Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 06:36, контрольная работа
Подробно рассмотрев Великую Хартию Вольностей, мы можем сделать следующий вывод: данный памятник средневекового законодательства оказал большое влияние на всё последующее развитие английского государства, хотя и был чисто феодальным документом по своей сути. Впервые в истории английского государства безграничная власть короля была поставлена в определённые рамки, что, по сути, ознаменовало начало перехода Англии к конституционной монархии.
I. Характеристика источников.
II. Причины недовольства политикой Иоанна Безземельного и составления «Великой хартии вольностей».
III. Великая Хартия Вольностей.
IV. Вывод.
V. Библиография.
Права. Во 2 статье Великой хартии вольностей
за владельцами земли полученной от короля
за военную повинность закрепляется право
наследия, при чем устанавливается размер
рельефа (налога) за вступление в право
наследия, в зависимости от размеров владения
и согласно древнему обычаю. В 9 статье
пресекается произвол чиновников в отношении
должников и защищает его недвижимость
и доход с нее, давая возможность вернуть
долг с наименьшими потерями, а так же
в ней рассматривается порядок взаимоотношений
между поручителем и должником. В 13 статье
подтверждаются вольности и свободы, города
Лондона, как на суше, так и на земле, которые
были получены еще при Генрихе II, прогрессивный
момент заключается в том, что все другие
города, так же получали вольности и свободы.
Статья 15 защищает свободных людей от
взятия с них необоснованных пособий оговаривая
конкретные случаи при которых надлежит
их брать, причем оговаривается, что надлежит
брать лишь умеренные пособия. Интересы,
рыцарей, торговцев, ремесленников.
Однако согласно Хартии ограничениям
подвергался не только королевский произвол
по отношению к баронам, но и баронский
— по отношению к рыцарям. Параграфы 18,19,20,38,
официально закрепляют порядок расследования
гражданских и уголовных дел с помощью
присяжных в качестве свидетелей или обвинителей.
Следовательно, этот институт, введённый
Генрихом II, прочно укоренился в английском
судебном процессе, равно как и система
судебных приказов (п.36). Вместе с тем изживший
себя «суд божий» с ордалиями и судебным
поединком ещё окончательно не исчез из
практики. Об этом свидетельствует, содержание
п.38 и 54.[7]
Личная свобода граждан английского королевства
охранялась параграфом 42, который обеспечивал
каждому право свободного передвижения
по воде и по суше, выезда из государства
и возвращения в него. Под свободным человеком
в параграфе 39 бароны имели в виду прежде
всего самих себя, а не всю свободную массу
английского населения. Цель ст.39, заключалась
в том, чтобы изъять баронов из-под действия
обычных королевских судов, поставив в
особо привилегированное положение. Такое
предположение имеет значительные основания.
Даже если мы будем переводить «суд пэров»
как «суд равных себе», мы увидим, что требование
такого суда содержится в Хартии в п.21,52,56,57,59,
т.е. только там, где речь идёт об интересах
крупнейших феодалов. Из контекста п.52
и 55 складывается впечатление, что именно
25 баронов, о которых подробно говорится
в п.61, и должны выступить в качестве «суда
пэров» для решения всех спорных вопросов
между королём и подданными. Крепостные
исключались из предусмотренных общим
правом привилегий в отношении свободных. Таким образом, термины «свободный человек»
liber homo и даже просто «люди королевства»
совершенно естественно для феодального
права отстраняли от перечисляемых прав
основную массу населения – крепостное
крестьянство. О вилланах упоминается
только в одной статье(20), которая запрещала
отнимать у них по суду скот и орудия труда.
Разорение вилланов было убыточно для
феодалов. Лишь гораздо позднее, в XVII –
XVIII веках, в разгар политической борьбы
в эти параграфы был вложен тот широкий
смысл, который сделал их воплощением
теоретического принципа. В XVII столетии
из параграфа 39 выработался знаменитый
«Habeas Corpus Act», согласно которому каждый
англичанин владеет гражданской свободой,
поставленной под охрану законов.
Основные положения
Хартии, которым последующая
1) налоги и сборы, включая щитовые деньги,
могут взиматься не иначе, как по решению
«общего совета королевства» (что означало,
по существу, восстановление баронской
курии); В статье 12 утверждался строгий
перечень ситуация, для разрешения которых
разрешается взимание пособий.[8]
Все же остальные случаи обложения налогами,
не указанные в статье 12, должны утверждаться
советом королевства. Состав совета четко
утвержден в 14 статье Хартии.[9]
Вопрос о субсидиях
королю был самым больным вопросом английского
общества этой поры. Финансы были как раз
той сферой, в которой обществу больше
всего приходилось страдать от произвола
короля. Тут все были равны, без различия
классов и состояний и было вполне естественно,
что поднявшие восстание бароны прежде
всего должны были озаботиться изысканием
способов оградить на будущее себя и других
от бесцеремонного хозяйничанья правительства.
