Социально-политическое и экономическое развитие белорусских земель в IX-XII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

1. Происхождение славян и их расселение на территории Беларуси.
2. Формирование восточнославянских племенных объединений.
3. Материальная и духовная культура славян.

Файлы: 1 файл

первый вопрос.docx

— 53.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

    1. Происхождение славян и их расселение на территории Беларуси.
    2. Формирование восточнославянских племенных объединений.
    3. Материальная и духовная культура славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Происхождение славян и их расселение на территории Беларуси.

 

Одной из самых древних общностей, проживавших на территории современной  Беларуси, этническую принадлежность которой можно установить, являются финно-угры - народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной – угро-финские.

В 4 тысячелетии до н. э. монголоидные черты проявляются в Западной части восточноевропейской лесной полосы, что свидетельствовало о  миграции финно-угров. К 3 тысячелетию до н.э. они освоили территории вплоть до Финского залива, Подвинья, устья Нёмана и Сожа (археологическая культура гребенчато-ямочной керамики).

В 3 тысячелетии до н.э. в восточноевропейскую  лесную зону (куда входит и территория Беларуси) с юга проникают племена  скотоводов, которые относились к  индоевропейской семье. Владея бронзовым  оружием, скотоводством, которое обеспечивало человека продуктами питания и тягловой силой, что способствовало росту  населения; имея более жёсткую социальную структуру (патриархат), индоевропейцы  смогли занять территории, местных  неолитических племён, а также  продвинуться в ареал расселения финно-угров. Со 2 тысячелетия до н.э. начинается новый этап в этнической истории Беларуси — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры..

К числу индоевропейских относятся  группы народов: индийская, иранская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, а также армяне, греки, албанцы. Сейчас индоевропейцы заселяют все континенты и являются одним из крупнейших народов мира. Выявление общих черт в индоевропейских языках позволило отнести время существования праиндоевропейской общности к 5-4 тысячелетию до н.э.

В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции  местного доиндоевропейского населения  создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский - готский (мёртвый), северогерманские - шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские - английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев.

Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской  семьи произошло в середине 1 тысячелетия  до н. э., этим и объясняется сложность  этнической классификации некоторых  археологических культур железного  века на территории Беларуси. Например, зарубенецкую археологическую культуру (3 в. до н.э. - 5 в. н.э.) одни исследователи относит к балтам, другие – к славянам, третьи –утверждают её смешанный характер.

В 1 тысячелетия до н.э. на территории Восточной Европы появились археологические  культуры железного века. Освоение технологий получения железа из болотной руды и его обработки привели  к появлению железных орудий труда  и оружия, которые полностью вытесняют  из этой сферы кремний, что привело  к существенному росту производительности труда и появлению излишков. Это  вело к формированию социальной иерархии, имущественного неравенства и способствовало разложению первобытнообщинного строя. Подобные процессы в Двуречье, Средиземноморье, Китае прошли ещё в бронзовом веке.

Формирование восточных славян происходило в 1 тысячелетии н. э. на фоне «Великого переселения народов», крушения античной цивилизации, изживания  рабовладельческого строя и становления  государственности современных  европейских народов.

Подвижки племён в Центральной  Европе непосредственно затронули  прародину славян, которая располагалась  в верховьях Одры (Одера), Вислы, Припяти, Днестра. В результате расселения в  IV-X вв. славяне разделились на три главных диалектных ареала:

1) южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов);

2) западный (предки чехов, словаков и поляков);

3) восточный (предки русских, украинцев и белорусов).

К началу расселения славян на север  и северо-восток от Припяти, т.е. в 7 - начале 8 века, в Восточной Европе складываются новые государства  — Хазарский каганат (650г.), контролирующий низовья Волги, Северный Кавказ и  Восточный Крым и Волжская Булгария (670г.) в среднем течении Волги. Возрастает роль Балтийского моря как торгового пути, создаются предпосылки для налаживания трансъевропейского торгового пути «из варяг в греки» по рекам Восточной Европы.

