Социальная доктрина церкви и Второй Ватиканский Собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

Вторая мировая война и послевоенный период вызвали такие большие перемены в политической, общественной, хозяйственной, культурной жизни, что это должно было повлиять на содержание и характер проповедуемого церковью социального учения. И дело здесь заключалось не только в том, чтобы регистрировать происходящие изменения и предупреждать о возникающих в связи с ними социально-нравственных проблемах, а в том, чтобы придать динамичность самому учению, развить его способность чутко реагировать на эти изменения, чтобы не только от случая к случаю напоминать христианские принципы, но и подвергать анализу меняющуюся действительность, оценивать проводимые преобразования и предлагаемые решения все новых проблем.

Файлы: 1 файл

Социальная доктрина церкви и Второй Ватиканский Собор.docx

— 38.40 Кб (Скачать файл)

Сам Компедиум состоит из трёх частей и двенадцати глав.

В Компендиуме перечислены  четыре незыблемые принципа социального учения Католической Церкви: достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности (субсидиарности), солидарность.

Именно человеческая личность – фундаментальный принцип социального учения Католической Церкви, в том смысле, что оно "строится на принципе, утверждающем неприкосновенное достоинство человеческой личности". Ценность и достоинство человеческой личности уязвлены грехом, "личным и социальным": грех не только ранит конкретную личность, но также имеет социальные последствия, питающие "греховные структуры". Всеобщим равенством людей перед Богом (все сотворены по Его образу и подобию) обусловлены достоинство человеческой личности и права человека, первое из которых – право на жизнь с момента зачатия и до момента естественной смерти. Справедливое общество можно построить только при уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности, поэтому "ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей, чуждых ее собственному развитию". Человек должен поступать по свободе, однако эта свобода не безгранична и связана с истиной. "Реализация свободы предполагает обращение к естественному нравственному закону, имеющему всеобщий характер, предваряющему и объединяющему все права и обязанности". Естественный закон – ни что иное, как свет разума, дарованный нам Богом. Благодаря ему мы познаем, как следует поступать и чего следует избегать.

Основные требования общего блага и солидарности – всеобщее предназначение материальных и духовных благ, а также преимущественное внимание к бедным. Принцип вспомогательности предполагает участие граждан в общественной жизни (демократия).

Вторая часть Компендиума чрезвычайно актуальна, т.к. в ней рассматривается семья, утверждается ее приоритет по отношению к обществу и Государству (стр. 149-179), и изучаются проблемы брака. Моногамный нерасторжимый брак назван единственной аутентичной формой семьи.

Церковь отрицает современные  гендерные теории, согласно которым мужская и женская природа – всего лишь культурное или социальное явление. Стабильность и нерасторжимость брачного союза не должны опираться исключительно на обязательность отдельных лиц, поэтому браку необходимо придать институциональный характер посредством публичного, социально и юридически признанного акта. Введение развода в гражданское законодательство укрепило релятивистский взгляд на супружеские узы. Церковь не покидает тех, кто вступил в повторный брак после развода; со своей стороны, эти люди, поскольку они крещены, могут и даже должны участвовать в церковной жизни. Фактические союзы основаны на ложном представлении о свободе выбора; законодательное уравнивание семьи и "фактических союзов" привело бы к дискредитации семейной модели. Следует уважать достоинство человека с гомосексуальной ориентацией, что, все-таки не означает ни узаконивания поведения, не соответствующего нравственному закону, ни признания права на брак между людьми одного пола, с последующим уравниванием такого союза с семьей.

Говоря о многочисленных проблемах в сфере человеческого  труда, Компендиум утверждает достоинство  труда как основного права  и блага человека, которое государство  должно обеспечивать и защищать. Признается право на забастовку и важность профсоюзов, которые в условиях глобализации призваны обрести новую форму. Экономика должна иметь нравственную подоплеку. В связи с глобализацией, которая "порождает новые надежды, но ставит и тревожные вопросы", Компендиум отмечает ряд проблем, в первую очередь, углубление экономического и социального неравенства между странами (180-214).

Говоря о проблемах  политического сообщества, Компендиум осуждает смертную казнь: современное  общество способно успешно бороться с преступностью методами, которые  обезвреживают преступника, но не окончательно лишают его возможности изменить свою жизнь. (стр. 255)

Далее социальное учение называет одну из основных опасностей для современной  демократии – этический релятивизм, который заставляет отрицать существование объективного и универсального критерия. Называя обмен информацией "одним из главных инструментов демократического участия", Компендиум привлекается внимание к феномену концентрации печатных и телевизионных каналов как к одной из угроз демократической системе (стр. 269-273).

Огромное место уделено  проблеме международного сообщества. Для разрешения конфликтов, возникающих  в различных политических сообществах, необходимо обращаться к общим правилам, решительно отказываясь от мысли  прибегнуть к военным действиям (стр. 282-297). Обширная глава посвящена  охране окружающей среды (стр. 298-318).

XI глава Компендиума посвящена  теме защиты мира, который назван "всеобщей ценностью и всеобщей  обязанностью", "плодом справедливости  и любви". Насилие "недостойно человека", потому что " разрушает то, что якобы защищает: достоинство, жизнь, свободу людей". Решительно осуждаются геноцид, гонка вооружений и накопление оружия массового уничтожения, т.е., биологического, химического и ядерного оружия; вовлечение детей и подростков в вооруженные конфликты. Безоговорочно осуждается терроризм, который ничем не может быть оправдан, тем более, не может быть оправдан именем Бога: "Профанация и богохульство – объявлять себя террористами во имя Божие: Называть "мучениками" тех, кто умирает, совершая террористический акт, – значит извращать понятие мученичества" (стр. 336-337).

