Сословно-представительная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 09:23, контрольная работа

Описание работы

Сословно-представительная монархия – это принцип организации представительной власти. В ней действуют закрытые социальные группы – сословия. При данной форме власти депутаты избираются от сословий.
Сословно-представительные монархии в западной Европе появились еще в XII веке и просуществовали вплоть до начала XX века, уступив место национальному представительству.

Содержание работы

Задание 1. …………………………………………………………………….…. 3
Задание 2. Задача……………………………………………………..…….….. 12
Задание 3. Задача. ………………………………………………….…….……. 14
Задание 4. Терминология …………………………………………………..…. 17
Список используемой литературы …………………………………..……….. 22

Файлы: 1 файл

КР ИГПЗС2.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Задание 1. …………………………………………………………………….…. 3

Задание 2. Задача……………………………………………………..…….….. 12

Задание 3. Задача. ………………………………………………….…….……. 14

Задание 4. Терминология …………………………………………………..…. 17

Список используемой литературы …………………………………..……….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Сословно-представительная монархия – это принцип организации представительной власти. В ней действуют закрытые социальные группы – сословия. При данной форме власти депутаты избираются от сословий.

Сословно-представительные монархии в западной Европе появились еще в XII веке и просуществовали вплоть до начала XX века, уступив место национальному представительству.

Предпосылками появления сословно-представительной монархии явились развитие городов, развитием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы из-за усиления феодальной эксплуатации крестьянства.Опорой данной системы государственного управления были низшие и средние слои феодального класса, которые нуждались в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословно-представительную монархию поддерживали горожане, стремящиеся к ликвидации феодальной раздробленности и ратующие за обеспечение безопасности торговых путей. Последнее было необходимо для развития внутреннего рынка. В этот период был прогрессивным процесс государственной централизации, что значительно облегчало экономическое развитие феодального общества. В руках короля концентрировался аппарат судебной и военной власти, что ограничивало политическую самостоятельность крупных феодалов. Развивалось государственное законодательство, налоговая система, рос и осложнялся государственный аппарат. Централизованное государство требовало больших денежных средств, получение которых представлялось в виде государственных налогов. Распространялась денежная форма феодальной ренты. Однако центральная власть не могла без согласия феодалов и государственных советов получить эти средства с основной массы налогоплательщиков, к которым относились крестьяне и горожане. В связи с этим в большинстве стран Европы возникали общегосударственные сословно-представительные собрания, которые завершили процесс формирования сословно-представительной монархии в каждой стране. Таким образом, во Франции появились Генеральные штаты, в Англии – Парламент.

В период становления феодальной собственности государства складываются в виде раннефеодальных монархий. В период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия.

Развитие товарно-денежных отношений и рост городов привели к ликвидации сословий, а также способствовали централизации государства и укреплению и возвышению королевской власти. В то время, как феодализм был в стадии разложения, королевская власть предприняла попытку максимально централизовать и укрепить феодальное государство, которое приняло форму абсолютной монархии. Таким образом, во Франции и Англии возникли централизованные государства.

Разберем общие и особенные черты сословной структуры в Англии и Франции.

В начале XIII века в Англии и в XIV-XV веках во Франции соотношение социальных и политических сил продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации всей власти в руках короля. Борьба феодалов в связи с этим усиливалась.

Развитие товарно-денежных отношений заметно сказалось на положении крестьянства. В обоих государствах основная масса крестьян представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных выплачивать денежную ренту, размеры которой постоянно росли. В Англии и Франции стали хорошей поддержкой королевской власти.

В Англии разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретали рыцарское звание. Тем самым приближаясь к низшим слоям феодалов.

В то же время в Англии крепостное крестьянство – вилланы – в 13 веке оставалось бесправным. Исключение вилланства из всех привилегия «общего права», которое формально гарантировало всем свободу, получило название принципа «исключения вилланства». Собственностью всего имущества виллана признавался его лорд. В то же время, теоретически законодательство признавало за вилланами право на уголовный иск в королевском суде даже против своего господина. Это отражало определенные интересы королевской власти, заинтересованной в общегосударственной выплате вилланами всех поборов местного значения, тальи, налогов с движимого имущества. Но с конца 16 века вилланы постепенно выкупают личную свободу, основной формой феодальной ренты становится денежная.

Во Франции крестьяне переживали подобную ситуацию. На них ложилось бремя уплаты государственных налогов. А вот дворяне в этой стране налогов не платили, в то время, как в Англии феодалы платили налоги на общих с крестьянами и другими сословиями основаниях. Они также были подсудны одним и тем же судам. В то же время политический вес высшего английского дворянства был значительным, оно было непременными участником работы высших совещательных и некоторых других органов при короле. Крупные феодалы постоянно вели между собой и с королем ожесточенную борьбу за землю и источники доходов, за политическое влияние в стране.

Во Франции же, напротив, дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы. Основная масса дворянства вынуждена была довольствоваться скромным положением. Ее благополучие непосредственно было связано с усилением эксплуатации крестьян.

Среди горожан, как и среди других слоев населения в 13-14 веках усиливается социальная дифференциация, которая шла параллельно с консолидацией городского сословия в масштабе обеих стран. Города Англии. Кроме Лондона, были невелики, и поэтому не получили здесь такой самостоятельности, как, например, во Франции, в которой члены этого сословия рассматривалось как «неблагородное», не имели никаких особенных имущественных и личных прав. В то же время они были защищены от произвола со стороны королевской администрации и отдельных феодалов.

Особенностью обоих государств является тот факт, что королевская власть является верховным законом. Разница лишь в том, во Франции это утверждали легисты, а в Англии королевская власть сама не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий.

Переход к сословно-представительной монархии, как мы видим, в обоих государствах было различным. Если в Англии феодалы были негативно настроены по отношению к королевской власти, то французы были более лояльными, искали пути сотрудничества и компромисса, так что данный переход был менее болезненным.

В этих условиях в Англии и Франции зарождаются органы государственного управления – в Англии парламента, во Франции – генеральных штатов.

Во Франции возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства – превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII - XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее – с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2-3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король.прибегалк созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные. штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.

В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались «консилиум», «парламент» или просто «люди трех сословий». К середине XV в. стали употреблять термины «штаты Бургундии», «штаты Дофина» и т.д. Название «провинциальные штаты» закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лан-гедоке), и проводили политику сепаратизма.

Правительство Англии. В Англии более сложным и важным по своим политическим результатам был конфликт в 1258-1267 гг. В 1258 году на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Таким образом, это была новая попытка установления баронской олигархии, которая не удалась в 1215 году. Последовавшие затем в 1259 году Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. В этих условиях часть баронов во главе с Симоном де Монфором, искавшая более прочного союза с рыцарством, откололась от олигархической группы и объединилась с рыцарством и городами в самостоятельный лагерь, выступающий против короля и его сторонников.

Раскол в стане оппозиции дал возможность королю отказаться от соблюдения Оксфордских провизий. В ходе начавшейся в, 1263 году гражданской войны силам де Монфора удалось одержать победу над сторонниками короля. В 1264 году де Монфор стал верховным правителем государства и реализовал требование рыцарства об участии в государственном управлении. Важнейшим итогом гражданской войны был созыв первого в истории Англии сословно-представительного учреждения – парламента (1265 год). В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов.

Информация о работе Сословно-представительная монархия