Содружество независимых государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:32, доклад

Описание работы

Содружество независимых государств (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик.
Первоначальное соглашение о создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР.

Файлы: 1 файл

история снг.docx

— 52.07 Кб (Скачать файл)

В январе 2003 председателем  Совета глав государств СНГ был избран президент Украины Леонид Кучма. Влияние приверженцев укрепления СНГ  сказалось в сентябре 2003 на встрече  в верхах в Ялте. Лидеры Беларуси, Казахстана, России и Украины утвердили  образование ЕЭП. По предложению  министров иностранных дел СНГ  были одобрены заявления об основных принципах экономического сотрудничества, решения о создании совместной комиссии по взаимодействию в борьбе с незаконной иммиграцией, о продлении срока  полномочий руководителя Антитеррористического  центра СНГ и командующего Коллективными  силами СНГ по поддержанию мира в Абхазии. В июне 2004 исполнительным секретарем СНГ стал представитель России Владимир Рушайло. В сентябре того же года на встрече в верхах в Астане новым председателем Совета глав государств СНГ был избран Путин.

С другой стороны, наметилось сближение между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней  присоединился Узбекистан; организация  получила название ГУУАМ (по первым буквам названий стран-участниц). В нач. 2000-х страны-участницы приняли ряд мер с тем, чтобы оживить ее деятельность, сделав упор, прежде всего, на торговле каспийской нефтью и другими ресурсами на западных рынках. В 2002 они объявили о создании зоны свободной торговли. Но расхождения между странами-участницами ГУУАМ делали формирующийся союз неустойчивым. Участие Узбекистана не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания с Евразийским экономическим сообществом.

Деятельность ГУУАМ активизировалась после того, как в 2003–2004 произошла  смена власти в Грузии и на Украине (т.н. «цветные революции»). Политика новых  президентов Грузии (Михаила Саакашвили) и Украины (Виктора Ющенко) была ориентирована на присоединение своих государств к НАТО и на сотрудничество с ЕС. Представители ряда стран ГУУАМ выступили с заявлениями, в которых выражались сомнения в отношении потенциала и будущей роли СНГ. Так, в сентябре 2003 президент Молдовы Владимир Воронин выразил недовольство созданием ЕЭП, якобы наносящим ущерб СНГ. В ноябре 2004 министр обороны Грузии Г.Барамидзе заявил, что СНГ – это «вчерашний день». В феврале 2006 Грузия официально вышла из Совета министров обороны СНГ, мотивировав это намерением вступить в НАТО. В апреле 2005 министр экономики Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его страна может сократить взносы в бюджет Содружества. Напротив, антиправительственное восстание в Узбекистане весной 2005 и осуждение странами Запада мер по подавлению мятежа способствовали выходу Узбекистана из ГУУАМ. Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.

 

СТРАНЫ СОДРУЖЕСТВА  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 Содружество Независимых  Государств (СНГ) создано в декабре  1991 года. В принятой декларации  участники Содружества заявили  о своем взаимодействии на  началах суверенного равенства. 

СНГ объединяет: Азербайджанскую  Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан и Украину. С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. С декабря 1993 по 18 августа 2009 года в состав СНГ входила Грузия.

8 декабря 1991 года в  Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим соглашением ликвидировалась структура союзного центра, принцип федеративного и конфедеративного государства. Каждая из подписавших республик обретала окончательную независимость.

21 декабря 1991 года в  Алма – Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к этому соглашению, в котором было отмечено, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. Из республик Бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония.

 В рамках рассмотрения  данных соглашений, подписанных  руководителями союзных республик,  важно установить, какое из них  обладает высшей юридической  силой и, следовательно, может  считаться учредительным для  каждого из образованных суверенных  государств.

 Ликвидация СССР тремя  входившими в него республиками  весьма уязвима: даже если считать,  что три республики покинули  Союз, то он формально продолжал  бы существовать, так как о  выходе из него не заявляли  другие республики, которые согласно  Конституции входили в состав  СССР наравне с Украиной, Белоруссией  и Россией. Тот факт, что Россия, Белоруссия и Украина являлись  странами – учредителями СССР, не может служить достаточным  основанием для признания Беловежских  соглашений хотя бы потому, что  в учреждении СССР участвовала  также Закавказская Федерация,  включавшая в себя в тот  момент Азербайджан, Грузию и  Армению. 

