Социально-экономическая политика Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель работы – изучить социально-экономическую политику Екатерины II в 1762-1796гг.
Задачи работы:
1) изучить начало царствования Екатерины II;
2) охарактеризовать особенности и противоречия просвещенного абсолютизма в России;
3) рассмотреть внешнюю политику; расширение границ Российской империи;
4) проанализировать культуру и просвещение в эпоху Екатерины II.

Содержание работы

1.Введение……………………….1стр.
2.Социально-экономическая политика …….4стр.- 9стр.
- церковь и светская власть………….
-«наказ» и уложенная комиссия……..
-крестьянская война…………………..
-губернская реформа…………………..
-жалованная грамота дворянству и городам……
-реформа образования……………………………..
3.Заключение……………………..10стр.
4.Список литературы……………12стр.

Файлы: 1 файл

История контр.раб..docx

— 18.53 Кб (Скачать файл)

В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:

дворянство и духовенство;

купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутренней торговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);

цеховые ремесленники;

постоянно жившие в городах иностранцы;

именитые горожане и капиталисты;

посадские жители (те, кто жил промыслами).

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.

Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.

Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.

Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.

Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.

 

Внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, ещё только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.

6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.

Правление Екатерины II называют "золотым веком", т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".

 

                                           Заключение 

Правление Екатерины II (1762-1796гг.). «Просвещенный абсолютизм». 
 
После дворцового переворота 28 июня 1762 года Екатерина была провозглашена самодержавной императрицей. Пётр III отрёкся от престола, а через несколько дней умер. 
       Одна из первых реформ Екатерины II – было разделение Сената на 9 департаментов, но Сенат решился законодательной функцией. Была ликвидирована автономия Украины. Была проведена секуляризация церковного имущества (1764г). Бывшие монастырские крестьяне (1 млн. душ) стали государственными, и стали называться экономическими. 
 
        В 1773 году был введён принцип  веротерпимости. Крупным мероприятием Екатерины был созыв, называемый   Уложенная комиссия. В 1767 году в Москве для составления нового свода законов Российской империи (вместо Уложения 1644г) состав комиссии был многосословным, но ведущую роль играли дворяне (45%). 
 
Екатерина подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещённого абсолютизма. 
 
На заседании Уложенной комиссии императрице был присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества». 
 
Уложенная комиссия была распущена в 1768 году под предлогом войны с Турцией. Свод законов так и не был принят. 
       Однако в России начало формироваться общественное мнение, формировалась антикрепостная  идеология. Об этом говорит деятельность русского писателя, публициста Н.И.Новикова. Он стоял во главе типографии Московского Университета, им было издано около 800 книг. Началось издание детского, женского, сельскохозяйственного и экономического журналов. Екатерина II издавала свой журнал «Всякая всячина» (1769г) Новиков был арестован за свою деятельность. 
 
Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва (1773-1775гг) заставила Екатерину II провести ряд реформ по укреплению органов управления и закреплению сословных прав населения. 
 
Была проведена губернская реформа (7 ноября 1775г). Страна была поделена на 50 губерний. Создавалось губернское правление. Губернии делились на Уезды. Екатерина отделила судебные органы от исполнительной функции. Каждое сословие имело суд. Все суды были выборными. Высшим судебным органом становился Сенат. Новым явлением был Совестный суд. Отдельной административной единицей становился город. Функции коллегий были переданы губернским органам. 
 
В 1775 году была ликвидирована Запорожская сечь. Казаки переселены на Кубань. Река Яик переименована в Урал. Яицкое казачество в Уральское. 
21 апреля 1785 году были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. 
 
      Реформы образования: Вместе с И.И.Бецким (директор Академии художеств) Екатерина II сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. Был провозглашён приоритет воспитания над образованием. 
     Были открыты Воспитательные дома, институт благородных девиц, Коммерческое училище и другие. 
 
Было положено начало системе общеобразовательной школы – ^ Школьная реформа (1782-1786гг). Большую роль сыграл сербский педагог Ф.И.Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двулетние малые народные училища, в губерниях – четырехлетние главные народные училища. 
        Идеи антикрепостничества охватывали всё больше людей и оказали влияние на формирование взглядов А.Н.Радищева – (1749-1802гг). В «Путешествии из Петербурга в Москву», где «Вольность» Радищев выступил с идеей уничтожения рабства. «Бунтовщик хуже Пугачёва» - так оценила Радищева Екатерина II. Тираж книги был конфискован, автор арестован и приговорён к смертельной казни, заменённой десятилетней ссылкой в Сибири.

       Политика Екатерины II вошла в историю как политика просвещённого абсолютизма, которая заключалась в использовании положений просветительской идеологии (Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо) для укрепления самодержавного строя в России. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Своими реформами  Екатерина положила начало переходу России из феодального строя в буржуазный ,но крепостническия система тяжелым бременем ложилась на экономику страны и тормозило этот переход.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М., "Патриот", 1992.

 

2.Екатерина II и её окружение. /Сост. вступ. ст. и примеч. А.И. Юхта. - М.: Пресса, 1996.

3.Михайлов О.Н. Суворов. - М., 1973.

 

4.Павленко Н.И. Екатерина Великая. - М.: Мол. гвардия, 2000.

 

5.Из записок М. Леонтьева/ М. Леонтьев// Дворцовые перевороты в России 1725-1825 / Сост. М.А. Бойцов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С. 529-530.


Информация о работе Социально-экономическая политика Екатерины II