Сословное, городское и местное управление при Петре I.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

Политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Даламбером, Дидро и др.

Содержание работы

Введение

1. Губернская реформа

2. Управление городами

3. Сословная политика Петра I

Заключение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Факультет Государственного и Муниципального Управления

 

 

Кафедра Политологии и  Культурологии.

 

 

 

 

 

 

Реферат.

 

По дисциплине «История государственного управления в России»

 

 ТЕМА12 .Сословное, городское и местное управление при Петре I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

    

  

                                                                        

   Содержание.

 

 

 

Введение

 

 1. Губернская реформа

 

2. Управление городами

 

3. Сословная политика Петра I

 

Заключение

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Политика, порожденная временем разложения феодальной системы и  вызреванием в ее недрах капиталистических  отношений, нацеленная на устранение мирными  средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался  от обычного деспотизма декларированием  соблюдения законов, одинаковых для  всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями  французского просвещения Монтескье, Вольтером, Даламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла  призывали к эволюционной, без  потрясений, смене общественно-экономических  отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению  союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить  угрозу их тронам. Идеи просвещения  разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III австрийский  император Иосиф II и др.

История развития местного самоуправления берет начало в XVI веке, когда происходит замена системы  местного управления через наместников  и волостей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями.

Ранняя форма абсолютизма  с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неприспособленной  к решению стоявших перед страной  проблем. Радикальные реформы государственного аппарата были проведены в начале XVIII в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во второй половине XVIII в.

Таким образом, неоспорима актуальность выбора темы, посвященной проблемам  местного самоуправления.

Предметом исследования станет процесс становления и развития местного самоуправления в Российской Империи, а именно реформы Петра I .

Бесспорно, что вопросы  организации власти в государстве  неразрывно связаны с его территориальным  устройством, поскольку функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных  единиц, на которые делится территория. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным  делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории Российской империи, исследовать  нормативную базу, связанную со становлением и развитием системы местного самоуправления XVIII века.

 

 

 

 

 

 

 

1. Губернская реформа.

 

 

Во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII-XVIII вв. в системе  центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее  число которых приближалось к 70, сливалась в более крупные  образования, часть же создавалась  заново. Изменения эти касались прежде всего группы приказов военно-оборонительного  профиля и территориально-региональных приказов. Так, слились с Посольским приказом Приказ Великой России, Малороссийский приказ, Приказ Великого княжества  Смоленского и так называемые четверти. С Приказом Большого дворца слились Конюшенный приказ. Дворцовый  судный приказ и Приказ каменных дел. Создание Бурмистерской палаты (с 1 сентября 1699 г. она стала называться Ратушей) и придание ей функций центрального финансового учреждения привело  к окончательной ликвидации областных  финансовых органов («четвертей») и изъятию финансовых операций из сферы действия нового объединенного Посольского приказа, а также Разрядного приказа, приказов Большого дворца и Казанского дворца. Вместе с тем финансовые функции все еще оставались у Приказа Большой казны и др. К 1708 г. Ратуша собирала около половины всех доходов казны.

Надо отметить, что изменения  в центральных органах до 1712-1715 гг. носили спонтанный характер и далеко не всегда давали необходимый результат. Это объясняется тем, что все  силы и внимание самодержца занимала тяжелейшая война. Так, созданный для  управления «потешными полками» Преображенский приказ лишь постепенно, под влиянием событий, превратился в главный орган политического сыска. Так или иначе, в связи с войной появились Адмиралтейский и Военный приказы. Приказ рудокопных дел. Приказ артиллерии и т.д.

Первой попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена  на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы  и губернаторы. Разумеется, должности  губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках  высшие военные и гражданские  функции, имел помощника (вице-губернатора), обер-ко-менданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так  называемого ландрихтера (ведал  правосудием). Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль» появились «дистрикты», в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов. Заметим, что при проверке итогов первой ревизии военной администрацией появился еще один дистрикт - полковой, где размещался тот или иной полк, на содержание которого шли налоги данного дистрикта.

В провинции основными  административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и  рентмейстер, возглавлявший местное  казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь  отвечали за сбор налогов и выполняли  полицейские функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление городами.

 

 

 

В допетровские времена Московское государство делилось на уезды. Ярославль  тогда был центром Ярославского уезда. В конце XVII – начале XVIII  века старые московские уезды были сгруппированы в провинции, и  Ярославль стал главным городом  Ярославской провинции. С разделением  России в 1708 году на 8 губерний город  был приписан к Ингерманландской губернии, впоследствии переименованной  в Санкт-Петербургскую.

