжедмитрия - орудием иностранных интервентов. Этот период в истории стал называться «Крестьянская война Болотникова и польско-шведская интервенция».
В последующих дискуссиях А.А. Зимин, В.И. Корецкий, Л.В. Черепнин и др. утверждали, что крестьянская война не прекращалась в течение 1603-1614 гг., являясь стержнем исторического развития России того периода. Современный исследователь Р.Г. Скрынников полагает, что Смута - это гражданская война, начавшаяся в 1603-1604 гг. Ее важнейшей предпосылкой, по мнению Р.Г. Скрынникова, стал кризис дворянского сословия, а главной причиной - раскол, поразивший дворянство и вооруженные силы государства в целом. Годуновская династия пала после того, как против нее выступили гарнизоны южных крепостей, а в дворянском ополчении под Кромами и в столице вспыхнули мятежи. Смутное время начала XVII в. - это период крайней слабости государственной власти, размаха самозванчества, неподчинения окраин, гражданской войны и интервенции со стороны Польши и Швеции.
Цель контрольной работы: исследовать причины и последствия Смутного времени.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- исследовать причины Смутного времени;
- рассмотреть разгар Смуты;
- охарактеризовать основные итоги Смутного времени.
Объектом изучения является исторический период - Смутное время.
Предметом изучения являются итоги, последствия Смутного времени в историческом развитии Российского государства.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых по истории Отечества.
1 Причины Смутного времени и его начало
Семнадцатое столетие в истории нашей страны - переломное, бурное время заката Средневековья. Современники называли его «бунташным». Россия переживет крестьянскую войну - первую в своей истории, череду городских восстаний, «медный» и «соляной» бунты, выступления стрельцов, конфликт церкви и светской власти, церковный раскол. Да и начнется век необычно - с событий, получивших в истории название Смутного времени (1598-1613).
Краткая хронология Смуты такова:
- 1598 г. - пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова;
- 1601-1603 гг. - неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в стране;
- 1605г. - смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I;
- 1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского;
- 1006-1607 гг. - крестьянское восстание под руководством И. Болотникова. Лжедмитрий II;
- 1609 г. - втягивание в войну Польши и Швеции. Начало польской интервенции;
- 1610-1612 гг. - «семибоярщина»;
- 1611-1612 гг. - первое и второе ополчения, освобождение Москвы от польских интервентов;
- 1613 г. - начало династии Романовых.
Рассмотрим факторы, способствовавшие наступлению смутного времени.
Умирая, Иван Грозный торжественно признал своего преемника Федора неспособным к управлению государством и назначил ему в помощь регентский совет, в который включил двух представителей знати: князя Ивана Мстиславского и князя Ивана Шуйского, знаменитого воеводу, защитника Пскова, дядю Федора Никиту Романовича Юрьева и последнего из видных деятелей опричнины - Богдана Бельского. Автор новейшей биографии Бориса Годунова Р.Г. Скрынников, работая в варшавском и венском архивах, нашел донесения польского и австрийского послов, великолепно знавших положение в Москве. Из них следует, что Борис Годунов не был включен в регентский совет. Однако это не мешало ему бороться за влияние на Федора.
Умело маневрируя, Годунов избавляется от регентов. Первым падает Богдан Бельский, который, вместе с родственниками последней жены Ивана грозного Марией Нагой, пробует отстаивать права на трон царевича Дмитрия. Царевича вместе с матерью отправляют в Углич, а Бельского отправляют в ссылку. Сравнительно быстро выведен из игры князь Мстиславский, человек ограниченный и легко управляемый другими. Более полутора лет шло единоборство Бориса с могущественной семьей Шуйских, которые снова, как и после смерти Василия III, пытаются занять первое место в государстве. Несмотря на союз с митрополитом Дионисием, Шуйские, требовавшие расторжения брака Федора с Ириной, терпят поражение. Виднейших представителей боярской семьи ссылают, митрополита лишают сана и постригают в монахи.
