Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:47, реферат
Вторая мировая война и послевоенный период вызвали такие большие перемены в политической, общественной, хозяйственной, культурной жизни, что это должно было повлиять на содержание и характер проповедуемого церковью социального учения. И дело здесь заключалось не только в том, чтобы регистрировать происходящие изменения и предупреждать о возникающих в связи с ними социально-нравственных проблемах, а в том, чтобы придать динамичность самому учению, развить его способность чутко реагировать на эти изменения, чтобы не только от случая к случаю напоминать христианские принципы, но и подвергать анализу меняющуюся действительность, оценивать проводимые преобразования и предлагаемые решения все новых проблем.
Социальная доктрина церкви и Второй Ватиканский Собор
Вторая мировая война и послевоенный период вызвали такие большие перемены в политической, общественной, хозяйственной, культурной жизни, что это должно было повлиять на содержание и характер проповедуемого церковью социального учения. И дело здесь заключалось не только в том, чтобы регистрировать происходящие изменения и предупреждать о возникающих в связи с ними социально-нравственных проблемах, а в том, чтобы придать динамичность самому учению, развить его способность чутко реагировать на эти изменения, чтобы не только от случая к случаю напоминать христианские принципы, но и подвергать анализу меняющуюся действительность, оценивать проводимые преобразования и предлагаемые решения все новых проблем.
Второй Ватиканский Собор, в католической традиции «21-й вселенский» проходил 11 окт. 1962 по 8 дек. 1965. Проходил в базилике св. Петра в Риме; состоялось 4 сессии, 168 генеральных конгрегаций. В Ватиканском Соборе участвовали 3058 епископов и генеральных настоятелей монашеских орденов и конгрегаций, присутствовали также миряне, наблюдатели других конфессий, дипломатический корпус. Собором были приняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации.
Социальное учение современного католичества было раскрыто Вторым Ватиканским Собором в следующих документах: пастырской конституции о Церкви в современном мире «Gaudium et spes», догматической конституции о Церкви «Lumen Gentium», декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae», декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и декрете о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica». Накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся социальной темы, «Rerum novarum», папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социального вопроса в свете христианского учения «Mater et Magistra» (15 мая 1961). На соборную концепцию миссии Церкви в современном мире оказала влияние энциклика папы Павла VI «Ecclesiam suam», в которой утверждалось, что наука, техника и в особенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилось о необходимости диалога с современным человеком. Собор предпринял попытку определить место проблем общественного развития в спасительной деятельности Церкви.
Конституция «Gaudium et spes» определяет место человека в современном сложном общественно-экономическом и культурном мире, пытается рассмотреть весь комплекс проблем, оказывающих влияние на личность человека в его земном пути. В «Gaudium et spes» речь идет о методах и способах подхода к решению возникших проблем. На фундаменте кратко изложенных основ христианской антропологии .Собор строит учение о человеческом сообществе: об общественном характере призвания человека; о взаимозависимости личности и общества; о содействии общему благу; о сущностном равенстве людей и т. п. «Бог сотворил людей не для того, чтобы они жили поодиночке, но ради осуществления социального единства» Богу угодно было спасать людей не по отдельности, но составить из них народ . Уже с самого начала он избрал людей не только как отдельных лиц, но и как членов общины. «Этот общинный характер совершенствуется и завершается в деле Иисуса Христа».Христос освятил семейные отношения между людьми (брак в Кане Галилейской), из которых возникают общественные связи, Он основал «новое братское общение в Его Теле».
Христианская концепция труда исходит из того, что субъект деятельности, человек, совершает свой труд не только под сенью греха, но и в уповании искупления. В результате такого подхода все области человеческой жизни соотносятся со спасительной миссией Христа; ее продолжением является деятельность Церкви. Миссия Церкви и мирские дела оказываются взаимопроницаемыми, хотя и не тождественными.
