Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:00, контрольная работа
Россия сегодня живет во времена больших перемен, коренных реформ и изменений, которые некоторым образом перекликаются с реформами Петра, поэтому все выше сказанное является обоснованием общественно - политической и научной актуальности темы контрольной работы. Цель контрольной работы заключается в том, чтобы изучить и подчеркнуть все значение проведенных экономических реформ во времена Петра Великого, не утративших своего значения и в настоящее время.
Введение.........................................................................................................3
Глава I. Предпосылки социальных преобразований Петра I....................5
Глава II. Социально – экономические преобразования Петра I XVIII в. Финансовая реформа, проводимая в первой четверти XVIII века................................................................................................................10
§ 2.1. Социальная политика Петра. I.........................................................10
§ 2.2. Финансовая реформа Петра I...........................................................19
§ 2.3. Реформа налоговой системы............................................................23
Заключение..................................................................................................27
Список используемых источников и литературы....................................29
Введение подушной подати привело к росту доходов казны и усилению налогового гнета по сравнению с предшествующим временем. Это повлекло за собой массовое бегство крестьян. Петр, исходя из интересов помещиков, издал в 1724 году указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. "Соборное уложение" 1649 года закрепляло жителей за посадами русских городов. В соответствии с указом 1720 года суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами был создан Главный магистрат.
В 1707г. проводится губернская реформа. Создаются 8 губерний, которые управлялись губернаторами или генерал-губернаторами. Провинции управлялись воеводами. Губернская реформа развалила систему приказов. 2 марта 1711 года, отъезжая на войну с Турцией, царь упразднил боярскую Думу, создав Сенат – высший государственный орган. В 1717-1718-х гг. Петр по шведскому образу создает систему коллегий7. Коллегиальная система функционировала почти столетие с 1717 по 1802 гг.
Период государственного призрения – со 2 половины XVII в.
Благодаря реформам Петра I возникли различные модели социальной помощи. Помощь имела различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:
1) социально-философское;
2) социально-административное или реформистское;
3) социально-медицинское.
Социально-философское
направление подготовило
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
1) призрение детей, вдов, служащих;
2) попечение и опеку несовершеннолетних;
3) богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
5) губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
6) профилактика нищенства;
7) школы для детей.
Социально-медицинское направление:
1) госпитали и «другие, где болезни лечат»;
2) лазареты;
3) дома для душевнобольных.
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
-во-первых, имела в
своей основе оригинальную
-во-вторых, в нее закладывались
механизмы, реагирующие,
-в-третьих, она была
обязана предусматривать
Во время правления Петра I тяготы, ложившиеся на население, заметно возросли, что вызвало ряд восстаний8. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
«Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы».
Реформы органов власти и управления. Для их осуществления в первой четверти XVIII века была проведена перестройка центральных и местных органов власти и управления. С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. После окончания Северной войны Петр I получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, а взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий, были созданы конторы, канцелярии, департаменты, приказы, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 годах была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
В свою очередь, губернии в 1719 году были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода9. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) во главе с воеводой рангом ниже уездного. После введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство, а иногда и явное сопротивление.
Реформа сословного устройства русского общества. Петр I ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой император. Между тем дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению. Петр требовал, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело бы править страной и войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование.
Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить10. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться. Указами 1712, 1714 и 1719 годов был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но даже и люди "подлого" происхождения выдвигались Петром I на видные государственные должности.
Реформы в области культуры и быта. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемые в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708 году ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости"11.
В этот период правления Петра I был написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.
Логическим итогом реформ в области развития науки и просвещения было основание в 1724 году Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.
В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения все более внедрялись и в быт населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой, европеизированной. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всех распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызывало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII века, имели большое прогрессивное значение.
Реформы в области образования
После введения нового порядка летоисчисления пришла очередь следующих, весьма значительных, реформ и перемен. В 1703 г. стала издаваться первая русская газета - Ведомости; в печати выходило всё больше и больше светских книг, исторических произведений, политических памфлетов, учебников и календарей. Первоначально в обращении всё еще оставался староцерковно-славянский шрифт, витиеватый и трудный для зрительного восприятия. Но с 1708 г. в светской литературе староцерковно-славянский шрифт уступил место новому, упрощенному шрифту, так называемой гражданке, которая, с последующими упрощениями, употребляется доныне. Введение гражданки способствовало развитию различных издательств, а также образования, постольку - поскольку книги, напечатанные новым шрифтом, раскупались и читались охотнее.
Но просвещение сделало огромный шаг вперед не только благодаря новому шрифту. Петр I стал создателем современной светской школы, прежде всего начальной, которую обязаны были закончить все дворянские дети. Кроме того возникли и школы высшего уровня. В 1701 г. в Москве была основана Навигацкая школа12. Ученики в возрасте от 12 то 17 лет обучались в ней арифметике, геометрии, тригонометрии и астрономии - предметам необходимым будущим морякам. В 1715 г. Навигацкая школа была преобразована и перенесена в Петербург как Морская Академия. Петр основал и другие школы, инженерные и медицинские. Под конец своего царствования (28 января 1724 г.) Петр подписал декрет о создании Академии Наук, которая начала свою деятельность вскоре после его смерти, сначала под названием Русской, Петербургской, а затем Императорской Академии Наук13.
Перемены в обычаях тоже не сводились лишь к острижению боярских бород и налогам на бороды тех купцов, которые любой ценой желали их сохранить. Жизнь менялась тогда очень быстро, прежде всего, при дворе, в дворянских кругах, а затем и среди зажиточного купечества. Появились новые одежды, при дворе все обязаны были носить парики; появилась мода на балы и банкеты - царь лично её поощрял. Участие в балах и банкетах, вместе с женами и взрослыми дочками тоже стало обязанностью всякого придворного.
На русское общество реформы Петра, решительные и широкие, произвели страшное впечатление после осторожной и медлительной политики московского правительства. В обществе не было того сознания исторической традиции, какое жило в гениальном Петре. Близорукие московские люди объясняли себе и внешние предприятия, и внутренние нововведения государя его личными капризами, взглядами и привычками. Частные нововведения они противополагали частным же обычаям старины и выносили убеждение, что Петр безжалостно рушил их старину. За разрушенными и введенными вновь частностями общественного быта они не видели общей сущности старого и нового. Общественная мысль еще не возвышалась до сознания основных начал русской государственной и общественной жизни и обсуждала только отдельные факты. Вот почему современникам Петра, присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, и крупных и мелких, казалось, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за полное его уничтожение14.
Выводы: В своей социальной политике относительно города Петр руководствуется, прежде всего, фискальными соображениями. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, по-прежнему оставались одним из сословий феодального общества.
Информация о работе Социально – экономические реформы Петра I