Большую опасность для власти Бориса Годунова представляли бояре Нагие, родственники малолетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана грозного. Дмитрий был выслан из Москвы в Углич, который был объявлен его уделом. Углич вскоре превратился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федора, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени малолетнего царевича. Однако в 1591 году царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах. Следственная комиссия под предводительством боярина Василия Шуйского дала заключение, что это был несчастный случай. Но народная молва приписывала Годунову организацию убийства царевича с целью захвата власти.
7 января 1598 года царь
Федор Иоаннович умер. Трон Ивана
Калиты опустел, династия
Итак, династия вымерла, хоть и не своей смертью. Началось междуцарствие.
Вопрос о престолонаследии решался Земским собором, который избрал на царство шурина усопшего царя, боярина Бориса Годунова (1598-1605). Это был первый случай в истории Московского царства, до Годунова не избирался ни один царь, поэтому естественным представляется стремление нового царя всячески подчеркивать свою связь с прежней династией. Он пустил в ход даже явный вымысел о завещании Ивана IV, который якобы «отказал» Годунову московский престол. Воцарение Годунова, не принадлежавшего по своему происхождению к царской семье, в отличие от его конкурентов - Мстиславских и Шуйских, еще более усилило распри в среде высшей знати [3, с. 133].
Формула автора «Хронографа», написанного в первой половине XVII в.: «Земля без царя - вдова», оказалась верной для истории Русского государства, подчеркивала очень важную его черту.
В итоге «великого разорения» 70-80-х годов значительная часть культурных земель оказалась заброшенной. Старопахотные земли зарастали лесом. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1592-1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день (заповедные годы). В 1597 г. - о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601-1602 гг. - об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других.
Такая политика вызывала
огромное недовольство крестьянства,
которое составляло в то время
подавляющее большинство в
Наконец, в 1604 г. пошел «страшный слух». Года три уже в Москве шептали про неведомого человека, называвшего себя царевичем Дмитрием. Теперь разнеслась громкая весть, что царевич жив и идет из Литвы добывать прародительский престол. «Замутились при этих слухах умы русских людей, и пошла Смута».
2 Разгар Смуты
Представление народа о том, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», представителю династии Рюриковичей, было непоколебимо. Таким образом, династический кризис с железной необходимостью порождал самозванчество. Самозванец превращался в ожидаемого героя, способного избавить народ от угнетения и социальной несправедливости. Возобновилась борьба за трон. Аристократия стремилась к реваншу, к упрочению своего положения при новом политическом раскладе.
Самозванцев в своих целях будут использовать разные социально-политические силы страны. Самозванчество станет удобной формой организации массового антиправительственного движения. Первый из самозванцев - беглый монах Чудова монастыря, «расстрига» Гришка Отрепьев - объявит себя сыном Ивана IV Дмитрием, якобы чудом спасшимся. Поддержанный служилым людом, казаками, мелкопоместными дворянами, шляхтой, крестьянами, он пойдет на Москву.
Помогла самозванцу и смерть Бориса Годунова в апреле 1605 г. Шестнадцатилетний сын Годунова - царь Федор Борисович - недолго удержался на престоле. Бояре-заговорщики организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. Останки Годунова были извлечены из Архангельского собора - усыпальницы московских царей в Кремле - и похоронены на одном из отдаленных московских кладбищ.
В июне 1605 г. самозванец Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. 1 июня 1605 года воеводы признали самозванца законным царем под именем Дмитрий Иванович, их примеру последовала значительная часть армии, затем - московские бояре. Москва присягнула самозванцу, обосновавшемуся в Кремле [3, с. 136].
Почему победил человек, явившийся
в Русское государство в
- общественный кризис, из которого не был найден выход;
- слабая легитимация власти Годунова, из чего следовали непопулярность его самого и его семьи, сомнение в законности на престол его сына Федора;
- вера народа в «доброго царя», в том числе и вера в историю чудесном спасении царевича, превратившая в итоге народную утопию, в политическую интригу;