В 6 в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура - первая неоспоримая славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В 8в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В 9в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

 

    1. Формирование восточнославянских племенных объединений.

 

В VIII - IX вв. происходит массовое расселение славян в балтском ареале на территории Беларуси - сначала в верхнем течении рек Случь и Ареса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. В курганах обнаружены захоронения по славянскому обряду путем трупосожжения, а также славянская керамика. Заселение шло из южной части Припятского бассейна. Славяне проникли в Поднепровье и Подвинье в IX в., а к Х в. они расселились в Верхнем Понеманье. Большая часть балтского населения была ассимилировано, вторая - уничтожена или вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических литовцев и латышей. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих былых территориях. Ассимиляция этой части балтов славянами на территории Беларуси продолжалось до XII - XIII вв. и даже позже. В результате славяно-балтского синтеза в VIII - Х вв. возникли новые этнические славянские общины, которые часто упоминаются в средне-вяковых письменных источниках. Это - дреговичи, радимичи, кривичи.

Дреговичи занимали большую часть  Южной и значительную часть Средней  Беларуси. В "Повести временных  лет" отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Однако в их культуре зафиксированы и балтские элементы - спиральные перстни, змееголовые браслеты, подковообразные пряжки. Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим корнем, которые отражают одну из особенностей местности, где осели дреговичи, а именно влажность, заболоченность земли в бассейне реки Припяти. Позже к бывшей основе было добавлено славянское "-ичи". Таким образом, термин "дреговичи" представляет собой славянизированное название бывшей, дославянской формы, которая означала группу балтского населения в соответствии с особенностью территории проживания. С географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова "дрыгва" в белорусском языке, что в переводе на русский означает "трясина".

Радимичи, по данным из "Повести  временных лет", занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения - бассейн реки Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения. В культуре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы: шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиными головами, лучевые пряжки. Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радзима отражает скорее всего библейское мировоззрение автора этой легенды, чем существование настоящего человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (М. Пилипенко, Г. Хабургаев), термин "радимичи" обнаруживает близость с балтским термином "пребывание".

Кривичи занимали север Беларуси и  соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Ловати - и были наиболее многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был славянский. К балтским элементам в культуре кривичей следует отнести браслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т.д. Что касается названия "кривичи", то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название "кривичи" от слова "кровь"; тогда ее можно понимать как "родственники по крови", "кровные". Известный историк С.М. Соловьев утверждал, что название "кривичи» связано с характером местности, которую занимала это сообщество (холмистая, неровная - кривизна). Большая группа ученых (археолог П.М. Третьяков, историк Б.А. Рыбаков, белорусский филолог и историк М.И. Ермалович) утверждают, что в названии "кривичи" сохранилось имя языческого первосвященник Крыва-Крывейты.

Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии свидетельствуют о  том, что раннесредневековые этнические общности дреговичей, радимичей, кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом славянских черт. Именно кривичи, дреговичи, радимичи, а не следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат. Для характеристики дреговичей, радимичей, кривичей важное значение имеет выяснение типа этих этнических общностей. Неправомерно называть их племенами потому, что в их среде уже не было социального равенства, равного положения всех членов этнической общности, исчез родоплеменного раздел, появилось политическое управление, образовались "княжения", во главе которых стояли князья. Сведения из археологии, письменных источников свидетельствуют, что дреговичи, кривичи и радимичи переступили границу общинном-родового строя и вошли в начальный этап раннеклассового общества. Это подтверждает и уровень развития их экономики, который характеризуется началом общественного разделения труда. Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными культурно-этническими общностями и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а простонародности и, одновременно, начальные государственные образования, или протогосударства. Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусского народности. Причем надо отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и ассимиляционные процессы. Ассимилировали не только славяне балтов, но в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами. Имели место существенные различия этих процессов на востоке и западе Беларуси. На востоке были очень сильные связи славянской, балтской и соседней финно-угорской культуры, которые долго осуществлялись в рамках широкой полосы, и продолжительность их была очень большой. В западных регионах Беларуси восточнославянские сообщества дреговичей, волынян, кривичей соседствовали и сосуществовали с восточнобалткими (литовскими), западнославянскими (мазовецкими), западнобалтскими (ятвяжскими) племенами. В отличие от балтов, которые жили на территории современной Беларуси и Смоленской области и были ассимилированы славянами, балтские племена Юго-Восточной Прибалтики стали основой, на которой сложились народности: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. По языку балты этого региона делились на западных (пруссы, ятвяги) и восточных (литовцы, латыши, курши и др.). Территорию между Неманом и верховьями реки Наров обитала группа ятвяжских племен - судинов, дайнова, полексянов и собственно ятвягов. Их язык был переходным между балтским и славянским языками. Некоторые исследователи считают, что ятвяги занимали больше обширную территорию, включая Неманско-Бугское междуречье (В. Седов). В первой половине XIII в. земля ятвягов была частично подчинена галицко-волынскими и мазовецкием князьями. Во второй половине XIII в. после кровопролитной борьбы ятвяги, как и соседние родственные им прусы, были окончательно покорены крестоносцами. Часть переселилась в соседние земли - Литву, Польшу, Беларусь. Именно этим объясняется то, что в восточных районах Беларуси появились названия населенных пунктов Ятвезь, Ядьвинки, Прусы, Прусики. Следы пребывания дайнова сохранились в топонимах Дейнава, Дайнова, Дайновка, которые локализованы в районах Воложина, Гродно, Слонима. Таким образом, есть все основания утверждать, что ятвяги были одним из компонентов в формировании белорусского народности. В западном регионе Беларуси долго проживали отдельные балтские и смешанные балтско-славянские группы населения. В IX - XI вв. балтско-славянская граница проходила по линии Гродно - Лида - Ивье - Вилейка - Мядель - Браслав. В XII - XIII вв. она отодвинулась дальше на запад и северо-запад к современной Литвы и Латвии. Важно также отметить, что смешение балтов со славянами происходила не только на территории Беларуси, но в какой-то степени и на территории Литвы и Латвии.

 

    1. Материальная и духовная культура славян.

 

Духовная жизнь восточных славян до принятия христианства не отделима от мифологического сознания. Мифология — первая форма идейного сознания, она синтезировала в себе различные элементы культуры, развивала воображение, содействовала духовному культурному прогрессу. В мифе осуществлялся процесс очеловечивания окружающей природы, на которую переносились сущностные силы человека, наделённые атрибутом беспредельного могущества. Эстетическое было слабо дифференцировано из позитивной оценки явлений вообще, которая противостояла негативной оценке явлений противоположного порядка (хорошо = красиво = любо).

Всеобщим благом и универсальной красотой был свет. Этимологически тождественны слова свет, светлый, светить и свят, святой, священный. Понятие цвета, блеска, сверхъестественной силы связаны с водой, огнём и др. явлениями природы. Например, предвестником Солнца является Венера (богиня Лада у белорусов и литовцев), Лада – богиня любви. Ладо – любимый друг/ подруга, «ладны» - красивый, здоровый, добротный, мощный, «ладзиць» – жить в согласии, создавать что-либо, «лад» - согласие и любовь. Красный цвет, отождествляется с красотой, но внешней. Красно- солнышко, красна-девица, красавик (апрель), красоваться (цвести).

Благо и красота рассматривались  как единое целое и в условиях мифологического сознания персонифицировались  в образах языческих богов.

Язычество - религиозная система, которая  наделяет реальные силы и явления  природы, окружающие предметы сверхъестественными  свойствами и с помощью обрядов, неких магических действий пытается воздействующая на мир.

В основе миросозерцания восточных  славян лежало язычество – обожествление  сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого  целого. Зарождение языческих культов  произошло в глубокой древности  – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.

       С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего дня практически не сохранилось письменных источников.

      Самые почитаемые  из языческих богов были Род,  Перун и Волос (Велес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов.

Информация о работе Социально-политическое и экономическое развитие белорусских земель в IX-XII вв.