Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:04, контрольная работа
В России сословно–представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года. Государство решает свои задачи через соответствующие учреждения (административные, военные, судебные и пр.), которые имеют властные полномочия и руководствуются законами, требующими определенного делопроизводства.
Введение 3
1. Основные тенденции социально–экономического
и политического развития России в XVI–XVII вв. 4
2. Особенности периода сословно–представительной монархии 11
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.
Выборы представителей на земские соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые – со своими уездами – составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ.
Земские соборы стали принципиально новым высшим органом государства. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внутренней и внешней политики и т.д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора. Через них царь привлекал к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства – Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).
Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа осаждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет (в первые годы правления Михаила Романова, когда царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей). С 20–х годов XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
Количественный состав земских соборов различался в зависимости от обстоятельств. Наиболее многолюдным (примерно 700 – 800 человек) был земский собор, созванный в 1613 г. после изгнания интервентов. Это был единственный собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков, крестьян черных волостей (всего двое). На этом соборе решался вопрос о выборе царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка феодалов, которая выдвинула 16–летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя–марионетку. Так было положено начало династии Романовых.
Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы:
1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе;
2) созывал царь, но по инициативе сословий;
3) созванные сословиями
или по их инициативе в
4) соборы, избирающие на царство.
Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй группе относится, например, собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, 1611 – 1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей.
В системе органов централизованного управления наибольшее развитие получают приказы. Их число доходило к середине XVI в. до 90 (постоянных – 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления – строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Кроме того, к каждому приказу приписывались определенные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т.е. собирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу вели подьячие.
В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно–административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре–землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества – по родовитости, знатности.
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
Появились в это время
специальные территориальные
В период сословно–представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи), Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.
Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии – могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ.
В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.
В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа.
Во второй половине XVI
в. создается специальное
Характерной особенностью почти каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций (суд, как и раньше не был отделен от администрации). Зачастую на приказы возлагались задачи по управлению отдельными местностями государства. Все это создавало путаницу в вопросах подведомственности и подсудности.
Образование Русского централизованного государства и создание сословно–представительской монархии, ограничение прежних прав княжеско–боярской аристократии и усиление классовых противоречий не могли не вызвать реформы местного управления. Система кормления была заменена органами губного и земского самоуправления, в которых решающую роль играли дворяне и верхи посадского населения. В заключение работы коротко опишу основные характеристики органов местного управления.
Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1–2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Губные избы были созданы прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и административные функции (сбор податей, перепись населения, контроль за кабаками). Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось так же на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.
В начале XVII в. была проведена реорганизация местного самоуправления. Административные, полицейские и военные функции возлагались на назначаемых центральной властью воевод. Им же стали подчиняться земские и губные избы, городовые приказчики. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат – приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики, и др. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1–3 года.
В рассматриваемый период, наряду с вышеуказанными реформами, были существенно реорганизованы вооруженные силы (постоянное стрелецкое войско, организация охраны границ – драгунские полки). Продолжалась в этот период и реформа системы финансов (усиление налогового бремени, создание писцовых книг). Сословно–представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., затем, произошло постепенное становление абсолютной монархии – новой формы правления господствующего класса дворян.
Заключение
Столетие с середины XVI до середины XVII в. знаменуется существенным расширением территории Российского государства, преимущественно на востоке. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к укреплению государства. Данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном устройстве. Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит к все большему укреплению позиции дворянства. Для развития класса эксплуатируемых характерно окончательное закрепощение крестьян, а также все большее сближение статуса крестьян и холопов.
В России сословно–представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года. Государство решает свои задачи через соответствующие учреждения (административные, военные, судебные и пр.), которые имеют властные полномочия и руководствуются законами, требующими определенного делопроизводства. Государственный аппарат, поэтому представляет собой систему тесно связанных друг с другом учреждений, осуществляющих законодательную, распорядительно–исполнительную и судебную деятельность.
Вступлению феодализма в стадию зрелости соответствует и изменение формы государства, которое становится сословно–представительной монархией. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее выражение в новом титуле. Вместе с тем царь все же не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земский собор. Роль Боярской думы постепенно падает. Новой форме государства соответствуют и новые местные органы. На смену системе кормлений приходит система губного и земского самоуправления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку посада.
Информация о работе Сословно-представительная монархия в России в XVI–XVII вв.