Социально-экономическое развитие Беларуси в коннце 18-п. Половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:25, лекция

Описание работы

В конце XVIII — первой половине XIX в. в Белоруссии, как и в России, шел процесс разложения феодально-крепостнической системы и зарождение новых, капиталистических отношений. Об этом свидетельствовали изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на многих из них начал использоваться вольнонаемный труд. Появились и первые фабрики. Они были построены в 20-е годы в местечках Хомск и Косово Гродненской губернии и выпускали сукно. Среди предприятий мануфактурного типа наиболее распространенными были предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные

Файлы: 1 файл

25. соц.-экон. развитие в 1половине.19в.docx

— 24.09 Кб (Скачать файл)

19. Социально-экономическое  развитие Беларуси в коннце 18-п. Половине 19 века.

 

 В конце XVIII — первой  половине XIX в. в Белоруссии, как  и в России, шел процесс разложения  феодально-крепостнической системы  и зарождение новых, капиталистических  отношений. Об этом свидетельствовали  изменения, происходившие в промышленности: росло количество мануфактур, на  многих из них начал использоваться  вольнонаемный труд. Появились и  первые фабрики. Они были построены  в 20-е годы в местечках Хомск  и Косово Гродненской губернии  и выпускали сукно. Среди предприятий  мануфактурного типа наиболее  распространенными были предприятия  по переработке сельскохозяйственного  сырья: винокуренные, суконные, полотняные, сахарные, мукомольные. В середине XIX века на некоторых мануфактурах  стали использоваться паровые  двигатели. В конце 50-х годов  в Белоруссии насчитывалось 549 вотчинных и капиталистических  предприятий с 6,5 тыс. рабочих.  Вольнонаемные среди них составляли 43%.

 Переход от ручного  труда к машинному определял промышленную революцию, которая началась в Англии во второй половине XVIII века и обеспечила резкое повышение производительности труда. В Белоруссии эти процессы только начинались. Развитию промышленности содействовали работы по улучшению путей сообщения, что способствовало включению белорусского хозяйства во всероссийский рынок. Большое экономическое значение имели каналы, которые соединяли реки бассейна Черного моря с реками бассейна Балтийского моря (Огинский, Березинекии, Днепровско-Бугский). По этим водным путям Брест, Кобрин, Пинск, Борисов и другие города вели оживленную торговлю, увеличивалось их промышленное значение. За период с 1825 по 1861 г. население 42 городов Белоруссии увеличилось с 151 тыс. до 320 тысяч человек.

 Быстрый рост городского  населения Белоруссии в 30 —  50 г. объясняется преимущественно  не экономическими, а политическими  факторами, прежде всего, насильственным  выселением евреев из деревень  и помещичьих имений в города  и местечки. Самой многочисленной  категорией городского населения  были мещане (75—80%) — ремесленники, мелкие торговцы, чернорабочие и  другие. Городское население платило  различные государственные и  местные (земские) налоги и  исполняло многочисленные натуральные  повинности. Огромные налоги и  повинности в пользу феодально-крепостнического  государства почти полностью  поглощали прибыль даже зажиточной  части горожан и доходы городов.  Они отрицательно отражались  на их социально-экономическом  развитии, на процессе первоначального  накопления капитала.

 Но, тем не менее,  города развивались: увеличивалось  число промышленных предприятий,  расширялась торговля. Помимо еженедельных  рынков и традиционных ярмарок  все шире и шире внедрялась  постоянная лавочная торговля.

 Расширению торговых  связей содействовала пока еще  только наметившаяся производственная  специализация промышленного и  сельскохозяйственного производства  отдельных регионов. Укреплению  их торговых связей способствовало  начавшееся строительство сухопутных  торговых путей. Широкие дороги, осаженные березами, так называемые  «гостинцы», связывали белорусские  города с другими городами  империи. Из Белоруссии вывозили, в основном, лен и льнопродукты, зерно, водку, спирт, хлопок, сало, лес. В Белоруссию привозились промышленные товары.

 Новые явления в  экономике, которые вызывались  формированием капиталистических  отношений, обозначились и в  белорусской деревне. Сельское  хозяйство все больше связывалось  с рынком, увеличивалась площадь  пахотных земель, расширялись посевы  технических культур (льна, конопли), возрос удельный вес картофеля  и сахарной свеклы, возникло тонкорунное  овцеводство. В ряде помещичьих  хозяйств началось использование  сельскохозяйственных машин. Пропагандой  передовых методов земледелия  и животноводства занималось  Белорусское вольное экономическое  общество, которое существовало  с 1826 по 1841 г. в Витебске. В 40-е  годы в Горках Могилевской  губернии был открыт первый  в России земледельческий институт.