Это, в сущности, был едва ли не самый главный
вопрос, поставленный перед английским
обществом правлением Иоанна Безземельного.
12 и 14 параграфы Хартии ставят себе целью
превратить Великий Совет в учреждение,
которое авторитетно и планомерно ограничивало
бы королевскую волю и тем отнимало бы
у неё возможность свободно распоряжаться
средствами общества. Но достаточно самого
близкого знакомства с этими параграфами,
чтобы сразу бросилась в глаза чисто феодальная
постановка этой цели. Речь здесь идёт
исключительно о феодальном налоге (щитовых
деньгах) и о феодальных пособиях, взимавшихся
королём со своих непосредственных вассалов.
Ни словом не упомянуты всякие другие
взимания, от которых особенно страдали,
например, города. Что касается порядка
созыва Великого Совета, то при внимательном
прочтении параграфа 14, мы понимаем, что
это настоящий феодальный сейм. Бароны
совершенно игнорировали все те условия,
которые были созданы нормандским завоеванием
и трактовали Англию как чисто феодальное
государство. Это был очень серьёзный
шаг, настоящая феодальная реакция. Победив
королевскую власть, бароны получили возможность
сообщить своим политическим тенденциям
форму непререкаемого основного закона
королевства и они этой возможностью воспользовались.[10]
В статье 39 Хартии так же утверждается,
принцип презумпции невиновности, по нему
ни один свободный человек не может быть
заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен
имения, поставлен вне закона «иначе, как по законному приговору»,
вынесенному равными по положению судьями
(«пэрами») и «по законам страны». Статья
38 Хартии защищала от произвола чиновников:
«Впредь никакой чиновник не должен привлекать
кого-либо к ответу (на суде, с применением
ордалии) лишь на основании своего собственного
устного заявления, не привлекая для этого
заслуживающих доверия свидетелей».
Сама Великая Хартия Вольностей имеет форму королевского пожалования. «Пожаловали мы, - читаем мы в конце её первой статьи, – всем свободным людям королевства нашего…» Этот как будто односторонний акт монаршей воли был внушён королю, по его словам, исключительно внутренними мотивами, мистическим путём. Не вполне, правда, согласуются с этими заявлениями слова параграфа 63 Хартии, что «принесена была присяга, как с нашей стороны, так и со стороны баронов, что всё это вышеназванное будет соблюдаться добросовестно и без злого умысла», а содержание параграфа 61 и вовсе их опровергает, вскрывая истинное положение вещей. Тут уже идёт речь о «раздоре, произошедшем между нами и баронами нашими» и о гарантии, которую король даёт баронам, обеспечивающую им ненарушимое и вечное пользование их вольностями. Статья 61 говорит об основных механизмах контроля за исполнением хартии. Гарантия заключалась в следующем. Бароны изберут из своей среды 25 человек и на них возложат обязанность блюстителей «пожалованных» королём вольностей. Если король или кто-либо из его должностных лиц «нарушит какую-либо из статей этого мирного договора», то об этом должно быть сообщено четырём из этих двадцати пяти баронов, и они обратятся к королю или к его заместителю с требованием в течение сорока дней восстановить нарушенное право. В случае неисполнения королём этого требования, все 25 баронов вместе с «общиной всей земли» постараются силой принудить к этому короля, оставляя, тем не менее, неприкосновенными личность короля, королевы и их детей. Все обязаны были принести баронам присягу: «И кто в стране захочет, принесет клятву, что для исполнения всего вышеназванного будет повиноваться приказаниям вышеназванных двадцати пяти баронов и что будет теснить нас по мере сил своих вместе с ними, и мы открыто и свободно даем разрешение каждому давать присягу, кто пожелает дать ее, и никому никогда не воспрепятствуем дать присягу. Всех же в стране, которые сами добровольно не пожелают давать присягу двадцати пяти баронам относительно принуждения и теснения нас совместно сними, мы заставим дать присягу нашим приказом, как сказано выше.»[11], а 25 баронов, в свою очередь, присягали, что будут добросовестно выполнять свои обязанности. Решения в комитете двадцати пяти принимались большинством голосов. Фактически, такие условия можно считать проявлением феодальной реакции, так как бароны получили законное право поднять мятеж против короля, если он отказывался соблюдать хартию. Таким образом, узаконивалось право феодальной войны против короля. В целом эти статьи ограничивали королевскую власть и усиливали позиции баронов.
