Социально-экономический строй Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Именно с конца IX века можно говорить о начале сложения большого государства, которое получило название Русь. Во второй половине IX века новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом, это событие в летопись датирует 882 годом. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян. По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………....….....……..2
2. Социально-экономический строй Древней Руси……...…………..……....….... 4
3. Общественно-политическая жизнь Древней Руси ..……………...…………...11
4. Заключение……………………………………………………………………….12
5. Список литературы……………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

Отеч история-МОЯ-- 2003.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

В X — начале XI в. по мере развития хозяйственной жизни на Руси, совершенствования ремесла, торговли, сельского хозяйства, по мере создания единого государства и затухания прежних родоплеменных порядков городская жизнь стала заметно меняться. Зачахли прежние городки, где жила племенная знать, зато набирали силу города, которые стояли на оживленных торговых путях, где оседали купцы, куда тянулись ремесленники, стремящиеся выгодно продать свои изделия. Однако наибольшую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые были политическими и административными центрами. Там жили князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Здесь же сосредоточивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества. В то же время эти города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, такие города были и центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определяло городскую жизнь.

 

2. Общественно-политическая жизнь Древней Руси

 

Для Руси X-XII веков более результативным оказался путь государство- образования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности, игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие общности.

Рассматривая период с конца  IX в., можно отметить, что князь Олег постепенно, так или иначе, присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Ему, к концу правления, подчинились поляне, словене (новгородские), чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, северяне, и др. C утверждением постоянной столицы в Киеве, складывается понятие «Русская земля, Русь» (у византийцев «Россия»). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, кроме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью.

Княжества подчинялись  великому князю киевскому, ему же подчинялись местные князья и бояре, т.е. высшая знать государства. Олег пытался в ряде подчиненных городов поставить своих наместников «мужей», но он все больше обязан был считаться со знатью Киева. На местах же тамошние князья опирались на местную знать и местные собрания общинников (вече). Местная знать была также заинтересована в военно-торговых мероприятиях Киева, но одновременно не упускала случая попытаться вернуть самостоятельность. Киевские правители стремились укрепить свою власть и при возможности ликвидировать такие местные княжения, но борьба за это была долгой.

Итак, в X в. молодая русская государственность решала в основном вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и древних форм отношений с подданными, вроде «полюдья». В древнерусском государстве X в. имелись и атрибуты ранней государственной власти. Создание мощного государства способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали  существенные, хотя разновременные изменения  в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. К рубежу X-XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают. Русь к этому времени была уже полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси: освящая частное владение (пожалования князей церкви) и собственные богатства, христианская церковь активно способствовала имущественному расслоению древнерусского общества и утверждению власти имущих. Превратившись в крупного феодала-землевладельца, получая презенты от светских землевладельцев, древнерусская церковная организация стала могущественной опорой феодального строя.

В иностранных источниках отсутствуют сведения о крещении Владимиром Руси. Это объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде. После убийства последнего в 882 г. христианство утратило значение государственной религии. Временная потеря новой верой своих позиций не могла расшатать общепринятое представление, а обращение Владимира в 987-989гг. окончательно решило спор между религиозными системами в пользу христианства.

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.).

К началу XI в. христианство затронуло лишь верхний слой древнерусского общества. Вековая борьба язычества  против христианства закончилась формальной победой последнего, введение новой религии в Новгороде показало глубокую приверженность народа старой вере. И хотя на Руси утверждались новые епископства, множился церковный клир, возводились храмы и в селах, и в городах, большинство населения молилось еще старым языческим богам. По мере утверждения новой религии и упорного сопротивления религии старой на Руси стал формироваться своеобразный духовный феномен — двоеверие, которое обещало вылиться в синтез двух религий и способствовать не только их взаимному духовному обогащению на чисто бытовом уровне, но и острому соперничеству и ожесточенной борьбе на уровне государственном, политическом. Во времена Ярослава (XI в.) христианская церковь получила на Руси более широкое распространение.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлении, стилей, традиций. Но Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Характерными чертами русской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. Широкое внедрение письменности и появление литературы, сначала переводной, затем оригинальной, следует отнести к христианскому времени. То, что письменность появилась на Руси еще раньше, ныне вряд ли кто будет оспаривать. Но деятельность просветителей Кирилла и Мефодия имела в ту пору практически общеславянское значение, они стали основоположниками славянской азбуки. На Руси в XI в. создавались центры письменности и грамотности, появилась целая плеяда образованных людей своего времени в княжеско-боярской и церковно-монастырской среде. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Летописание, по наблюдениям  отечественных ученых, появилось  на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Летопись была делом государственным, делом княжеским.

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. В XI в. князь Ярослав был крупным градостроителем. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город», были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве уже числилось около 400 церквей. В честь побед над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», основан Печерский монастырь, а также Софийский, основывал города на Волге и берегах Балтики, на южных границах Руси, например, Ярославль и Юрьев.