 Кроме чисто сельскохозяйственных  работ, крестьяне все больше  занимались промыслами, нанимались  на разные работы. Расширялось  их имущественное расслоение: выделялись  зажиточные крестьяне, которые  арендовали мельницы, вели торговлю  и т.д.

 Дальнейшее развитие  прогрессивных явлений в экономике  сдерживалось господством феодально-барщинной  системы, существованием крепостного  права. Помещики с целью увеличения  прибыльности имений расширяли  посевы за счет крестьянских  наделов, создавали новые фольварки.  Но запущенная, неудобренная, плохо  обработанная земля давала низкие  урожаи. С 1820 по 1850 г. в Витебской  и Могилевской губерниях было 10 неурожайных лет. Крестьяне  все больше разорялись и не  могли в такой степени, как  раньше, нести возрастающие повинности. Быстрыми темпами росла задолженность  помещичьих имений.

 В тяжелом положении  оказались и крестьяне государственных  имений. Они, как правило, сдавались  в аренду чиновникам и обедневшим  дворянам, а арендаторы стремились  выжать из крестьян все, что  можно было взять, и без зазрения  совести увеличивали повинности.

 Не имея возможности  прокормить свои семьи с наделов,  выплатить вовремя многочисленные  налоги и оброки, многие крестьяне  вынуждены были искать побочные  заработки. В свободное от земледельческих  работ время, с разрешения помещиков  или арендаторов они шли на  лесоразработки, сплавные работы  и дорожное строительство, занимались  извозом и домашними промыслами.

 Многие помещики сами  отдавали своих крепостных по  контрактам на строительные и  дорожные работы, часто в далекие  губернии России. Плату за их  труд они забирали себе.

 Рост барщины, массовое  обезземеливание крестьянства, частые  неурожаи, произвол помещиков и  арендаторов вели к упадку  крестьянского хозяйства, к еще  большему обеднению крестьянских  масс. Все это вызывало недовольство  крестьянства и подталкивало  его на борьбу против своих  угнетателей.

 Борьба крестьян против  феодального угнетения принимала  различные формы: подача жалоб  царю и местным властям, отказ  выполнять чрезмерные повинности, побеги от своих владельцев, неподчинение  властям, вооруженные выступления.  Уже в первой трети XIX в. на  территории Белоруссии имели  место 46 крупных выступлений крестьян.

 Рост крестьянских  волнений вынуждал царизм принимать  некоторые законодательные меры, чтобы ограничить произвол помещиков  и арендаторов и тем самым  ослабить недовольство крестьян. Еще Павел I, чтобы ограничить  произвол помещиков, издал указ, запрещающий вынуждать крестьян работать в воскресенье и рекомендовал ограничить барщину до трех дней в неделю. Но эти рекомендации остались на бумаге, ибо принимать их или не принимать решал сам помещик. Не смог решить эту проблему и указ Сената 1818 г., который предписывал губернаторам западных губерний установить «строгий надзор» за тем, чтобы помещики не требовали от своих крестьян выполнения «непомерных повинностей», а только тех, которые «обозначены в инвентарях». Это вынудило Кабинет министров в 1824 г. создать комиссию по проверке повинностного состояния крестьян Белоруссии. В результате проверки было установлено, что при определении повинностей помещики допускают «полный произвол» и вынуждают крестьян выполнять чрезмерные «уроки работы».

 Но выводы комиссии  также ничего не дали, ибо царизм  боялся затрагивать основы крепостного  права. Об этом свидетельствует  и тот факт, что Николай I еще  пять раз создавал различные  секретные комитеты по решению  крестьянского вопроса, но когда  дело доходило до принятия  конкретного решения, то он  признавал рекомендации комитетов  несвоевременными, а сами комитеты  распускал.

 И тем не менее, во второй четверти XIX в. были проведены некоторые реформы, призванные разрядить напряженное состояние в деревне. В 1835 г. были утверждены «Правила об отдаче крестьян по найму на земленные и другие черные работы». Согласно им, помещики могли отдавать по контрактам из многосемейных дворов не более половины работников, причем в контрактах должны были указываться «размер оплаты, количество рабочего времени и место работы».

