Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:00, контрольная работа
Россия сегодня живет во времена больших перемен, коренных реформ и изменений, которые некоторым образом перекликаются с реформами Петра, поэтому все выше сказанное является обоснованием общественно - политической и научной актуальности темы контрольной работы. Цель контрольной работы заключается в том, чтобы изучить и подчеркнуть все значение проведенных экономических реформ во времена Петра Великого, не утративших своего значения и в настоящее время.
Введение.........................................................................................................3
Глава I. Предпосылки социальных преобразований Петра I....................5
Глава II. Социально – экономические преобразования Петра I XVIII в. Финансовая реформа, проводимая в первой четверти XVIII века................................................................................................................10
§ 2.1. Социальная политика Петра. I.........................................................10
§ 2.2. Финансовая реформа Петра I...........................................................19
§ 2.3. Реформа налоговой системы............................................................23
Заключение..................................................................................................27
Список используемых источников и литературы....................................29
С уверенностью можно сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
В результате проделанных реформ в стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России, и ее роль в международных отношениях того времени.
Естественно, все преобразования происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло России решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращается в главный тормоз для прогресса страны.
В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
§ 2.2. Финансовая реформа Петра I
Форма и структура государственных финансов тесно взаимодействуют с характером и особенностями развития товарно-денежных отношений в стране. В ситуации, когда наша страна только переходит к рыночной системе хозяйствования, особенно важна роль государственной финансовой системы как гаранта наиболее эффективного налогообложения и распределения средств бюджета по расходным статьям. Для того, чтобы построить исправно функционирующую, надежную финансовую систему в России, мы должны обратиться к истории, проанализировать события. Очень интересным с точки зрения реформ является время Петра I. Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России. Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы социальных отношений, в том числе и финансовых было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым торговым путям. Старые методы увеличения доходов казны Петр сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны.
Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Финансовые меры Петра I были многообразны, но в основном сводились к стремлению собрать деньги на содержание армии15. Поэтому обращения Петра к сенату "денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны" может стать своеобразным девизом его правления. Задачи финансового управления, сформулированные Петром в 1713 г., было бы полезно реализовать в нашей стране на данном этапе развития экономики: "всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить: с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной".
После хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост существенно замедлился. Это было вызвано, прежде всего, началом Северной войны, ведение которой требовало большого напряжения платежеспособных сил населения. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы - 500 тыс. рублей. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.
Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала. О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа А.В. Макарову: "Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрои, а где прибегнуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся". Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.
Финансовая политика
в годы правления Петра
Серебряная копейка
была практически единственной монетой,
обслуживающей хозяйственный
Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные нужды. Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г. - 717,744 руб., в 1702г. - 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до 470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину). В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное увеличение казны.
§ 2.3. Реформа налоговой системы
Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. В 1704 г. был образован специальный штат "прибыльщиков", в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Специальными «прибыльщиками» во главе с А. Еурбатовым выискивались все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налога на бороды18. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и "ходячих" продавцов, продажи свечей и конских кож и другие налоги. Всего косвенных (канцелярских) сборов к 1974 году насчитывалось до 40 видов. В дополнение к этому источнику доходов значительные прибыли давала казенная торговля.
Наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы»
Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было "чтоб правдивые принесла, сколько у кого, в которой деревне душ мужска пола".
С конца 1718т года по 1724 год в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, обложенных единой податью: с помещичьих крестьян – 74 копейки, с государственных крестьян – 1 руб. 14 коп. , с посадских – (ремесленников и купцов) – 1 руб. 20 коп.19 . Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике "подушина" обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - "ревизских душ".
В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены:а на другой странице листа все расходы : також вкратце объявлены быть имеют".
Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.
В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.
Несмотря на решительное
нежелание помещиков делить доходы
от использования труда
Выводы: За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился в 4 раза и составил 8,5 млн. руб.20 Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание.
Когда крестьянин перестал
быть прикреплен к какой-либо податной
единице, "сохе" или "двору",
была ликвидирована причина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны.
Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
Информация о работе Социально – экономические реформы Петра I