Советская власть и церковь в 1920-1940-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Данную проблему рассматривали деятели культуры и науки, писатели, публицисты. Советские и российские историки также изучали проблему взаимоотношений церкви и государства. О причинах и предпосылках негативного отношения большевистской власти к церкви говорится в статье О.Ю. Васильевой «Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах» в журнале «Вопросы истории №8». В книге И. С. Ратьковского и М. В. Ходякова «История Советской России» рассказывается о начале противостояния власти и церкви. А в книге С. Зеньковского «Трагедия русского православия» затронута проблема взаимоотношения между православным населением и православными священниками и советской «верхушкой».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Советская власть и церковь в первой половине 1920-х гг. 5
Глава 2. Советская власть и церковь во второй половине 20-х - начале 30-х гг. 10
Глава 3. Советская власть и церковь во второй половине 1930-х- 1940-е гг. 14
3.1. Отношения между государством и церковью в период до Великой Отечественной Войны 1941-1945-х гг. 14
3.2. Отношения между государством и Церковью в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. 18
3.3. Советская власть и Церковь в послевоенное время 18
Заключение 21
Список литературы и источников 22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 456.88 Кб (Скачать файл)

В 1938 г. советская  власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс  разрушения был доведен до состояния  необратимости. Если уничтоженные или  превращенные в склады храмы можно  было в обозримой перспективе  восстановить или отстроить заново, то расстрелянные более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян  стали невосполнимой утратой  для Церкви. Последствия этих гонений  сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревностных пастырей, множества  подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, из народа была выбрана соль, что привело  его в угрожающее состояние духовного  разложения.9

3.2. Отношения между государством и Церковью в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Власти не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался, и неизвестно, каков был бы его конец, если бы не Великая Отечественная война (1941–1945). Однако ни начало войны, ни поражения первых месяцев, ни оставление обширных территорий врагу нисколько не повлияли на враждебное отношение Советского правительства к РПЦ и не побудили прекратить гонение. Лишь после того, как стало известно, что немцы попустительствуют открытию храмов, и на оккупированных территориях открыто 3732 храма, т.е. больше, чем во всей Советской России, а на территории собственно России, без Украины и Белоруссии, немцы способствовали открытию 1300 храмов, власти пересмотрели свою позицию. 4.09.1943 состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным. Утром следующего дня НКГБ СССР по приказу Сталина выделил в распоряжение митрополита Сергия автомашину с шофером и горючим. Один день потребовался НКГБ для приведения в порядок особняка, отданного Патриархии, и 7 сентября митрополит Сергий со своим небольшим штатом переселился в Чистый переулок.

Уже на 11 часов  следующего дня было назначено открытие Собора епископов и возведение митрополита Сергия в сан Патриарха. Таким образом, Советское правительство демонстрировало миру перемену в своем отношении к РПЦ – лояльность, которая, впрочем, ограничилась несколькими акциями. На территории, захваченной немцами, храмы продолжали открываться и восстанавливаться, но ни Сталин, ни Советское правительство не собирались открывать церкви, предполагая ограничиться выгодами представительной деятельности РПЦ за рубежом.

Во все время  Великой Отечественной войны  не прекращались аресты духовенства. В 1943 г. было арестовано более 1 тыс. православных священников, из них расстреляно 500. В 1944–1946 гг. количество смертных казней ежегодно составляло более 100 чел.

3.3. Советская власть  и Церковь в послевоенное время

В 1946 г. Совет  по делам РПЦ, образованный 8.10.1943 с  целью наблюдения за умонастроениями  в церковной среде и проведения распоряжений правительства, представил в Политбюро отчет о своей  работе и о положении РПЦ и  верующих в Советской России, в  отчете были приведены следующие  цифры:

«По состоянию  на 1 января 1947 г. в СССР функционирует 13 813 православных церквей и молитвенных  домов, что по сравнению с 1916 г. составляет 28% (не считая часовен). Из них: в городах  СССР функционирует 1352 и в рабочих  поселках, селах и деревнях – 12 461 церковь... Открыто немцами на оккупированной территории (главным образом, в УССР и БССР) – 7 тыс.; бывших униатских  приходов, воссоединившихся с православной церковью (западные области УССР),– 1997. Распределение их по республикам  и областям крайне неравномерно. Если на территории УССР функционирует 8815 церквей, то на территории РСФСР только 3082, и  то из них около 1300 церквей открыто  в период оккупации». В отчете говорилось об успехах в снижении религиозности в стране, достигнутых за 29 лет, однако с религией еще далеко не покончено, а «методы грубого администрирования, применявшиеся часто в ряде мест, мало себя оправдали».

С середины 1948 г. давление государства на Церковь  усилилось. 25.08.1948 г. Совет по делам РПЦ вынудил Священный Синод принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах во внебогослужебное время, поездок архиереев по епархиям в период сельских работ, служения молебнов на полях. Несмотря на многочисленные просьбы верующих об открытии храмов, с 1948-го по 1953 г. ни один храм не был открыт.

