Сословно-представительная монархия в России в XVI–XVII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

В России сословно–представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года. Государство решает свои задачи через соответствующие учреждения (административные, военные, судебные и пр.), которые имеют властные полномочия и руководствуются законами, требующими определенного делопроизводства.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные тенденции социально–экономического
и политического развития России в XVI–XVII вв. 4
2. Особенности периода сословно–представительной монархии 11
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

Сословно-представительная монархия в России.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Попытка государственного переворота все же не удалась. Террор привел к тому, что пришлось казнить не только оппозиционных бояр, но также и многих дворян. Опричный террор не смог уничтожить оппозиционность боярской аристократии. Против террора выступило духовенство. Митрополит Филлип в проповеди перед большой массой народа прямо потребовал отмены опричнины. Царь с ним расправился, добившись постановления церковного собора о смертной казни Филлипа. Затем Иван IV заменил этот приговор пожизненным заключением в монастырской тюрьме. Однако царь вынужден был отменить опричнину, так как понял, что может лишиться вообще всякой социальной опоры, ибо недовольны террором были уже все слои господствующего класса – бояре, духовенство, дворяне.

Значение опричнины  нельзя определить однозначно. Проведенные  в начале опричнины земельные  конфискации ослабили боярскую аристократию и укрепили царскую власть. Вместе с тем опричный террор привел к значительным разрушениям производительных сил. Опричнина способствовала политическому возвышению дворян. Однако она не уничтожила значение Боярской Думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати.

Местничество являлось одним из тех институтов феодального  государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого–либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными – княжескими или боярскими – фамилиями, а внутри этих фамилий – взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким–либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

 

2. Особенности периода сословно–представительной монархии

 

Сословно–представительная монархия – важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Социально–экономические и политические процессы в ХVI веке определили изменение и формы правления Русского государства: в середине ХVI века начинает складываться сословно–представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населении. Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, и вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам. Без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление регрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство. Городская знать была заинтересована в этом союзе, так как сильное централизованное государство, власть монарха могли способствовать развитию внутренней и внешней торговли.

Социальное напряжение, порожденное опричным террором, в  сочетании с социальным напряжением, вызванным закрепощением крестьян, породили острейший кризис. Слом механизмов управления государством, война царя со своими поданными в период опричнины вызвали политическую нестабильность. Это состояние Российской государственности получило название Смутного времени (рубеж XVI – XVII вв.).

Новый русский царь Борис  Годунов (1598–1605), избранный на царство Земским собором, не сумел обеспечить стабилизации. В результате страна вступила в период всеобщего междоусобия, политической и социальной розни. В период смуты Россия пережила ожесточенную борьбу за московский престол многочисленных законных и незаконных претендентов (за 15 лет их было больше 10), череду возводимых и свергаемых с престола царей, «самозванство», крестьянско–казацкие выступления, польско–шведскую интервенцию, польскую оккупацию Москвы. Земский собор, собравшийся в начале 1613 г., избрал на царство Михаила Романова (1613–1645), ставшего родоначальником новой династии.

В государстве, обескровленном смутой, царь мог удержать престол, только активно привлекая к управлению Боярскую Думу и Земский собор – сословно–представительный законодательный орган. Однако по мере укрепления царской власти, социальной основой которой все больше становилось дворянство, сословно–представительная монархия эволюционировала к концу XVII в. в абсолютную. Развитие абсолютизма (самодержавия) сопровождалось постепенным снижением роли Боярской Думы, прекращением практики созыва Земских соборов.

Одновременно усиливалось  значение приказной системы. Росло число приказов, упорядочивались их функции. Этот процесс сопровождался формированием громоздкого аппарата управления, ростом бюрократии, превращающейся в особый социальный слой. Весьма заметную роль в аппарате управления начинали играть представители дворянства.

Параллельно с ростом централизации, укреплением российской государственности шел процесс преодоления хозяйственной разрухи и развития экономики. На фоне дальнейшего укрепления феодализма в жизни страны отчетливо просматривались новые явления:

росли товарность сельского хозяйства (главным образом за счет колонизации новых районов, в первую очередь, Сибири);

  • шел процесс превращения ремесла в мелкое товарное производство;
  • появились первые мануфактуры;
  • оформилась производственная специализация районов;
  • начал складываться всероссийский рынок.

Расширение и укрепление феодального землевладения (характерно сближение поместья с вотчиной) сопровождалось усилением эксплуатации крестьян, их дальнейшим закрепощением.

Переход к сословно–представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения. Государственный строй Российского государства может быть охарактеризован следующим образом.

Во главе государства  с 1547 г. стоял царь. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей, так как титул передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания царя на Земском соборе, что способствовало упрочению монаршей власти.

Носителем высшей власти является Царь. Он обладает большими правами в области законодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и Земскими соборами. Боярская дума, слагалась из 4–х думных чинов – бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкое совещание Царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.

Функции государственного управления реализовывались через систему  приказов – административно–судебных учреждений центрального и местного управления в Московском государстве. Становление приказов произошло в конце XV – начале XVI вв. Каждый приказ имел определенные функции, хотя четкого разграничения компетенций между ними не было. Многие приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции.

