Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 00:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социально-экономических аспектов, которые оказали влияние на объединение русских земель в единое государство в XIV-XV вв.
Предметом исследования выступают факторы, которые повлияли на объединение русских земель после период раздробленности.
Объектом исследования является российское государство, которое сформировалось к концу 15 века.
Всё же в конце XV в. в результате объединения русских земель сложилось единое Русское государство, центром которого стала Москва. Основной причиной его образования был подъём производительных сил, выразившийся в росте общественного разделения труда, развитии ремесла, усилении товарно-денежных отношений и рыночных связей в стране. Создавались условия, способствовавшие ликвидации феодальной раздробленности. Ускоряющим фактором в создании Русского централизованного государства явилась необходимость борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и прежде всего с золотоордынскими ханами.
Однако в период создания Русского централизованного государства экономическая раздробленность на Руси ещё не была преодолена.
XIV—XV века — это время роста
производительных сил в
При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV—XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами»), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство.9
Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Из промыслов были распространены охота и рыболовство. Кроме бортничества — промысла по добыче мёда от диких пчёл, водившихся в лесах, в XIV—XV вв. развивалось и пасечное пчеловодство.
В XIV—XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.
Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам — дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. — времени образования Русского централизованного государства — практика раздачи условных владений военным слугам — дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.10
Характерной особенностью феодального землевладения XIV—XV вв. было соединение собственности на землю с политическими правами по отношению к феодально зависимому населению. Привилегированные земельные собственники были связаны друг с другом рядом служебных (прежде всего военных) обязательств. В вассальной зависимости от великих князей, стоявших во главе отдельных самостоятельных княжеств, находились князья удельные, возглавлявшие более мелкие политические единицы (уделы), на которые распадались великие княжества. Великим и удельным князьям служили крупные феодалы (бояре), а также средние и мелкие привилегированные землевладельцы (слуги вольные).
С изменением в формах эксплуатации были тесно связаны перемены в юридическом положении крестьян, которые постепенно лишались права ухода от своих владельцев и перехода к другим феодалам. Уже к XIV в. существовали ограничения свободного передвижения крестьян. Но в период господства политической раздробленности правила крестьянского перехода регулировались ещё отдельными соглашениями феодалов.
С начала XV в. среди частновладельческих
крестьян выделилась группа старожильцев,
которые постепенно потеряли право перехода.
От середины XV в. сохранились наиболее
ранние княжеские грамоты, разрешавшие
отдельным крупным землевладельцам не
отпускать из своих имений крестьян-старожильиев.
Затем стало подвергаться ограничениям
право «выхода» от землевладельцев и крестьян
других категорий. Так, в отдельных княжествах
для крестьян был установлен один и тот
же срок отказа (расчёта с землевладельцем
с правом ухода от него): за неделю до Юрьева
дня осеннего (26 ноября) и в течение недели
после этой даты.
С образованием единого государства и
изданием в 1497 г. общероссийского феодального
кодекса права — «Судебника» — правило
о Юрьеве дне было распространено на все
категории крестьян и по всей территории
государства.11
Наряду с крестьянским трудом в феодальном хозяйстве применялся и труд холопов, хотя он не был основой производства. Помимо барской дворни были холопы, работавшие на пашне. Они или помещались на барском дворе и выполняли барщину господским инвентарём, или жили в деревнях и имели собственную запашку. Значительное применение труд холопов находил в вотчинном ремесле, обслуживавшем нужды барского двора. К холопам часто принадлежала и вотчинная администрация. Применение труда холопов в феодальном хозяйстве всё время сокращалось.
В конце XV в. появилась особая категория феодально зависимого населения — кабальные люди. Сущность кабальных отношений заключалась в том, что феодал на основании особой заемной расписки (служилой кабалы) получал право эксплуатировать должника, погашавшего своей «службой» проценты с занятой суммы. Кабальный человек юридически не был холопом. Но фактически должник часто не мог порвать свою зависимость от кредитора. Труд кабальных людей использовался как в городе, так и в деревне. Их отличие от крестьян заключалось в том, что они не несли государева тягла.12
Во второй половине XIV в. и особенно в XV в. в экономическом развитии страны наблюдались значительные сдвиги. В результате труда русского народа восстанавливались разрушенные во время татаро-монгольского нашествия города и возникали новые; возобновлялись ремесла, прекратившие свое существование, и развивались ранее не известные отрасли ремесла.
Для экономики деревни было характерно господство патриархального земледелия в соединении с домашними промыслами и с ремеслом. Однако в процессе отделения ремесла от земледелия намечалась специализация отдельных районов по разработке определенных отраслей добывающих промыслов и производству разных видов ремесленных изделий. Центрами добычи железа и обработки металлов были Устюжна Железопольская, Вотская пятна Новгородской земли (Территория, принадлежавшая Новгородской феодальной республике, делилась на пять пятин.), Торопец и т. д. В этих районах археологами обнаружены домницы с печами (горнами), относящиеся к рассматриваемому времени. В районах Старой Русы, Галича, Костромы, Нерехты, Переяславля, Ростова, на побережье Белого моря и в бассейне Северной Двины добывалась соль. Показателем совершенствования техники добывающих промыслов и ремесла являются применение с XIV в. в соляных промыслах глубокого бурения скважин, постепенное вытеснение водяными мельницами ручных жерновов и использование мельниц не только для размола зерна, но и в других отраслях производства (например, в сукновальном деле).