Подробно рассмотрев Великую Хартию Вольностей, мы можем сделать следующий вывод: данный памятник средневекового законодательства оказал большое влияние на всё последующее развитие английского государства, хотя и был чисто феодальным документом по своей сути. Впервые в истории английского государства безграничная власть короля была поставлена в определённые рамки, что, по сути, ознаменовало начало перехода Англии к конституционной монархии. Однако, сами того не желая, бароны ускорили процесс ограничения королевской власти в английском государстве, сумев объединить вокруг себя практически все элементы общества. Великая Хартия Вольностей явилась конституционной грамотой, выходящей далеко за пределы феодальных форм и идей. Успех поднятого баронами движения был иллюзорен, так как они игнорировали местные организации и пытались построить учреждение, ограничивающее королевский произвол на чисто феодальных началах. Но поскольку они считались с интересами всего английского общества и его отдельных элементов, их дело было национальным. И, тем не менее, Великая Хартия Вольностей имеет огромное принципиальное значение. Но искать его надо не в содержании Хартии. Великая Хартия Вольностей есть мирный договор, заключённый королём с баронами после победы последних, одержанной совместно с другими элементами английского общества. Одержав победу над королём, бароны заставили его торжественно признать юридически незыблемыми и их собственные права, и тот гражданский порядок, который охранял права и интересы всех свободных людей английского королевства и узаконить протест «общины всей земли» против их нарушения им или его чиновниками. Великая хартия вольностей в той или иной мере сдерживала не только королевский произвол в отношении своих вассалов, но и остальных феодалов в отношении своих. Однако, будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как, скажем, Германия. Этого не случилось, и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство. Можно расценивать Великую Хартию Вольностей как первую серьёзную попытку перехода от монархии абсолютной к монархии ограниченной. Хартия, явилась конституционным документом, далеко выходящим за пределы феодальных форм и идей. С принятием данного документа Англия вступила в новую фазу политического существования, хотя он и был построен на чисто феодальных началах. Это как нельзя лучше подтверждается тем фактом, что отдельные положения Великой Хартии действуют и поныне, являясь частью неписаной конституции Англии. Англия переходила в новую фазу политического существования и становилась правовым государством. Правда, это был лишь первый шаг, но шаг решительный и бесповоротный, за которым последовали другие шаги по тому же пути, приведшие к реорганизации государственного строя на началах народного представительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I Источники
II Литература
Приложение.
[1] «1201г. Rog. Hovegen IV. Вышел эдикт
по всей Англии, чтобы каждый пашущий плуг
уплатил по три солида, каковой чрезвычайно
трудный налог сильно истощил народ, так
как раньше этому предшествовал тяжелый
щитовой налог; ибо со щита уплатили по
две марки, тогда как никогда не взимали
больше, чем двадцать солидов со щита.»
Д.М. Петрушевский. Памятники истории Англии
XI-XIII вв., М., 1936, стр. 88.
[2] «Ibid.163. В неделю пятидесятницы, когда бароны Англии собрались в Портсмуте, чтобы отправляться с королем за море, король взял у каждого из них их деньги, которые они должны были истратить на службе, и позволил им вернуться домой.». «1210г.Ann. Waverl, p264. Король Иоанн под предлогом возвращения Нормандии и других своих земель, которые отнял у него король Франции Филипп, взыскал неисчислимый налог чистыми деньгами, не щадя ни церковных людей, ни мирян, ни монахов какого бы то ни было ордена.» Д.М. Петрушевский. Памятники истории Англии XI-XIII вв., М., 1936, стр. 90.
[3] «1214г.Matt. Paris, pp.249,252,253… Король
Англии Иоанн, исполнив то, что ему нужно
было сделать в заморских землях, вернулся
в Англию 14 ноября. К этому времени собрались
на совещание в Эдмонсбери графы и бароны
Англии, как бы на богомолье, хотя на деле
было иное… И вот все собрались… поклялись
над большим алтарем, что если король откажется
уступить уже названные законы и вольности,
то они пойдут войной и освободят себя
от верности ему, пока он не подтвердит
им грамотой, скрепленной печатью, всего,
чего они потребуют от него…1215г. Matt. Paris,
pp.253-255. В неделю пасхи собрались магнаты
в Стэнфорде… В Стефане Кентерберийском
они имели главного своего единомышленника…Девятого
июня они без всякого шума вошли в город
Лондон… Назначили королю день, чтобы
он явился к ним на совещание в 15 день июня.
И вот собрались… И вот наконец после
того, как переговорили о разных вещах,
король Иоанн, видя, что силы его не равны
силам баронов, без затруднения уступил
законы и вольности.» Д.М. Петрушевский.
Памятники истории Англии XI-XIII вв., М., 1936,
стр. 92-93.
[4] «Ибо когда они долго и тайно
стали совещаться, принесена была хартия
некая короля Генриха первого, которую
эти бароны, … получили в городе Лондоне
от Стефана кеннтерберийского епископа.»
Д.М. Петрушевский. Памятники истории Англии
XI-XIII вв., М., 1936, стр. 92
Информация о работе Социально-политическая ситуация в Англии в конце XII-началеXIII вв.