Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:57, контрольная работа
Другая важная особенность судопроизводства того времени —отсутствие отделения суда от административных органов. Более того, следует подчеркнуть, что судебная функция была важнейшей задачей администрации; этим и вызвано то, что судебные и процессуальные вопросы получили в законодательстве детальную регламентацию. Все судебные органы XVII в. делились на государственные церковные и вотчинные. Таким образом, система судебных органов соответствовала системе органов государственной власти и управления. Уложение не касается вотчинного суда, хотя изымает из его ведения дела о татьбе и разбое и узаконивает некоторые нормы отношений феодалов с крестьянами и холопами.
Судебное право в Уложении составило
особый комплекс норм, регламентировавших
организацию суда и процесса. Вопросам
судоустройства и судопроизводства
посвящена в нем в Х глава
— “О суде”, самая большая, содержащая
287 статей. Правовые нормы даны в Х главе
не по отраслям права, а по объектам правонарушений.
Поэтому в одной и той же статье, а иногда
и в группе соседних статей, посвященных
одному и тому же вопросу, нормы материального
и процессуального права, как уголовного,
так и гражданского, сопряжены.
Другая важная особенность судопроизводства
того времени —отсутствие отделения суда
от административных органов. Более того,
следует подчеркнуть, что судебная функция
была важнейшей задачей администрации;
этим и вызвано то, что судебные и процессуальные
вопросы получили в законодательстве
детальную регламентацию. Все судебные
органы XVII в. делились на государственные
церковные и вотчинные. Таким образом,
система судебных органов соответствовала
системе органов государственной власти
и управления. Уложение не касается вотчинного
суда, хотя изымает из его ведения дела
о татьбе и разбое и узаконивает некоторые
нормы отношений феодалов с крестьянами
и холопами.
Центральными судебными органами являлись Боярская дума и приказы. Поскольку приказная система уже сложилась, по Уложению приказные люди выступают в общем ряде судей. Следует также отметить, что разбор некоторых дел (преимущественно политического характера) относился к исключительному ведению самого царя (глава X. 1, 2). Суд в приказах был коллегиальным, хотя неполная коллегия при отсутствии судей по уважительным причинам допускалась. Однако единолично судья функционировать не мог (глава X. 23). Суд по гражданским и мелким уголовным делам относился к ведению земских органов. Более крупные дела рассматривались губными органами.
Соборное уложение
1649 г. оставляет за церковью
большие права и привилегии
в области суда. Суду патриарха
подлежал широкий круг лиц,
принадлежащих к разным
Вотчинное
правосудие Уложение 1649 г. значительно
сужало. В частности, вотчинник
не имел права скрывать от
властей своих провинившихся
крестьян и подвергать их
Государственные судебные
1) губные, земские учреждения, воеводы на местах,
2) приказы,
3) суд Боярской думы и царя.
Важнейшим центральным судебным звеном были приказы, среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).
Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда. Уложение провозглашало: “Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и диаком, и всяким приказным людом, и судьям.... ” (X, I). Здесь в форме перечисления чинов и должностей названы все категории лиц государственного аппарата, причастные к судопроизводству.
ГУБНЫЕ СТАРОСТЫ: Воевода судил и рядил в съезжей или приказной избе. Рядом с воеводой стоял другой орган центральной власти в уезде со специальным назначением - губной староста, сидевший в губной избе; в иных уездах их было двое и даже больше. Эта высшая судебно-полицейская власть в уезде, возникшая еще в XVI в., имела смешанный характер, земский по источнику полномочий и приказный по ведомству: губной староста выбирался на всесословном местном съезде, но ведал не местные земские, а общегосударственные дела по важнейшим уголовным преступлениям. В XVII в. губное ведомство расширилось: сверх разбоя и татьбы к нему отнесены были дела о душегубстве, поджоге, совращении из православия, оскорблении родительской власти и др. Влияние общего направления внутренней политики правительства сказалось в том, что приказный элемент в должности губного старосты получил решительное преобладание над земским, и это сближало губного старосту по характеру должности с воеводой. Но это направление не соединялось с определенным планом, было скорее правительственным позывом, чем программой, что и отразилось на бесконечных колебаниях, каким подверглось взаимное отношение обеих должностей: губные старосты то отменялись, то восстановлялись; в иных местах губные дела поручались воеводам, в других губные старосты ведали воеводские дела. По просьбе обывателей городом правил вместо воеводы губной староста, а когда он становился неугоден городу, назначался опять воевода с поручением ведать и губные дела; губной староста действовал то независимо от воеводы, то был подчинен ему.