 Была проведена также  реформа по усовершенствованию  управления государственными крестьянами,  инициатором которой выступил  граф П.Д.Киселев, назначенный в 1836 г. министром государственных имуществ. Несколько ранее он разработал принципы управления имениями, секвестрированными в западных губерниях у участников восстания 1830 — 1831 гг. На их основе было подготовлено и в декабре 1839 года подписано Николаем I «Положение об управлении государственными имениями в западных губерниях и Белостокской области». Оно предусматривало осуществление двух основных мероприятий:

 а) проведение люстрации  — подробное описание каждого  государственного имения; б) создание  аппарата, который должен был  осуществлять управление государственными  имениями.

 Для проведения люстрации  в каждой губернии были созданы  специальные комитеты из государственных  чиновников. Они руководствовались  в своей деятельности отдельным  «Положением о люстрации» и  должны были урегулировать хозяйственное  положение государственных крестьян, их взаимоотношения с временными  владельцами.

 Чтобы ликвидировать  острое малоземелье государственных  крестьян, «Положение» предусматривало  передел их земельных наделов.  Средний размер душевого надела  должен был состоятть из трех десятин пахотной земли и одной десятины сенокоса — четырех десятин на ревизскую душу. Предусматривалось также выделение на каждое крестьянское хозяйство небольших участков леса. Увеличение крестьянских наделов происходило за счет ликвидации фольварков.

 Для урегулирования  повинностей крестьяне государственных  имений согласно имущественному  положению были разделены на  четыре разряда: тяглые, которые  имели не менее 2 голов рабочего  скота (волов или коней); полутяглые, которые имели одну голову рабочего скота; огородники и бобыли. Для тяглых крестьян барщина устанавливалась в размере 3 дней с лошадью в неделю. Для полутяглых она уменьшалась наполовину. Огородники за пользование огородами и выпасами выполняли разные дворовые работы, а в случае необходимости привлекались и на барщину. Бобыли — люди безземельные, а часто и бездомные использовались на работах в имениях за натуральное или денежное вознаграждение.

 Проведенные реформы,  несмотря на их половинчатость, все же улучшили положение  государственных крестьян. В результате  проведения люстрации размеры  повинностей у них снизились  на 30 — 35% по Минской и Гродненской  и на 62 — 65% — по Витебской  и Могилевской губерниях; душевые  земельные наделы увеличились  на 32 — 35% по Минской и Гродненской губерниях и на 15% — по Могилевской.

 Для контроля за осуществлением реформ во время люстрации и управления государственными имениями после был создан специальный аппарат: палаты государственного имущества в губерниях, казенные округа в уездах, волостные правления и волостные суды в сельской местности. Губернские палаты и казенные округа комплектовались из государственных чиновников, волостные правления и волостные суды, а также сельские старосты, сотские и десятники избирались самими крестьянами.

 Люстрация явилась  исходным пунктом в осуществлении  дальнейших мероприятий на пути  урегулирования хозяйственного  положения государственных крестьян. В апреле 1844 г. Николай I утвердил  проекты Киселева о переводе  крестьян государственных имений  с барщины на оброк. Размеры  оброка должны были соответствовать  доходу, который получала казна  по инвентарям и контрактам. До 1857 г. барщина в государственных  имениях на территории Белоруссии  уже полностью была заменена  оброком (денежным). Оброк продуктами  и другие повинности были отменены. К этому времени повсеместно  были ликвидированы и фольварки  в государственных имениях.

 Реформируя хозяйственные  взаимоотношения в государственных  имениях, царское правительство  не упускало из-под своего внимания  и частновладельческих крестьян, волнения среди которых из  года в год нарастали. В 1844 году в Белоруссии и на Правобережной  Украине (Волынская, Киевская  и Подольская губернии) были созданы  губернские инвентарные комитеты, которым было поручено пересмотреть  в помещичьих имениях ранее  существующие инвентари, а где  их не было — составить новые.  В своей деятельности они руководствовались  особыми правилами, главным требованием  которых было определение повинностей  крестьян в соответствии с  размером и качеством отведенных  им земельных наделов. Повинности  не могли превышать V3 валового  дохода с земельного надела, которым  пользовалось крестьянское

 хозяйство.

 Правилами предусматривалось  также, что крестьянское хозяйство,  имеющее только одного трудоспособного  мужчину, наделяется наделом от 4 3/4 до 9 десятин в зависимости  от количества и качества земли  в имении. Такое хозяйство должно  было отработать на барщине  3 дня с лошадью (мужская барщина)  и 1 день без лошади (женская  барщина). Подводная повинность оставалась, но должна была выполняться  в счет барщинных дней. Помещикам  запрещалось когда им вздумается устанавливать сгонные дни, а также обкладывать крестьян натуральными поборами.

Информация о работе Социально-экономическое развитие Беларуси в коннце 18-п. Половине 19 века