0,59; в 1952 - 0,94; в 1954 - 1,19.[2]
С 1947 по 1954 г. было проведено
семь снижений розничных цен (первое
– вместе с денежной
реформой). Так, розничные цены
на печеный ржаной хлеб выросли
за 1928-1952 годы почти 19 раз; на
говядину - в 17; на свинину - в
20,5; на сахар - в 15; на
подсолнечное масло в 34; на
яйца - в 19,3; на картофель - в
11 раз[3].
Поэтому ежегодное
снижение цен (на несколько
процентов) на основные продовольственные
товары (да еще с большим пропагандистским
эффектом) осуществить было несложно.
К тому же данное снижение
цен происходило за счет фактического
ограбления колхозников, поскольку,
как указывалось выше, темпы роста
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию были гораздо ниже,
чем рост розничных цен. И,
наконец, большинство сельского
населения почти не ощущало
этого понижения цен, т.к. государственное
снабжение в сельской местности
было очень плохим, в магазины
годами не завозили основные
продукты питания.
Главным долгосрочным
результатом реформы стало то,
что фактически на
15 лет (до конца 50-х
гг.) удалось сохранять товарно-денежную
сбалансированность и в целом
обеспечить стабильность цен.
Денежная реформа опять выступает
как предваряющий этап в проведении
рыночных по своему духу преобразований
в режиме сохранения устойчивого
и высокого экономического роста.
5. Проблемы и трудности
аграрного сектора.
Одной из самых главных
послевоенных задач было решение
продовольственной проблемы и
вывод сельского хозяйства из
глубокого и затяжного кризиса.
Еще более ослабленным из войны
вышло сельское хозяйство страны,
валовая продукция которого в
1945 г. не превышала 60% от довоенного
уровня. Оно не могло в полной мере
обеспечить продуктами питания население
и сырьем для легкой промышленности Страшная
засуха 1946 года поразила
Украину, Молдавию, юг
России. Гибли люди. Основной причиной
высокой смертности являлась
дистрофия. Но трагедия послевоенного
голода, как часто бывало, тщательно
замалчивалась. После тяжелейшей
засухи в последующие два года
был получен высокий урожай
зерновых. Это в какой-то мере
способствовало укреплению в
целом сельскохозяйственного производства
и некоторого его роста.
В сельском хозяйстве
особенно болезненно сказалось
утверждение прежних порядков, нежелание
идти на какие-либо реформы,
которые бы ослабляли жесткий
контроль со стороны государства.
В целом оно держалось не
столько на личной заинтересованности
крестьянина в результатах своего
труда, сколько на внеэкономическом
принуждении. Каждый крестьянин
обязан был выполнить определенный
объем работ в колхозе. За
невыполнение этой нормы грозило
судебное преследование, в результате
которого колхозник мог лишиться
свободы или, как мера наказания,
у него отбирался приусадебный
участок. Надо учесть, что именно
этот участок и был основным
источником существования для
колхозника, с этого участка он
получал продукты питания для
себя и семьи, реализация их
излишков на рынке была единственным
путем получения денежных средств.
Член колхоза не имел права
свободного перемещения по стране,
он не мог покинуть место
проживания без согласия руководителя
колхоза.
Правительственными указами
1946 г. были установлены жесткие
размеры приусадебных участков,
которые несколько расширились
в годы войны за счет освоения
пустующих земель. В первые послевоенные
годы была проведена строгая
кампания по изъятию всех «излишков»
приусадебных участков. Эта мера
сильно ударила по сельским
жителям, резко снижая уровень
их материального благосостояния.
Объявленная борьба
с «нарушениями устава сельскохозяйственной
артели» обернулась в конечном счете
резким сокращением площадей под приусадебными
участками сельских жителей. Был взят
курс на превращение колхозов
(формально — «сельскохозяйственных
кооперативов) в государственные
предприятия. В конце 40-х годов
была развернута кампания по
укрупнению колхозов, что вначале
казалось обоснованной и разумной
мерой, но на деле вылилось
лишь в этап на пути превращения
колхозов в государственные сельскохозяйственные
предприятия.
Безусловно, существовали
и зажиточные колхозы. Но обычно
это было следствием поддержки
вышестоящих органов, для создания
искусственных
«маяков», либо же, в
редких случаях, ими руководили
уникально предприимчивые и отчаянно
смелые люди.
Деревне требовались
значительные капитальные вложения,
но средств для этого государство не
имело. Однако можно было ослабить финансовый
пресс, под бременем которого находилось
как личное, так и общественное хозяйство.