24.11.1949 Совет по  делам РПЦ представил Сталину  доклад, в котором говорилось  о выполнении (начиная с 1945 г., но особенно в последние два  года) постановления СНК СССР  от 1.12.1944, предписывавшего закрывать  открытые на оккупированной территории  церкви (т. е. еще до окончания  Великой Отечественной войны  советское правительство приняло  решение о закрытии открытых  без его разрешения храмов).

В свою очередь 25.07.1948 г. министр МГБ В. Абакумов подал Сталину обширную докладную записку, в которой говорилось об активизации в последнее время деятельности «церковников и сектантов» «по охвату населения религиозным и враждебным влиянием», особенно через крестные ходы и молебны, якобы срывавшие полевые работы, через нелегальное религиозное обучение детей и молодежи, а также благодаря возвращению из мест заключения ранее репрессированных лиц. Отмечалось, что со стороны представителей местной власти в некоторых случаях имело место оказание помощи в открытии церквей, мечетей и молитвенных домов, говорилось о неэффективной работе Совета по делам РПЦ и советов по делам религиозных культов при облисполкомах по противодействию «церковникам». Органами МГБ с 1.01.1947 по 1.06.1948 по Советскому Союзу «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов», из них православных – 679.

Все послевоенное время шли аресты православных священников. Согласно сводному отчету ГУЛАГа, на 1.10.1949 количество священников по всем лагерям составляло 3523 чел., из них 1876 священников были в Унжлаге, 521 чел.– в Темниковских лагерях (Особый лагерь № 3), 266 чел.– в Интинлаге (Особый лагерь № 1), остальные – в Степлаге (Особый лагерь № 4) и Озерлаге (Особый лагерь № 7). Все эти лагеря принадлежали к категории лагерей каторжного режима.

В октябре 1949 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов стал настоятельно предлагать Патриарху  Алексию I (см. прил. 7) «продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность Церкви храмом и приходом». Неоднократные попытки Первоиерарха встретиться со Сталиным окончились неудачей. Стало запрещаться и то, что Церковь могла совершать в рамках своей богослужебной жизни – крестные ходы, кроме пасхальных, поездки духовенства в населенные пункты для духовного оформления верующих, оформление одним священником нескольких храмов, что при отсутствии священника могло привести к их закрытию.10

 

 

 

Заключение

Положение церкви в современный период остается по-прежнему не совсем благополучным. Не решены многие внутренние проблемы, сохраняется излишняя политизация, крах советского режима не привел автоматически  к установлению подлинно правовых церковно-государственных  взаимоотношений, хотя отношение государства  к церкви и религии изменяется (возвращаются храмы верующим, церковь  получила возможность заниматься благотворительной  деятельностью). Существует проблема реформирования действующего законодательства о культах, необходимо разработать новую модель государственно-церковных отношений. Это невозможно осуществить, не учитывая весь богатый исторический опыт российского  государства в этой области, включая  и советский период.

Последствия гонений и  развала духовности у российского народа, привели к тяжёлым последствиям. Особо явно это можно было увидеть в начале 90-х годов. Люди не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. Достаточно вспомнить коллективные сеансы, которые проводили экстрасенсы, гипнотизеры. Так же появилась масса литературы и телепередач о НЛО и неведомых пришельцах. В это же время повсеместно открылось множество различных «сект», которые увлекли не малое число своих приверженцев в духовные ереси. Всё это духовное безумие произошло вследствие развала духовности и моральных устоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы и источников

1. Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах. Вопросы истории №8. М.: Республика,1993.

2. Далгатов А.Г. Правительственная политика по отношению к этноконфессиональным меньшинствам. СПб.: Нестор, 2002.

3. Зеньковский С. Трагедия русского православия. М.: Родина, 1994.

4. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. Вопросы истории № 10, 2001

5. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. М.: Республика, 1995.

6. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. СПб.: Лань, 2001.

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

 


Святейший Патриарх Тихон

 

Приложение 2

 

 

 

Петроградский процесс 1922 г.

 

Приложение 3

 

 

 

 

Значок «Союза воинствующих безбожников»

 

Приложение 4

 

Митрополит Сергий

 

Приложение 5

 

 

Памятная Записка соловецких узников

 

Приложение 6

 

Итоги переписи населения  СССР 1937 г. 

Приложение 7

 

 

Патриарх Алексий Ι

1 Васильева О. Ю. Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах. Вопросы истории №8 М.: Республика, 1993. С.4-5.

2 Зеньковский С. Трагедия русского православия. М.: Родина, 1994. С.19

3 Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. СПб.: Лань, 2001. С.79-80

4 Васильева О. Ю.//Русская православная церковь и Советская власть в 1917-1927 годах//М.: «Вопросы истории №8»,1993, С.20-23

5 Зеньковский С. Трагедия русского православия. М.: Родина, 1994

6 Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. Вопросы истории № 10, 2001. С.7

7 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. М.: Республика, 1995. С. 81-82.

8 Далгатов А.Г. Правительственная политика по отношению к этноконфессиональным меньшинствам. СПб.: Нестор, 2002. С.29-30.

9 Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е гг. Вопросы истории № 10, 2001. С.48

10 Поспеловский Д.В.//Русская православная церковь в 20 веке.//М.: Республика, 1995. С.31-32, 52-53

 


Информация о работе Советская власть и церковь в 1920-1940-е гг