Смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

За годы формирования Российского государства произошло много событий, оставивших кровавый след. Но самым значительным и судьбоносным стал период рубежа XVI - XVII столетий, вошедший в историю как Смутное время.
Так называемое Смутное время или Смута является одной из самых сложных и тяжелых эпох в истории России. Смута - это глубокий духовный, экономический, социальный, династический, внутри - и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI в. - начале XVII в.

Файлы: 1 файл

Смутное время КОНТР работа МАРТ 1.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Но те же национальные особенности и спасли страну от гибели. Чувство патриотизма, отвага, готовность к самопожертвованию, которые были присущи русскому народу, помогли России выстоять в тяжелой борьбе с интервентами. Сознание национального единства, осознание себя как части всей державы способствовали сохранению территориального единства страны, российской государственности, хотя и в консервативном обличье.

Смута привела к новому способу управления страной. Идея вотчинного управления государством на основе произвола  и свободно толкуемого обычая уже  не могла возродиться. Россия встала на путь формирования сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе.

Смута выявила роль народа в государстве. Прежде всего из потрясения, пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых политических понятий, с которыми не были знакомы их отцы, люди XVI в. Это печальная выгода тревожных времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство и взамен того дают опыты и идеи. Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные времена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумываются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все. Это и есть начало политического размышления. Его лучшая, хотя и тяжелая, школа - народные перевороты. Этим объясняется обычное явление - усиленная работа политической мысли во время и тотчас после общественных потрясений. Понятия, какими обогатились московские умы в продолжение Смуты, глубоко изменили старый привычный взгляд общества на государя и государство. Московские люди XVI века видели в своем государе не столько блюстителя народного блага, сколько хозяина московской государственной территории, а на себя смотрели, как на пришельцев, обитающих до поры до времени на этой территории, как на политическую случайность. Личная воля государя служила единственной пружиной государственной жизни, а личный или династический интерес этого государя - единственной ее целью. Из-за государя не замечали государства и народа. Смута поколебала этот закоснелый взгляд. В Смуту идея государства, отделяясь от мыслей о государе, стала сливаться с понятием о народе» [2, с. 44].

Действительно, страх  народных масс перед Иваном IV сменился в Смуту насмешливым отношением к «власть имущим»: Федор Иоаннович считался юродивым, Годунов - худородным татарином, Отрепьев - расстригой, Василий Шуйский - трусом и клятвопреступником. Но за державу народ был готов стоять до конца, что подтверждается беспримерной, почти двухлетней обороной Смоленска, защитой Троице-Сергиевой лавры и т.д.

Смута преподнесла монархии серьезный урок: если не заботиться о сохранении сильной центральной  власти, то можно потерять все. Распад Киевской Руси, явная угроза распада  Руси Московской были ярким тому подтверждением.

Во времена Смуты появляется понятие «вся земля», включающее в себя бояр, дворян, служилый люд, казаков, посадское население и часть крестьян. Под монархию начинает подводиться теоретическая база. Положение о том, что «вся земля» выдвинула царя, стало обоснованием надклассовой сущности самодержавия, т.е. только самодержец представитель всех социальных слоев (а не «холопов», как при Иване IV), мог править, творить равный и справедливый суд.

Впервые политически  дееспособным становится население  посада и крестьяне, не входившие ранее в число избирателей. Город, не и игравший на Руси, в отличие от Запада, самостоятельной роли, теперь был представлен свободным посадом, выражавшим еще не осознанные требования нового времени.

Наконец, Смута показала, что в период общего кризиса избежать тяжелых потерь и потрясений, обрести прочный социальный мир можно только путем сотрудничества всех слоев общества.