Возглавляли приказы судьи из числа  бояр, окольничьих, а также дьяков и думных дворян. Приказная система ликвидирована с образованием в первой четверти XVIII века коллегий в связи с проведением петровских «реформ».

Боярская дума формально сохраняла  в то время свое прежнее положение – она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства.

Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется, имея общую тенденцию к снижению, как, например, в годы опричнины. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться и представители верхушки городского населения – торговая знать, гости. Но дума продолжала оставаться, прежде всего, органом родовитой боярской аристократии.

При Боярской думе были созданы  специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков. То есть, при думе создавался некоторый чиновничье–бюрократический аппарат, давший ей возможность более реально решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.

Заседания Боярской думы происходили, как правило, в Грановитой палате Московского Кремля. Дума, состоявшая из ближайших советников и сотрудников царя, стояла во главе древнерусской администрации. В середине XVI в. в думу входили около 24 человек. Боярская дума состояла только из светских лиц; церковные иерархи в неё не входили. Не входили в Думу и члены княжеской семьи (братья, дяди и племянники государя). Думные чины были такие: думные бояре, окольничие (возглавляли приказы, полки), придворные, думные дворяне, думные дьяки. Чины передавались по наследству. Боярство в XVI–XVII вв. было высшим «чином», которым государь жаловал своих ближайших помощников. Несколько десятков знатных княжеских фамилий имели в боярах своих представителей. Вторым чином в Думе были «окольничие» – так же по жалованию царя. Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. были единичные случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя. Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. В Думу входили также несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков (секретарей и докладчиков Думы).

На заседаниях Думы иногда присутствовал и сам Царь (такие  заседания назывались «сиденьем царя с боярами о делах»), а иногда Дума решала дела по указу царя в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось соединенное заседание Думы и «освященного собора», состоявшего из представителей высшего духовенства.

Чтобы сломить сопротивление  боярской аристократии, Иван IV увеличил численность Боярской думы в 3 раза (в 1700 г. в неё входили 94 человека). В XVII в. Боярской думе усилилось представительство дворянства и думных дьяков. Члены думы делились на категории. Бояре – знатнейшие члены Думы. Они занимали высшие военные, административные, дипломатические должности. Бояре внутри Думы были неравны по значению. Волей царя из них выбирался «конюший боярин» первый по старшинству, за ним следовали «ближние», или «комнатные», бояре, входившие в круг основных советников государя.

Все, даже знатнейшие по происхождению феодалы, должны были начинать службу с низших чинов, и  возможность получить со временем боярский чин определялась прежде всего традицией. Боярство так же могло быть наградой за выдающиеся военные заслуги (Волконские) или дипломатические успехи (Ордины–Нащокины), родственникам цариц (Милославские, Лопухины), наконец, просто царским фаворитам (Хитрово).

Думные дворяне – незнатные роды, чей совет был желателен в Думе. Это, например, выдающиеся военные специалисты, генералы, особо отличившиеся приказные деятели. Думные дьяки – люди, постоянно участвовавшие в заседаниях Думы. Окольничие, в отличие от бояр, сидевших в присутствии царя, стояли на заседаниях Думы и получали вторые (после бояр) должности в армии, в приказах и т.д. У них были низкие поместные и денежные оклады. Самый близкий к царю был на должности оружничего.

Появление различных  определений, раскрывающих деятельность бояр («ближний», «комнатный», «путный») показывает, как княжеский совет со временем преобразуется в государственное учреждение с судебно–административными функциями.

Бояре ходили в походы с войском, ездили с посольствами, посылались на службу в разные города. Возглавлял Думу конюший боярин: этот чин существовал с древнейших времен и был наследственный в одной и той же семье. В Москве постоянно жили примерно половина думцев. В походы при Иване IV посылались два–три боярина, которым поручались «полки».

Постепенно Дума становилась  консервативным органом. В начале царствования Петра I количественный состав боярской думы уменьшился, из её ведения были изъяты наиболее важные дела, которые решались новыми сановниками, выдвинутыми Петром I, количество заседаний резко сократилось. С образованием Сената в 1711 дума была ликвидирована.

Особое место в государственном  механизме занимают Земские соборы. Первый Земский собор состоялся  в 1549 г., последний – в 1653 г. Земский собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших ранее в крупных уездных городах. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. С этого события и началась история Земских соборов.

В дальнейшей истории  земских соборов выделяются шесть  периодов: 1549–1584 (времен правления Ивана Грозного), 1584–1610 (период так называемого «междуцарствия»), 1610–1613 (период превращения соборов в важнейшую часть государственно–административной системы, избрание Михаила Романова на царство), 1613–1622 (период становления соборов лишь как совещательных органов). В 1622–1632 соборы не собирались. Период 1632–1653 отмечен редкостью упоминаний о соборах, которые созывались теперь лишь для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики: принятие Соборного Уложения в 1649, воссоединение Украины с Россией 1653 и т.п. Последний период 1653–1684 – период падения значимости созыва земских соборов, усиление черт абсолютизма в системе русского самодержавного управления.

Информация о работе Сословно-представительная монархия в России в XVI–XVII вв.