Древнерусское искусство  — живопись, скульптура, музыка —  с принятием христианства также  пережило ощутимые перемены. Христианская церковь внесла в эти виды искусства  совершенно иное содержание. Церковное  искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. Художественные ремесла: подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство; существовал и народный кукольный театр. И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы.

Ко времени смерти Владимира (1015г.) Русь, пережив немалые  потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Но в конце X - начале XIвв. одна за другой следовали братоубийственные войны со сменой правящего князя, т.к. у Владимира было 11 сыновей. Только в 1017г. Ярослав сел на русский престол, но результатом противодействия с братом Мстиславом стал раскол Руси в 1024г., с двумя центрами – Киевом и Черниговом. В XI в. после смерти Ярослава Мудрого (1054 г), была выработана новая и прочная система единства Руси — передача великокняжеской власти по старшинству.

На рубеже XI-XII вв. при Святополке (1093-1113) борьба между волостями и их представителями - князьями разворачивается с новой силой. Понимая пагубность междоусобиц, князья пытаются договориться. В 1097 г. в г. Любече состоялся княжеский съезд. Съезды позволили Руси сплотиться перед лицом степной угрозы. Удача сопутствовала русским в 1106, 1107, 1109 гг., а в 1111 г. они одержали грандиозную победу, которая отбросила кочевников далеко на восток (крестовый поход). Правление в Киеве Владимира Мономаха (1113-1125) - успешная попытка установить социальный и политический мир, остановить продвижение половцев. По существу, Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающегося строя. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося строя русской жизни. Его сын Мстислав (1125-1132), как и отец совершает ряд победоносных походов против половцев, воюет с литовцами и чудью; поддерживает союзнические отношения с Византией. Годы его правления были плодотворны для развития русской культуры: в Киеве возводится целый ряд монументальных храмов.

Весной 1155 г. Юрий Долгорукий стал Великим Киевским князем. Оказавшись на киевском престоле, Юрий вел традиционную борьбу с половцами. Но отношения с половецкими ханами он старался урегулировать также и мирным путем. Такая политика оказалась весьма результативной. При Юрии были установлены тесные дипломатические отношения с Византией.

После смерти Юрия (1157г.) война за киевский престол длится до начала XIII в. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева, в начале XIII в. их стало уже около 50. В каждом из этих центров за спиной местных князей встали выросшие и сплотившиеся феодальные кланы — боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложнилась и социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость сельских жителей от землевладельцев.

Не могли для Киева  и Русской земли пройти бесследно  и столетия напряженной борьбы с  кочевниками — печенегами, торками, половцами. Эта борьба истощала народные силы, замедляла общий прогресс края, обрекала его в новых экономических, социальных и политических условиях на отставание.

X век вывел Русь  на путь международного признания.  Особенно успешными в этом  смысле были годы правления  Ольги, Святослава и Владимира. Но это было лишь признание Византии, восточноевропейского мира. В орбиту отношений с Русью давно и прочно были втянуты Польша, Венгрия, Болгария, скандинавские королевства, Хазария, Волжская Булгария, т.е. страны, имевшие с Русью общую границу. Однако «большая» Европа и прежде всего быстро развивающиеся Франция, Германская империя, государства Аппенинского полуострова были еще вне сферы прочных международных связей Руси.

В начале XI в. четко определились внешние границы государства. В состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угро-финские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские. На севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин — Берестье — Червен — Перемышль. «Червенские города» отошли к Руси, а по ту сторону простирались Мазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром. Эта часть границы была скреплена «любами» (договорами) с польским королем. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбе против печенегов. Эта часть границы была непостоянна, изменчива; здесь шла извечная борьба с кочевниками. На юго-востоке и востоке русские владения доходили до верховьев Дона, Сейма и Сулы, а далее от верховьев Дона упирались в рязанские леса. Южнее и здесь шла степь, откуда постоянно осуществлялись набеги кочевников на черниговские земли. На северо-востоке владения Руси выходили в междуречье Оки, Клязьмы и Волги, где жили вятичи, и подходили к границам Волжской Булгарии. К концу X в., несмотря на постоянную опасность с юга со стороны кочевников, Русь сумела отвоевать себе форпосты на Таманском полуострове, где появилось русское Тмутараканское княжество, и в устье Днепра, в районе Олешья.

С созданием сильного и относительно единого государства  военное дело оказалось в руках  профессиональных воинов, которые служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это, как уже говорилось ранее, была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей — содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Дружина отныне становилась ядром армии, наиболее сильной и хорошо вооруженной частью княжеского войска. У киевского великого князя дружина насчитывала от 500 до 800 человек. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. На голове у них были «шишаки» — изящные остроконечные шлемы, щит, броня или кольчуга защищали их тела. Каждая дружина дралась рядом со своим князем, а князь или боярин сам руководил во время боя своей дружиной. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, защищали его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Информация о работе Социально-экономический строй Древней Руси