Налог на все, что
содержал колхозник на своем
подворье, был настолько велик,
что держать скот, выращивать
фруктовые деревья оказывалось
попросту невыгодным. Крестьяне
вырубали сады, чтобы избавиться
от бремени налога.
Всему этому имелось
теоретическое обоснование: крестьянин
должен большую часть времени
отдавать общественному производству.
Закупочные же цены на продукцию
колхозов и совхозов были столь
низки, что подчас расплатиться
с колхозниками за труд не
оказывалось возможным.
Сохранялись нормы
довоенного времени, ограничивавшие
свободу передвижения колхозников:
они были фактически лишены
возможности иметь паспорта, на
них не распространялись оплата
по временной нетрудоспособности,
пенсионное обеспечение. Оргнаборы
деревенского населения на стройки
и заводы усиливали отток крестьян
в город.
После страшной засухи 1946
г. следовали неплохие по погодным условиям
1947 и 1948 гг. В руководстве
возникло убеждение, что стоит
провести комплекс работ, которые
бы снизили воздействие природно-климатических
условий на сборы урожаев, и
значительная часть проблем окажется
решенной.
Так в 1948 г. возник
широко разрекламированный «сталинский
план преобразования природы». Предусматривалось
провести лесозащитные мероприятия,
развивать оросительные системы,
строить пруды и водоемы. В
дальнейшем этот план дополнился
решениями правительства о строительстве
крупных каналов. В начале 50-х гг.
выдвигаются грандиозные проекты строительства
гигантских гидроэлектростанций на Волге
и Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и
между Волгой и Доном, план создания лесозащитных
насаждений на многих сотнях тысяч гектаров.
Эти проекты отвлекали огромные ресурсы,
истощая и без того скудную казну государства,
привнося новое напряжение в жизнь общества,
снижая жизненный уровень простых людей.
И в это же время не хватало средств на
минимальные капиталовложения, которых
требовало сельское хозяйство средней
полосы. Российский крестьянин всеми правдами
и неправдами старался покинуть деревню,
устремляясь в города на новостройки.
По-прежнему основное
бремя по формированию средств
для тяжелой промышленности несло сельское
хозяйство, которое вышло из войны крайне
ослабленным. В 1945 году производство сельскохозяйственной
продукции сократилось по сравнению с
1940 годом почти на 50%. Руководство страны
старалось не замечать глубокого кризиса
в аграрном секторе экономики, и даже осторожные
рекомендации по смягчению командного
давления на деревню неизменно отвергались.
Вновь усилился контроль над хозяйствами
со стороны
МТС и их политотделов.
МТС опять получили право распределять
плановые задания между колхозами.
Вышестоящие организации через
систему МТС диктовали хозяйствам
сроки посева, уборки и других
агротехнических работ. А председатели
колхозов, которые нарушали эти
сроки, исходя, например, из погодных
условий, могли получить строгое
наказание. МТС также производили
обязательные заготовки сельскохозяйственной
продукции, взимали с колхозов
натуральную плату за выполнение механизированных
работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов
было проведено укрупнение колхозов под
тем же предлогом усиления процесса механизации
сельскохозяйственного производства.
В действительности, укрупнение колхозов
упрощало государственный контроль за
хозяйствами через МТС. Количество колхозов
в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году
до 93 тыс. в 1953 году.
В области колхозного
права важнейшим послевоенным
актом стало сентябрьское 1946 года
постановление “О мерах по
ликвидации нарушений
Устава сельскохозяйственной
артели в колхозах”, направленное
на закрепление за колхозами
отведенных им земельных массивов
и предотвращение перехода этих
земель в индивидуальное пользование.
Для контроля за выполнением
Устава сельхозартели
при правительстве был создан
Совет по делам колхозов.
В апреле 1948 года принимается
другое постановление правительства
“О мерах по улучшению организации,
повышению производительности и
упорядочению оплаты труда в
колхозах”, упразднившее такую
структурную производственную единицу
колхоза, как звено, и восстановившее
производственную бригаду в качестве
основной формы организации труда
в колхозе.
Сельское хозяйство
развивалось очень медленно. Даже
в относительно благоприятном
1952 году валовой сбор зерна не достиг
уровня 1940 года, а урожайность в 1949-1953 годах
составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2 ц/га).
В 1953 году поголовье крупного рогатого
скота было меньше, чем в
1916 году, а население за
эти годы выросло на 30-40 млн.