В 1719 году Россия была поделена уже на 11 губерний. Ярославль остался  в составе самой обширной Петербургской  губернии. С 1727 года Ярославская провинция  для удобства в сборе и отсылке  подушных денег была приписана к  Московской губернии. Для управления провинцией в городе была учреждена  Воеводская канцелярия. Губерниями управляли  генерал-губернаторы и губернаторы. Провинциями – обер-коменданты и  коменданты, во всем зависящие от губернаторов. Городские воеводы были подчинены  провинциальным представителям власти. Воеводы управляли одним городом  с его уездом.

Видя недостаток в системе  городских управлений, Петр указом 1699 года повелел внести в них новый  порядок. Посадское население получило право выбирать из своей среды  бурмистров. Они входили в бурмистерские (земские) избы во главе с президентами.

Земские избы ведали все  судные и торговые дела купцов и  посадских людей, собирали пошлину, продавали клейменую (гербовую) бумагу, выдавали проезжие грамоты (паспорта) и так далее.  Бурмистерские  избы подчинялись Ратуше, расположенной  в Москве.

Земские бурмистры избирались городским податным населением на один год и не подлежали ведомству  воеводы. Кроме этих земских бурмистров, избирались из тех же сословий бурмистры  на государеву службу. Это были таможенные, кабацкие, соляные и провиантские бурмистры, которые должны были наблюдать  правильный ход дел этих доходных статей.

Учреждение этих сословных  органов сократило компетенцию  воевод, выведя из нее городское  население как наиболее важный источник дохода, но с введением должности  городских бурмистров расхищение казенных средств не уменьшилось. Историк  С.М. Соловьев приводил отрывок из письма чиновника Курбатова Петру I, в  котором отмечалось, что бурмистрами  в одном Ярославле украдены 40 тыс. рублей.

В период ведения Северной войны и строительства новой  столицы – Санкт-Петербурга особое внимание уделялось сбору налогов. В 1714 году в провинциальных городах  были учреждены должности купеческих фискалов, на которых лежала обязанность  следить и изыскивать средства для  увеличения государственных доходов.

В 1723-1724 гг. году последовало  вторичное преобразование городского управления, когда бурмистерские  избы сменились городовыми магистратами. Теперь должностные лица, избираемые горожанами, назывались бургомистрами, ратманами, сотскими, десятскими и другими. В ведении городового магистраты были суд, подати, городское хозяйство  и полицейская служба.

Кроме магистрата, где сосредоточивалось  управление городом, в Ярославле  находились и учреждения для управлением  провинцией: воеводская канцелярия, комендантское  управление и другие. Во главе этих учреждений стоял губернатор. Но он в Ярославле не жил, так как  город был провинциальным. Главными лицами в Ярославле были воевода  и комендант. Комендант стоял  во главе особой «приказной палаты» и имел под своим начальством двух дьяков и непомерно большое количество «писчиков», которых Петр I остроумно называл «крапивным семенем». Таких «писчиков» или подъячих в Ярославле в Петровские времена насчитывалось свыше 120. Немалую роль в городе играли полицмейстер, фискалы и другие. Местом пребывания ярославских воевод было здание, расположенное на самом мысу стрелки. Позднее на этом месте было построено здание Демидовского юридического лицея.

Этот порядок управления городом продолжался до преобразований Екатерины II, и в 1777 году, с открытием  наместничества, был совершенно изменен.

Cистема управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов  действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сословная политика Петра I.

 

Сословные реформы мы выделяли так как они имели глобальный масштаб. Петр определил статус сословий.

 Дворянство. Между ним  и боярством были трения в  результате которых оба класса  получили и вотчины и поместья.Петр  стремился сделать всех государственными  служащими и для этого изменил  порядок наследования. Он издал  указ о единонаследии, то есть  теперь наследовать землю мог  только один сын (вместе с  тем ограничивалось право продажи  недвижимости и т.п.) и не получившим  наследство ничего не оставалось  кроме как идти на государственную  службу.

 Правда в дальнейшем  от единонаследия отказались  уже в 3-ые годы. В 1722 году  был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы  и вообще фактически иерархию  общества в целом.

 В соответствии с  таблицей прилагаемой к табелю  было 12 рангов:

- от поручика до генерал  фельдмаршала (в армии)

- от коллежского регистратора  до канцлера (на гражданской службе)

- были свои чины и  для придворных.

 Но значимость этого  документа не только в этом, табель позволял людям из низших  сословий выслужить дворянство (например  на военной службе дослужившись  даже до низшего чина офицера  человек автоматически получал  личное дворянство, правда без  земли, а дослужившись до 6 чина  – потомственное, но также  без наделения землей).

 В этот период разница  между дворянством и боярством  исчезает полностью, а в других  сословиях изменения менее значительны.

Информация о работе Сословное, городское и местное управление при Петре I.