Прямым следствием смуты  стало расстройство местничества, ослабившее старое аристократическое боярство и усилившее позиции служилого дворянства. Расстройство местничества, начавшееся столкновением породы с заслугой, продолжалось отрицанием самой породы, как основы местничества. Заслуга, выслуженный высокий чин не давали знатности. Основное правило местничества - за службу государь жалует деньгами и поместьями, а не отечеством. Когда местническое сутяжничество разгорелось и редкое должностное назначение обходилось без спора и ослушания, правительство придумало способ устранить вред, отсюда происходивший для службы: на должности, дотоле замещаемые людьми родословными, стали назначать неродословных, между которыми счета местами не полагалось. Но неродословные, попав на родословные должности, тотчас воображали себя пожалованными в родословные и местничались между собою не хуже родословной знати, даже принимались местничаться с настоящими родословными людьми. За это их лишали чинов, сажали в тюрьму, секли кнутом, но они не унимались, и раз, выведенные нескончаемым и досадным разбиральством таких бездельных споров, думный дьяк и боярин среди самого заседания Боярской думы собственноручно отколотили палками неугомонного худородного спорщика, приговаривая: «Не по делом бьешь челом, знай свою меру». Но это кляузничество худородных было вызвано обстоятельствами времени. Смута произвела большую переборку служилых фамилий, подняла одни, понизила другие. Служебный чин сам по себе мало значил в местничестве, не давал родовитости; но родовитого человека обыкновенно возводили в высокий чин, служивший показателем его родовитости. Малые люди, дослужившиеся в Смуту до больших чинов, пытались превратить признак родовитости в ее источник и стали усвоять мысль, что государь, жалуя худородному большой чин, вместе с тем дает ему и знатность. Эта мысль, отрицавшая самое основание местничества, принадлежала к новым политическим понятиям, возникшим в Смуту, и была тогда отчетливо выражена одним захудалым служакой, сказавшим в споре о местах своему родовитому сопернику: велик и мал живет государевым жалованьем. Эта мысль повела к отмене местничества в 1682 г., а потом легла в основу петровской табели о рангах 1722 г. [2, с. 44].

Последствием Смуты  была и экономическая разруха  в стране, обнищание народа. Она  ухудшила международное положение государства.

В 1617 г. заключается Столбовский  мир, по которому Швеция возвращает России новгородские земли, но удерживает побережье Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород [3, с. 143].

В 1618 г. подписывается  Деулинское перемирие с Речью  Посполитой, согласно которому Россия лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель [3, с. 143].

Вместе с тем страна восстановила политическую независимость  и основное территориальное единство. К середине XVII века разруха и разорение Смутного времени были в основном преодолены. Отношения с Западом начинают составлять основу всей политической, экономической, идеологической и военной истории России. Эти отношения выражали две противоположные, но взаимосвязанные тенденции: первая представляла Запад «в образе врага», вторая характеризовала его, как «пример для подражания». Ряд современных ученых приходят к выводу, что, хотя Россия с начала XVII в. и испытывала влияние Запада, он для нее оставался все-таки главным антагонистом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В развитии московской Смуты  ясно различаются три периода: первый может быть назван династическим, второй - социальным, а третий - национальным.

Борьба за власть и  за царский престол, начатая московским боярством, привела впоследствии к  полному крушению государственного порядка, к междоусобной «борьбе всех против всех» и к тем диким и бессмысленным зверствам и насилиям над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей».

Освобождение Москвы и избрание царя историки характеризуют, как окончание смуты. Хотя первые годы царствования Михаила - тоже смутные  годы, но дело в том, что причины, питавшие смуту и заключавшиеся в нравственной шаткости и недоумении многих слоев московского общества и в их политическом ослаблении, эти причины были уже устранены. Когда этим слоям удалось сплотиться, овладеть Москвой и избрать себе царя, все прочие элементы, действовавшие в смуте, потеряли силу и мало-помалу успокаивались.

Разные историки выделяют разные результаты смутного времени. С.М. Соловьев видит в смуте испытание, из которого государственное начало, боровшееся в XVI в. с родовым началом, выходит победителем.

Автор Н.И. Костомаров считает смутное время безрезультатной эпохой. В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Не только воевали между собой претенденты на престол московский и сражались русские с поляками и шведами, но и одни слои населения враждовали с другими: казачество боролось с оседлой частью общества, старалось возобладать над ней, построить землю по-своему - и не могло. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, признаком которого было избрание царя Михаила. Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграло больше всех. Смута много принесла ему пользы и укрепила его положение. Можно сказать, что смута обусловила почти всю нашу историю в XVII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Зуев М.Н. История России: учебник [Текст] / М.Н. Зуев - М.: Дрофа, 2002. - 927 с.
  2. Ключевский В.О. Курс русской истории: лекции [Текст] / В.О. Ключевский - М.: Проспект, 1990. - 486 с.
  3. Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца VXII века: учебник [Текст] / А.П. Новосельцев - М.: АСТ, 1997. - 575 с.
  4. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Терещенко Я. Основы курса истории России: учебник [Текст] / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Я. Терещенко - М.: Проспект, 2012. - 576 с.
  5. Самыгин П.С. История для бакалавров: учебник [Текст] / П.С. Самыгин - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 573 с.
  6. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст] / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, А.Н. Шестаков - М.: Проспект, 2012. - 768 с.
  7. Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 в. Смута: лекции [Текст] / Р.Г. Скрынников - М.: Мысль, 1988.



Информация о работе Смутное время