человек, т.е. продовольственная
проблема оставалась очень острой. Население
крупных городов снабжалось с перебоями.
7. Недостатки административно-командных
методов управления народным
хозяйством.
Административно-командная
система - это способ организации
экономики и общественной жизни,
характерный для прошедших через
пролетарские революции стран
с запоздалой индустриализацией.
Основные черты: жестко-централизованное
управление на базе государственной
собственности; использование в
управлении не столько экономических,
сколько политических и идеологических
регуляторов.
По мнению многих
экономистов альтернативы АКС
не было в тот исторический
период развития нашей страны.
Дело в том, что, одним из
факторов является преобладающий
тип работника. Сама система
приспосабливается к типу работника,
формирует его, но в то же
время тип работника в значительной
мере определяет характер системы.
Работник при АКС
- это по преимуществу,
работник, для которого характерен
дотоварный индивидуализм. Бывает индивидуализм
буржуазный, мелкобуржуазный, товарный,
когда человек хочет выделиться из коллектива,
чтобы превзойти других в экономическом
отношении. При дотоварном индивидуализме
человек стремится не переработать больше
других. В 30-х г. преобладавшим типом работника
были люди, которые в свое время ушли из
деревни, экономика НЭПа была им не по
душе (разорившиеся крестьяне, крестьяне
- бедняки, безлошадные крестьяне).
АКС как модель хозяйствования
приспосабливала к себе массового
работника, а массовый работник
приспосабливался к ней. И товарный
мелкобуржуазный индивидуализм
был, в конце концов, заменен примитивным
коллективизмом, истоки которого - в распавшемся
общинном сознании.
Периоды развития АКС можно
проследить по данным экономического
развития России. 1861-1913 гг. - темпы прироста
ВНП составили, по мнению американского
ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год.. В переходный
период от рыночной к планово-централизованной
системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. В период
становления основ административно-командной
системы (1928-1940) ВНП возрос до 5,1% в год.
Западная статистика отличается от советской
тем, что ее данные очищены от инфляционных
компонентов. В период расцвета АКС ВНП
составил примерно 5% в год. В период упадка
АКС ВНП - 2% в год. В период ликвидации АКС
ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста были
отрицательными). Эти данные, конечно,
ниже данных советской статистики.
Например, по данным
советской статистики в 1928-55 гг.
ВНП рос на 10,4% в год, а по
западным источникам этот показатель
составил 4,6% в год, хотя это
все равно очень высокий темп
роста ВПН для того времени.
В сталинский период
темпы экономического роста и
по данным западной статистики
оказываются очень высокими. АКС
могла обеспечить темпы прироста
ВНП 6% в год, т.е.
в 1,8 раза выше, чем дореволюционная
рыночная экономика.
Но на основании
этих данных нельзя сказать,
что АКС эффективнее рыночной
системы, т.к. нужно брать темпы
роста ВНП за весь период
существования, а по этим данным
темпы роста АКС оказываются
ниже. Обеспечение темпов роста
ВНП в условиях АКС
было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия
российского крестьянства и др.).
С экономической точки
зрения идеальную модель социализма,
с теми или иными вариациями,
можно свести к следующим положениям:
все права собственности принадлежат
государству. Это - так называемая
"общенародная собственность".
Частная собственность ликвидируется;
хозяйство управляется из единого
Центра, который и решает, Что,
Как и
Для Кого производить;
рыночный механизм как децентрализованная
система связи на основе ценовых
сигналов уничтожается.
Предполагается, что такая
система хозяйственного устройства
способна устранить все дефекты
рынка, связанные с неопределенностью,
неравномерным распределением доходов,
циклическими спадами и вообще
неизбежными отклонениями от
состояния равновесия. Рынок - не
идеальная система, поэтому, полагают
социалисты, необходимо его заменить
научно разработанным, рациональным
планированием.
Административно-командная
система предполагает единый
Центр, который должен сконцентрировать
огромное количество информации,
с тем, чтобы спустить вниз
плановые задания. Однако сама
концентрация информации в едином
плановом органе оказывается
неразрешимой задачей. Действительно,
в условиях ограниченных ресурсов
общества необходимо осуществлять
многочисленные выборы - Что, Как
и Для Кого производить. В рыночной экономике
проблема выбора решается при помощи механизма
цен. Изменение относительных цен и предельных
норм замещения является тем ориентиром,
который подсказывает производителям,
что производить, а потребителям - что
покупать. В условиях административно-командного
управления эти механизм не работает.