Боярская дума имела самостоятельную, независимую от царя, компетенцию в судопроизводстве. Так, например, при жалобе на судью со стороны потерпевшего, что судья «обвинил его делом по посулам. ..», предписывалось «судное дело взнесть яушати бояром, и учинити в том деле указ, смотря по делу» (X. 7). В другом случае на рассмотрение «всем бояром» передавались дела, когда какой-либо приказный судья «просудится и винит кого не по суду без хитрости (X. 10) .
Высокому положению Боярской думы в государственной системе, бояр и других думных чинов в сословной иерархии феодального общества соответствовала правовая защита их неприкосновенности. Показательно, что в главе «о государьской чести» содержится запрет приходить «самовольством, скопом и заговором» не только к царю, но и к боярам, окольничим и думным людям (II. 20). За нарушение этого запрета закон карал смертной казнью (II. 21).
Высшей судебной и апелляционной
инстанцией в отношении приказов
были Боярская дума и царь: “А спорные
дела, которых в приказах зачем вершити
будет не мощно, взносити из приказов в
доклад к государю царю и великому князю
Алексею Михайловичю всея Русии, и к его
государевым боярам и околничим и думным
людем” (X. 2). В данной статье, возможно,
заключена другая мысль - приказы могли
быть некомпетентны в рассмотрении некоторых
дел, относящихся к компетенции царя и
Боярской думы. Аналогичная ситуация предусмотрена
и в отношении местного суда в лице воеводы
или губного старосты. Не будучи в состоянии
решить судебное дело, они обязаны отправить
его в Москву, в приказ, и одновременно
выслать поручные записи на истца и ответчика
о их явке в суд. В противном случае с них
взыскивались проести, волокиты и судебные
пошлины (X. 130, 131).
Уложение регламентировало порядок работы
судей прежде всего в приказах и на местах.
В приказах обычно было несколько судей.
Во главе некоторых приказов стоял боярин,
или окольничий, или думный человек “с
товарищи” — человека три-четыре. Уложение
предписывало решать судебные дела коллегиально
(“всем вопче”). При отсутствии кого-либо
по болезни или по другой уважительной
причине остальные судьи решали дела самостоятельно
(X. 23). За злостное уклонение от явки в приказ
“многие дни” судья повергался наказанию,
“что государь укажет” (X. 24). По воскресеньям,
крупным церковным праздникам и в дни
тезоименитств в приказах никаких дел
не рассматривала, кроме “самых нужных
государьственных дел” (X. 25). Судебное
решение считалось окончательным и могло
подлежать пересмотру только в порядке
апелляции в высшую инстанцию. Поэтому
добавлять какие-либо документы к судному
списку - новые свидетельские показания
и т. п. — после судопроизводства не допускалось.
Предписывалось судьям “после суда своим
вымыслом в судном деле никому по дружбе
или по недружбе.... ничего неприбавливати,
ни убавливати....” (X. 21, 22). Закон предусматривал
возможность судебной ошибки, когда судья
“просудится.... без хитрости”. Если это
подтверждалось, то в отношении судьи
определялось то взыскание, которое “государь
укажет”, а дело передавалось на рассмотрение
“всем боярам” (X, 10). Уложение допускало
отвод судей сторонами по мотивам родства
или пристрастного отношения к одной из
тяжущихся сторон, но не иначе как до судебного
процесса. Такие жалобы после суда во внимание
не принимались (X. 3, 4). Судебное делопроизводство
в приказах, как и всякое другое, бежало
на дьяках и подьячих. “А судные дела в
приказех записывати подьячим”(X, 11). Запрещались
при этом исправления (черненье, скребление)
и вписывание между строк. Подьячий был
обязан положить дело “на стол к вершению
вскоре”. После судебного решения стороны
“прикладывали руки” к записям. Затем
подьячий переписывал дело набело, а дьяк,
сверив беловой экземпляр скреплял его
своей подписью. Черновой экземпляр тоже
сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось
показывать судное дело сторонам и выносить
из приказа. Если подьячий делал это, наровя
какой-либо из сторон, дело от него отбиралось
и передавалось другому подьячему (X. II.