 Таким образом, рассматривая  распад Советского Союза и  создание СНГ, важно подчеркнуть,  что учредительным характером  обладают именно положения Алма  – Атинской декларации. Самым  главным положением декларации  следует признать норму о прекращении  СССР с образованием СНГ. 

 Содружество Независимых  Государств действует на основании  Устава, принятого Советом глав  государств 22 января 1993 года, основано  на началах суверенного равенства  всех его членов. Государства  – члены Содружества являются  самостоятельными и равноправными  субъектами международного права.  В январе 1993 года принят Устав  СНГ, а в январе 1996 года –  положения об эмблеме и флаге  СНГ. 

 Алма – Атинская  декларация от 21 декабря 1991 года. К середине декабря 1991 года  СССР не существует. Во второй  половине 1991 года эксперты работают  над Алма – Атинской декларацией,  которую подписали одиннадцать  государств 21 декабря 1991 года.

Алма – Атинская декларация определила принципы отношений между  новыми независимыми государствами, сформировала условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных  с распадом СССР. Были урегулированы  вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров  о разоружении и контроле над  вооружениями ( на чем настаивали западные державы ), правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил – участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты (например, армяно – азербайджанский в Нагорном Карабахе), удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.

 Не менее важно и  то, что заключенные учредительные  документы позволили на фоне  больших геополитических перемен  обеспечить нормальное функционирование  необходимых для повседневной  жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу  транспорта и энергетики, сохранение  беспрепятственного передвижения  на всем постсоветском пространств.

 Таким образом, несомненная  заслуга декларации в том, что  созданное на ее основе Содружество  значительно смягчило размежевание  бывших союзных республик, устранив  тем самым опасность возникновения  глубоких геополитических потрясений.

Устав СНГ от 22 января 1993 года. Основные положения, анализ содержания.

Устав был принят 22 января 1993 года на заседании Совета глав государств в городе Минске. Он состоит из 45 статей и 9 разделов.

Основные положения Устава СНГ.

Преамбула документа гласит следующее.

Государства СНГ, основываясь  на исторической общности своих народов, действуя в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта, другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также положениями Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению, Алма – Атинской декларации, решили принять Устав Содружества.

 Содружество основано  на началах суверенного равенства  всех его членов. Государства  – члены являются самостоятельными  и равноправными субъектами международного  права. 

 Содружество служит  дальнейшему развитию и укреплению  отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия,  взаимопонимания и взаимовыгодного  сотрудничества между государствами  – членами. 

 Целями Содружества  являются:

  • осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств – членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  • обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;
  • сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • содействие гражданам государств – членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  • взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

Для достижения поставленных целей Содружества государства  – члены строят свои отношения  в соответствии с принципами:

  • уважения суверенитета государств – членов, права народов на самоопределение;
  • нерушимость государственных границ, отказ от территориальных приобретений;
  • неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства- члена;
  • территориальная целостность государства;
  • верховенство международного права ;
  • развитие взаимовыгодного экономического и научно – технического сотрудничества;
  • добрососедское выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества;
  • духовное единение народов;
  • учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений

( ст.3).

К сферам совместной деятельности государств – членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общего рынка, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта;
  • охрана здоровья;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

 Основной правовой  базой межгосударственных отношений  в рамках Содружества являются  многосторонние и двусторонние  соглашения в различных областях  и взаимоотношений государств  – членов (ст. 5)

 Государствами – учредителями  Содружества являются государства,  подписавшие и ратифицировавшие  Соглашение о создании Содружества  Независимых Государств от 8 декабря  1991 года и Протокол к этому  соглашению от 21 декабря 1991 года  к моменту принятия настоящего  Устава (ст.7).

 Вопросам коллективной  безопасности и военно–политическом сотрудничеству посвящен третий раздел Устава – статьи с 11 по 15.

 Государства – члены  проводят согласованную политику  в области международной безопасности, разоружения и контроля над  вооружениями, строительства Вооруженных  сил и поддерживают безопасность  в Содружестве (ст.11).

 В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств – членов, государства – члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координирования позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы и использование в случае необходимости Вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

 Решение о совместном  использовании вооруженных сил  принимается Советом глав государств  Содружества. 

 Следующий раздел о  механизме предотвращения конфликтов и споров – статьи 16 – 18.

 Государства–члены принимают  все возможные меры для предотвращения  конфликтов, прежде всего на межнациональной  и межконфессиональной основе.

Информация о работе Содружество независимых государств