Высказав желание «сочетать свет Откровения со всеобщим опытом» (10. 33), Ватиканский Собор изложил теологию труда, опирающуюся на 5 положений: рассмотрение значения человеческой деятельности в плане творения; определение норм, призванных регулировать различные аспекты трудовой деятельности; последствия первородного греха для человеческого труда; искупление мира через профессиональный труд и миссия мирян в свете этого искупления; смысл и плоды труда после Второго Пришествия Христа (труд в эсхатологической перспективе). Задача мирян – следуя своему призванию, заниматься мирскими, светскими делами, в том числе трудом, и «успешно содействовать тому, чтобы блага, созданные по воле Творца и свету Его Слова, возделывались человеческим трудом, техникой и культурой на пользу всех людей...» .Им надлежит так устраивать все мирские дела, с которыми они тесно связаны, чтобы эти дела совершались согласно Христу. Миссия Церкви в мире заключается не только в том, чтобы нести людям весть о Христе, но и чтобы «пронизывать и совершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом»,- эту миссию Церкви призваны исполнять миряне .
Собор утверждает автономию («собственную ценность», «естественную доброкачественность») порядка преходящих вещей, включая присущие ему цели, законы, средства, все его компоненты – блага жизни и семьи, культура, экономика, искусства, профессии, установления политического общества, международные отношения и т. п..Обязанность мирян – обновление преходящего порядка и апостольство в социальной сфере.
Ватиканский Собор специальное внимание уделил служению Церкви в современном мире, взаимоотношению Церкви и мира, связи между земной деятельностью человека и его духовным призванием.
Собор рассмотрел ряд важнейших проблем современного общества: вопросы семьи, культуры, экономики, политики и международных отношений. Проблемы семьи, всегда находящие отражение в социальном учении Церкви, получили новое освещение: особый акцент делается на теологии семьи, религиозный ранг семьи возвышается до «домашней Церкви». В «Gaudium et spes» были сформулированы положения христианской теории культуры в целом, охарактеризован современный этап ее развития, определено отношение гуманитарной и технической культуры к религии, прежде всего к христианству .
Уделив большое внимание политической и международной жизни, вопросам войны и мира ,Собор отметил, что Церковь, не занимаясь проведением государственной и партийной политики, может сыграть роль защитника и организатора мира, указать метод мирного решения конфликтов – диалог между людьми в духе уважения свободы и достоинства каждого из них; Церковь «может, исходя из принципа своей универсальности, олицетворять собой связь между сообществами и народами» .
В декрете о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica» подчеркивается значение технических средств общения для социальной жизни в целом ,делается попытка определить их значение для пастырской деятельности и выработать соответствующие наставления и рекомендации в этой области. Сам термин «communicatio», относящийся к духовному обмену, указывает на значение этих средств в общественной жизни и социальных взаимоотношениях.
Социальная доктрина Иоанна Павла ІІ
Понтификат Иоанна Павла
II начинается в очень сложное
время, когда возрастает политическая
напряженность между Востоком и
Западом и усиливаются
Папа видит человека в
перспективе спасения, а значит,
в свете миссии Церкви (которая
сама переживает значительные трудности),
и поэтому неизменно
«Труд – призвание каждой личности; в нем человек выражает и осуществляет себя, труд дает возможность выразить человеческое достоинство». Эта тема получила достаточно яркое развитие уже в первой энциклике Иоанна Павла II – «Laborem Exercens» («Трудом своим») (1981), затем продолжена в 1987 г. в энциклике «Sollicifidi Rei Socialis». Свободный рынок есть экономическое следствие христианского понимания человеческой природы и предназначения. Эта мысль пронизывает многие выступления главы католической церкви, особенно его послание «Cenfesimus Annus», представляющее наибольший интерес прежде всего потому, что именно здесь Иоанн Павел II высказывает новейшие взгляды католичества на социальные проблемы, а также потому, что взгляды выражены в этой энциклике наиболее последовательно и глубоко. Идеал Иоанна Павла II является прямым продолжением того, что Лев XIII называл обществом дружбы, Пий XI – социальным милосердием, а Павел VI – цивилизацией любви.