13). Подьячие вели в приказах и книги записи
судебных дел и сбора судебных пошлин
с точным обозначением даты слушания дела.
Книги скреплялись подписями дьяков (X.
128, 129). Такое делопроизводство применялось
для менее важных уголовных и гражданских
дел, которые рассматривались в порядке
обвинительного процесса, т. е. суда, при
активном участии сторон. К гражданским
делам такого рода относились исковые
дела вызванные нарушением условий договоров
мены, купли-продажи, займа, поклажи-сделки,
не требовавшие утверждения крепостным
В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского, так и уголовного).
Доказательства были многообразны: свидетельские показания (не менее 10 свидетелей), документы, крестное целование (присяга).
Процессуальные мероприятия, направленные на получение доказательств:
По-прежнему различались две формы процесса – состязательный и розыскной. Существовало известное различие сфер применения того и другого процессов. Розыскной явно господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный имел преобладание в делах гражданских. Однако при отсутствии достаточно определенного разграничения между уголовным и гражданским правом, уголовным и гражданским процессом указанное разделение сфер применения состязательного и розыскного процессов не следует абсолютизировать.
Обычно споры по договорам купли-продажи, займа, поклажи, а также нанесение оскорблений, должностные преступления, убийства, учиненные не с целью грабежа, в том числе в ходе судебных разбирательств, рассматривались по правилам обвинительного процесса. Политические преступления и наиболее тяжкие уголовные разбой, грабеж, татьба и сопряженные с ними убийства, а также крепостные дела о холопах, крестьянах, поместьях и вотчинах рассматривались с применением розыскного процесса.
Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, доносам, жалобам потерпевших, а также непосредственно по указанию царя. Широко применялись повальный обыск и пытка. Регламентировались основания и порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные рассматривались в состязательном процессе.
Развивалась система формальных доказательств. Определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные, главным доказательством считалось признание обвиняемого или ответчика. Большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых (стороны ссылались на группу свидетелей) и общая ссылка (обе стороны ссылались на одного свидетеля). В качестве доказательства сохранялась присяга – «крестное целование».
Гл. Х Уложения подробно описывает различные процедуры “суда”: процесс распадался на собственно суд и “вершение”, т. е. вынесение приговора, решения. Сторонами в процессе могли быть все: монахи, холопы, несовершеннолетние, не могут искать люди, обвиненные в крамоле и “составе” и в клятвопреступлении, а также дети на родителей. Взаимное отношение сторон до суда (вызов) определяется договором; но в заключение договора власть вмешивается гораздо решительнее, чем в древнерусском процессе. Отношения устанавливаются посредством “челобитной”, “приставной памяти” и “срочной”: первая определяет границы спорного права, вторая — к какому судье идти; третья определяет срок явки. Договорные отношения сторон постепенно отстранялись государством: так, вызов через приставную память уступил в эпоху Уложения место вызову через “зазывную грамоту” (Х. 100 и др. ); первая удержалась только для Москвы и ее ближайших окрестностей. Различие последствий вызова через приставную память и зазывную память и зазывную грамоту состояло в том, что не явившийся к суду по вызову первого рода тотчас обвинялся без суда; напротив, к не явившемуся по вызову второго рода, но давшему по себе поруку посылались 2-я и 3-я зазывные грамоты и лишь после того не явившийся был обвиняем без суда; если же ответчик не давался в поруку, то воевода брал его насильно через пушкарей и затинщиков. Договор скрепляется непременно поручительством, на поруки можно отдать насильно по распоряжению власти (X. 117, 140, 229). Необходимыми поручителями были соседи и сродники, которые составляли между собой круговую поруку, что, впрочем, исчезло в эпоху Уложения. Целью поруки первоначально было не только представление ответчика к суду, но и обеспечение иска в случае его неявки; но в Уложении осталась только первая цель. Стороны могучи не являться в суд лично; их заменяли естественные представители —родственники и люди (Х. 108, 109, 149, 156, 157, 185); только за неимением таких допускаются свободные представители, которые большей частью были холопы и для которых до 1690 г. не требовалась доверенность. Последствием этого была ничтожность права поверенных и легкая возможность восстановления решенных дел.