Третья часть Компендиума  посвящена вкладу учения Церкви в  созидание общества. Инкультурация Евангелия в социальную жизнь – дело христиан-мирян, чье присутствие в социальной сфере есть "служение, знак и выражение любви" (С. 343-367). Вот почему важно, чтобы социальное учение стало неотъемлемой частью воспитания мирян, ведь для них политическая деятельность – ни что иное, как выражение и требование христианского долга служить другим людям.

Компендиум завершается  утверждением: Церковь своим социальным учением стремиться содействовать  созиданию "цивилизации любви", сделав любовь "постоянной и высшей нормой всякого действия" (С. 375).

Социальное учение Церкви играет большую роль в мире. В  последние годы Католическая Церковь  преуспела в утверждении идей своей социально- политической доктрины в сознании различных слоёв населения. Во многих европейских странах в результате банкротства буржуазных партий, скомпрометировавших себя сотрудничеством с нацизмом, возникли демохристианские партии и группировки, выступившие за умеренные демократические преобразования (В качестве примера можно привести Польскую Партию «Право и справедливость». Эта национал-консервативная и католико-клерикальная политическая сила. Партия имеет тесные связи с католической церковью и неоднозначно оцениваемой евангелистской радиостанцией «Радио Мария. Не следуют путать с крайними националистами, которые не имеют ничего общего с христианством). Они провозгласили себя последователями католической социальной доктрины, что обеспечивало им поддержку церковной иерархии, а также предпринимательских кругов, которые предпочитали их левым силам.

За демохристиан стали голосовать крестьяне, в ряде стран – традиционно находящихся под влиянием католической церкви, средние слои, опасающихся резких социальных перемен, и значительная часть рабочих. Почти во всех странах где распространено католическое вероисповедание, сегодня имеются профсоюзы, в той или иной степени, ориентирующиеся на католическое социальное учение.

Так же активно проявляют  себя такие организации, как Христианская рабочая молодёжь, Рабочее католическое действие и др.

 

 

Заключение

Социальное учение католической Церкви не является, таким образом, ни католической теорией социального  действия, ни католической моделью  общественного устройства, ни католической социальной идеологией. Это и не политическая теология, хотя в некотором  смысле она является теологией общественной деятельности, поскольку указывает  католику, занимающемуся такой деятельностью, как он может найти путь к собственному спасению и, действуя на благо ближних, создавать условия, облегчающие спасение другим людям.

Сегодня перед нами стоит  проблема не столько признать богатство  социального учения Католической Церкви и его способность содействовать  созиданию "цивилизации любви", о чем прекрасно сказано в  Компендиуме, но сделать его "действенным", т. е., воплотить его в практику. Компендиум социального учения Церкви получит широкое распространение, прежде всего, среди тех, кто хочет  заниматься политикой, экономикой и  социальной деятельностью. Но еще важнее, чтобы любой читатель Компендиума  спросил себя: а как именно я  могу на деле воплотить в жизнь  социальное учение Церкви.

Следует ещё раз подчеркнуть, что своим социальным учением  Церковь не собирается ни создавать  новых общественных систем, ни вставать на сторону какой бы то ни было системы – она стоит на стороне человека.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Иоанн XXIII, энциклика «Mater et Magistra» http://www.vatican.va/ holy_father/john_xxiii/encyclicals/documents/hf_j-xxiii_enc_15051961_mater_ sp.html

2. Иоанн Павел II, энциклика «Sollicitudo rei socialis» http://www.vatican.va/ edocs/ITA1224/_INDEX.HTM

3. Заявление о религиозной  свободе «Dignitatis humanae» (Второй Ватиканский Собор).

4. Де Шатобриан Ф.Р. Гений христианства. (La genie du christianisme) − М., 1998 − с. 87.

5. Бонек И. История Католической церкви. − Варшава: Літэра, 2005.

6. Конституция «Gaudium et spes» / Пер. с лат. М. Барткова, А. Кузмич. – Мн.: Про Хрысто, 2008.

7. Конституция «Lumen Gentium» / Пер. с лат. М. Барткова, А. Кузмич. – Мн.: Про Хрысто, 2008.

8. Декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem». / Пер. с лат. А. Наумова, М. Пашука. – Мн.: Про Хрысто, 2008.

9. Libreria Editrice Vaticana «Компедиум социального учения церкви». / Пер. В. Тимофеева. – М.: Паолине, 2006.

10. Мельник В.А. Политические Идеологии. – Мн.: Вышэйшая школа, 2009.

11. Ровдо В., Чернов В., Казакевич А. Мировые Политические Идеологии. – Мн.: Тонпик, 2007.

12. Янг Дж. Христианство. − М., 2001.

13. История Христианства. – М.: Проспект, 1998.

14. Ленсу М.Я., Яскевич Я.С., Кудрявцев В.В. Религиоведение. – Мн.: Новое Издание, 2008.

15. . Libreria Editrice Vaticana «Компедиум социального учения церкви». / Пер. В. Тимофеева. – М.: Паолине, 2006.

 

 

 


Информация о работе Социальная доктрина церкви и Второй Ватиканский Собор