Социально-политическое и экономическое развитие белорусских земель в IX-XII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

1. Происхождение славян и их расселение на территории Беларуси.
2. Формирование восточнославянских племенных объединений.
3. Материальная и духовная культура славян.

Файлы: 1 файл

первый вопрос.docx

— 53.62 Кб (Скачать файл)

       Перун являлся богом молнии и грозы, Род – плодородия, Стрибог – ветра, Велес – скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней ткачества.

       В глубокой древности у славян был широко распространен  культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков.

       Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

       Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

        Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку .

Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой  в мистическую связь рода с  каким-либо животным, растением или  даже предметом. Кроме того, мир восточных  славян был «населен» многочисленными  берегинями, русалками, лешими и пр.

   Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы.

    Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.

Жилище для восточных славян имело некий сакральный смысл. В качестве основного материала использовался лес, преобладала срубная и столбовая техники. Каждая хозяйственная постройка, расположение мебели в доме и многое другое играли свою определённую роль.

 Одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Если и были какие-то отличия, то это было связано с влиянием восточных культур. Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколоток.

Основной частью одежды, являющейся одновременно и нижней, была рубаха. Она надевалась прямо на тело. И  имела вид грубой конопляной или  льняной рубашки длиною до колен, несомненно, весьма простого покроя. Различные  типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются главным  образом характером разреза для  надевания рубахи, фасоном воротника  и манерой носить рубаху – поверх штанов или иначе.

Поверх лёгких одеяний славяне  в X и XI веках надевали более тяжёлые верхние одежды. К ним относилась славянская свита, изготавливавшаяся из грубых материалов. Свита – длинная куртка местного происхождения, делалась с рукавами, и носили её в XI веке на Руси, где она удерживается и поныне (на Украине). Уже в X и XI веках у славян существовал и ряд других видов верхней одежды – длиннополой, застёгивавшейся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенными или стоячими воротниками, стянутых поясом – кабать. Верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу. Все эти одежды стягивались поясом, изготавливавшемся из различных тканей и, как правило, просто завязывавшемся. На поясе висело оружие, мешочек с огнивом, ножик и футляр с туалетными принадлежностями. Большая мошна так же была типичной принадлежностью русского крестьянина. Рукавицы засвидетельствованы у древних славян уже в XI веке. Верхнюю половину тела простой народ защищал от ненастной погоды и холода тем, что обёртывал вокруг всего тела большой кусок грубой шерстяной ткани или целую, надлежащим образом обработанную баранью, волчью или медвежью шкуру. Для такой накидки у древних славян было специальное название плашть.

Женская одежда, как и мужская, первоначально  состояла из рубашки, представляющей собой  длинную грубую нижнюю сорочку (льняную  или конопляную), которой в большинстве  случаев и ограничивался женский  костюм. Верхняя одежда, если в ней  была необходимость, надевалась уже  на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и  сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, не отличавшемся от мужского.

Восточнославянские народы владели  основными видами ремесла. Некоторые  техники ткачества, металлообработки дошли до наших дней и приобрели  промышленные масштабы.

В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, из которых обувь плетут, а также шерсть для валяния.

Не подлежит никакому сомнению, что  славянам были известны основные металлы, а именно золото, медь, серебро, олово  и железо. Металлические вещи, встречающиеся в погребениях той эпохи, славяне частично получали из чужеземных стран путём торговли, частично выделывали сами, сами же добывая металл

Географические условия, в которых  жили древнеславянские народы, способствовали появлению во многом схожих орудий труда. Весьма были схожи способы  обрабатывания земли в силу тех  же причин.

Также мало отличий имела система  поселений восточнославянских народов. Организации сёл и деревень, починков и др. Основой любого поселения  были духовный и военный аспекты  поселения, т.е. церковь и детинец.

Погребения восточных славян имели  одинаковый характер и сопровождались одинаковыми традициями (хоронили покойника  в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни).

Славянская керамика X и XI веков весьма интересна, хотя и несложна. Как правило, это хорошо обожжённая посуда, сделанная на кругу в форме горшков (иные формы, например форма кувшина с суженным горлом, встречаются редко) без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек или кружков.

Изготовление ткани было постоянным занятием славянских женщин и девушек. Необходимые для этого нити делались частично из овечьей шерсти или же из волокон льна и конопли. Это  подтверждается многочисленными свидетельствами как письменных источников, так и данными археологии. Пряслица, надеваемые при прядении на веретено, очень часто встречаются в славянских находках IX и  X веков, а в Киеве известно одно пряслице со славянской надписью.

Конечно кроме всех этих схожих черт, восточнославянские народы имели и  отличия (в одежде, сельскохозяйственных орудиях, способе обработки земли  и др.). Но именно схожие черты материальной культуры наиболее чётко показывают родство русских, украинцев и  белорусов. Если бы все эти народы помнили о своих корнях, то возможно было бы избежать многих поворотов  в истории в неположительную  сторону.

 

 

 

Список использованной литературы

        1. Гісторыя Беларусі у 2ч. /Под рэд. Новіка, Я.К. Марцуля Г.С. -Мн., 1998. -400с., 150экз.
        2. Гісторыя Беларусі у кантэксце сусветных цывілізацый. /Пад рэд. В.1. Галубовіча.-Мн., 2005, -с 584. 106 экз.
        3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М., 2002.
        4. Запруднік Я. Беларусь на гістарычных скрыжаваннях. -Мн., 1996. -С. 115
        5. История Беларуси. Словарь-справочник. -Мн., 2000.
        6. История Беларуси. Учеб. пособие /Под ред. Кохановского А.Г. и Яновского О.Я. -Мн., 1997. -448с., 2 экз.
        7. История Беларуси. Часть 2 /Под ред. Трещенка Я.И. -Могилев, 2005. -310с.
        8. История России: Учеб. Пособие: в 2 томах – М.., 2005.
        9. Ключевский В.О. Курс русской истории: в 9 томах . – М., 1988.
        10. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. -Мн. 2002.-592с., -592с., 9экз, 1998, -592с., 29 экз.
        11. Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1995
        12. Нарысы гісторый Беларусі. /Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн. 1994, 1995. -500с. 300экз.
        13. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории – М., 2003.
        14. Седов В.В. Восточные славяне в 6-13 вв. – М., 1982
        15. Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2ч. Ч 1. Досоветский период. 2-е изд. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. 176 экз.
        16. Чигринов П.Г. История Беларуси с древности до наших дней. -Мн.: Книжный Дом, 2004. - С. 621.
        17. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Вышэйшая школа, 2004. -463с., 30экз.

Информация о работе Социально-политическое и экономическое развитие белорусских земель в IX-XII вв.