В результате развития общественного разделения труда появились торгово-ремесленные посёлки — рядки, где жили оброчные крестьяне-ремесленники, часто лишённые пашенных участков. Происходила дальнейшая специализация ремесла. Так, в железоделательной промышленности одни копали руду, другие занимались её промывкой, третьи — выплавкой, четвёртые — проковкой кусков металла, пятые — варкой железа. В особую специальность в области металлургии выделилось доменное дело. Получило также распространение литьё из чугуна.
2. Факторы и условия объединения русских земель в единое государство
2.1 Политический строй Руси в XIV в.
Вопрос о сущности политических форм управления в едином Русском государстве всегда интересовал отечественных историков. Изучение этого вопроса советскими учеными рассматривалось в историографических исследованиях обобщающего характера, в трудах, посвященных развитию советской исторической науки на отдельных этапах ее развития наряду с другими вопросами образования Русского государства в XIV-XV вв., а также в ряде специальных работ.
Так, С.В. Юшков характеризовал политическую форму Русского государства XIV-XV вв. как «раннефеодальную монархию», которая с середины XVI в. сменилась новой политической формой — сословно-представительной монархией, а та, в свою очередь, — монархией абсолютной. С. В. Юшков на материале русской истории раскрыл теоретические аспекты сущности сословно-представительной монархии. Автор полагал, что в эпоху сословно-представительной монархии власть царя была ограничена боярской думой и земским собором.13 Точка зрения С.В. Юшкова нашла поддержку со стороны А.А. Зимина, С.А. Покровского и др., но вызвала возражения со стороны Г.А. Новицкого, А.В. Чернова, В.В. Мавродина.
К.В. Базилевич предложил другую периодизацию складывания Русского централизованного государства. Он выделял этап феодальной концентрации (с начала до конца XV в.), этап образования централизованного государства как такового (правление Ивана III и Василия III) и этап превращения национального государства в многонациональное. 14
Можно дать следующую характеристику территориального устройства Руси в исследуемый период.
Среди самостоятельных («великих») княжеств, на которые распадалась в начале XIV в. Северо-Восточная Русь, наиболее крупными были княжества Московское, Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское. Новгородская и Псковская земли представляли собой боярские республики. Главой Северо-Восточной Руси являлся князь, получавший ярлык (грамоту) на право занятия великого Владимирского княжения от золотоордынского хана. Великие князья заключали между собой договоры, которые устанавливали границы княжеств, условия выдачи беглых крестьян и холопов, правила проезда купцов, а также определяли общую линию внешней политики и дипломатии. Однако в условиях политической раздробленности эти договоры постоянно нарушались.15
Великие княжества в XIV—XV вв. дробились на ряд уделов, в пределах которых местные князья являлись самостоятельными владетелями. Договоры между князьями закрепляли за каждым из них собственность на землю и право собирать подати в пределах своего удела. Князья не могли покупать в чужих уделах сёла, держать там зависимых от себя людей (закладней и оброчников), посылать туда данщиков для сбора дани и выдавать жалованные грамоты на эти земли.
Удельные князья, суверенные государи в своих владениях, являлись вассалами великого князя и были обязаны по его приказу выступать в поход или посылать свои боевые отряды вместе с полкамп, находившимися под начальством воевод великого князя. Правом сношений с Ордой пользовался только великий князь, который отправлял в Орду дань, собранную удельными князьями по своим уделам. Удельные князья вели борьбу против великокняжеской власти, стремившейся стеснить их политические права.
Своеобразный политический строй сложился в Новгородской земле, где образовалась аристократическая республика. Формально высшим органом власти в Новгороде было общее собрание горожан — вече. Оно заключало договоры с князьями, приглашаемыми в Новгород на княжение, имело право объявления войны и заключения мира, утверждения новых законов и отмены старых, выбора исполнительных органов власти и управления, а также осуществления верховного суда. В действительности вся власть сосредоточивалась в руках крупного новгородского боярства, которое осуществляло её через боярский совет (господу). В его состав входили новгородский архиепископ (владыка), посадник и тысяцкий (высшие должностные лица), «старые» (т. е. уже отслужившие срок) посадники и тысяцкие, старосты новгородских концов и другие бояре. Боярский совет решал все основные государственные вопросы. Посадник, тысяцкий и старосты концов выбирались на определённый срок из среды крупных бояр. С новгородским боярством было тесно связано крупное купечество. Вече нужно было боярству в качестве органа, противопоставляемого князьям с целью помешать им укрепить свои политические позиции в Новгороде. В то же время в условиях обострённой классовой борьбы бояре использовали формы вечевой демократии для удержания своего господства над массами городских ремесленников, часто выступавших вместе с закрепощённым сельским населением. Однако вече не было лишь послушным орудием в руках бояр. Напротив, оно не раз становилось местом, где происходили наиболее острые классовые столкновения. С объединением русских земель и образованием централизованного государства существование самостоятельной Новгородской феодальной республики, боярство которой вело сепаратистскую политику, становилось препятствием на пути политического объединения страны.16
Уже с XIII в. в качестве крупного политического центра стал выступать богатый торгово-ремесленный город Псков. Если первоначально Псков находился в зависимости от Новгорода, то в середине XIV в. псковскому боярскому правительству удалось добиться от новгородских властей признания его самостоятельности. Социально-экономический и политический строй древнего Пскова был близок к строю Великого Новгорода.