При всех этих, казалось бы, далеких от жизни идеалов, идеал Иоанна Павла II достаточно земной и конкретный. Тот справедливый хозяйственный порядок, который одобряет католическая церковь в лице ее главы, есть «экономическая система, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики». Папа критикует системы, отрицающие свободный и личностный человеческий труд. Он определенно выступает против такой системы, «где свобода в экономической сфере не подчинена строгим нормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте и считали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной на нравственности и религии».
Свободная экономика получила полную поддержку со стороны католической церкви, хотя, как утверждают ее нынешние апологеты, экономика бизнеса никогда не будет ее нравственно удовлетворять. Сама по себе погоня за прибылью не может встретить сочувствие церкви, у рынка как такового нет своей нравственности, он просто зеркально отражает нравственность или безнравственность своих участников. И все же, как пишет Папа Иоанн Павел II, прибыль необходима, чтобы свободная экономика функционировала. Он осуждает потребительство, настаивает на том, что этика и культура первичнее экономики; для него религиозное, духовное является высшей реальностью. И если Иоанн Павел II предлагает вернуть экономике ее подлинную ценность, то его критика направлена скорее не на экономическую, а на этическую и культурную систему.
С именем Иоанна Павла II связана целая эпоха – эпоха крушения коммунизма в Европе, – и для многих в мире именно он стал её символом. На своём посту Иоанн Павел II проявил себя неустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативных сторон современной капиталистической системы – политического и социального угнетения народных масс. Его публичные выступления в поддержку прав и свобод человека сделали его символом борьбы против авторитаризма во всём мире. Сам папа был активным противником абортов, средств контрацепции, гомосексуальных браков, эвтаназии рукоположения женщин; был сторонником целибата.
Центром всей его деятельности был человек. Каждую человеческую жизнь он считал величайшей ценностью, что, следовательно, внесло свой вклад в развитие социального учения. «Миром должна управлять любовь»,- так говорил Иоанн Павел II.
При Иоанне Павле II начался межконфессиональный диалог. Он стал первым папой посетивший англиканскую, лютеранскую церкви, синагогу и мечеть. При нём католическая церковь попросила прощение у евреев за гонения, за ошибки которые церковь совершила за свою историю (крестовые походы, пассивная позиция во Второй Мировой войне, за гонения на язычников и т. д.).
Иоанн Павел II очень любил молодёжь. Именно при нём начали организовываться всемирные встречи молодёжи, которые собирали от 1 млн. (Париж, Рим) до 5 млн. (Манила) человек. Впервые молодёжь из советского союза попала на эти встречи в 1991 в Честохове. 100000 советских молодых людей побывали на встрече с Папой Римским.
Смерть Папы 2 апреля 2005 года была большой трагедией во всём мире. 1 мая 2011 в Ватикане состоялась беатификация Иоанна Павла II.
Социальная доктрина церкви и её влияние на мир на современном этапе.
25 октября 2004 г. в пресс-центре Святого Престола кардинал Ренато Рафаэле Мартино, председатель Папского Совета "Справедливость и Мир", представил журналистам Компендиум Социального Учения Церкви. Работа над книгой, ответственность за которую несет Папский Совет "Справедливость и Мир", была выполнена по поручению Папы Иоанна Павла II и длилась пять лет. В ней впервые предпринята попытка систематизировать и унифицировать основные идеи социального учения Католической Церкви, развивающегося уже более ста лет (от энциклики Льва XIII Rerum novarum, опубликованной 15 мая 1891 г., и вплоть до наших дней).
Социальное учение представлено
в многочисленных документах, многие
из которых не доступны широкой публике.
Поэтому с определенного
Социальное учение церкви в первую очередь предназначено для, всей христианской общины, ведь на каждого верующего возложена определенная ответственность перед обществом. Особым образом оно обращается к мирянам, которые, в силу своего призвания, занимаются разрешением политических и административных задач, секулярных по своей природе. Социальное учение имеет также "универсальное звучание", будучи " явным образом обращено ко всем людям доброй воли": к нему прислушиваются представители других церквей и церковных общин, последователи других религиозных традиций и люди, не входящие, ни в какую религиозную группу.
Информация о работе Социальная доктрина церкви и Второй Ватиканский Собор