Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:27, реферат
Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен. Вместе с тем война была одной из трагических страниц в истории нашей страны: гибель людей – ни с чем не сравнимая потеря.
История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития сельского хозяйства, промышленности. Самоотверженный труд советских людей, преданность Родине были продемонстрированы в эти тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Введение………………………………………………………………………………………………...2
I. Начало войны:……………………………………………………...……………………………........3
мобилизация сил;...……………………………..……………………………………………….2
эвакуация опасных районов……………………………………………………………………4
II. Народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны:...…………………………...……...7
перестройка народного хозяйства в первый год войны;...…………………………………...7
советский тыл в 1942 году;...…………………………………………………………………...9
рост военной мощи советского союза;……………………………………………………….10
жизнь СССР в 1944 году;...……………………………………………………………………12
советский тыл на завершающем этапе войны……………………………………………….13
III. Деятельность общественных организаций в условиях войны:..……………………………….15
органы государственной власти;...…………………………………………………………...16
общественные организации…………………………………………………………………...20
IV. Советский народ: поворот в самосознании……………………………………………………...23
V. Партизанское движение……………………………………………………………………………25
VI. Искусство и литература в годы войны…………………………………………………………..27
VII. Развитие советской науки ……………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………………………36
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
§1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Советское государство было призвано мобилизовать все силы народа на разгром врага, подчинить всю свою деятельность достижению победы над гитлеровской Германией. Необходимость напряжения всех материальных и духовных сил народа для достижения победы над врагом потребовала подчинить все функции государства задаче разгрома немецко-фашистских захватчиков.
Первостепенное значение в Советском государстве приобрела функция военной защиты страны. Она стала шире по содержанию и непосредственно выражалась в деятельности государства по организации тыла и ведению военных действий на фронтах. Успешное осуществление этой функции зависело от руководства Коммунистической партии и усилий профсоюзных, кооперативных, комсомольских и других организаций трудящихся города и деревни.
Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-политической жизни, относились:
- создание Государственного
- предоставление военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности;
- отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды;
- ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления;
- нерегулярное проведение сессий местных Советов;
- уменьшение гласности в государственной работе.
Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.
Высшим органом государственной власти в годы войны, как и в мирное время, являлся Верховный Совет СССР, который, осуществляя законодательную деятельность, рассматривал и утверждал на своих сессиях государственный бюджет СССР, вносил важнейшие изменения и дополнения в Конституцию СССР, ратифицировал отдельные международные договоры.
Однако деятельность Верховного Совета как законодательного органа была недостаточно развернутой, ибо условия военного времени и культ личности Сталина ограничивали принцип коллективного руководства государством. За время войны было проведено всего три сессии Верховного Совета: одна — в 1942 г., две другие — в конце войны, в 1944 и 1945 гг. На этих сессиях рассматривались вопросы внешней политики и государственного устройства, военно-хозяйственные планы и государственный бюджет.
Верховный Совет СССР состоял из 1388 депутатов. Союзных и автономных республик насчитывалось около 7 тыс. депутатов. Многие депутаты Верховных Советов занимали руководящие государственные посты, а когда началась война, большинство из них ушли в действующую армию.
В местностях, не
объявленных на военном положении,
особенно на востоке страны, сессии
Верховных Советов республик
и местных Советов созывались
более регулярно, здесь продолжали
функционировать обычные
При этом изменения в государственном аппарате, оформленные и закрепленные законами военного времени, преследовали двоякую цель: во-первых, приспособить органы государства к условиям и задачам войны; во-вторых, укрепить государственный аппарат на основе опыта, приобретенного в ходе войны.
Вследствие создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народа на отпор врагу в самом начале войны был образован Государственный Комитет Обороны. Основанием для этого послужила статья 49 Конституции СССР, предоставляющая Президиуму Верховного Совета право объявлять состояние войны в случае агрессии против СССР или в связи с необходимостью выполнить международные договорные обязательства по взаимной обороне от агрессии. Постановление о создании ГКО было принято 30 июня 1941 г. Президиумом Верховного Совета, Центральным Комитетом партии и правительством СССР. Государственный Комитет Обороны получил всю полноту власти в стране. Он издавал постановления, имевшие силу законов военного времени. Все граждане, все партийные, советские, комсомольские и военные организации были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Он осуществлял общее руководство народным хозяйством в интересах военного производства, руководил строительством Вооруженных Сил и их управлением, принимал меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, создавал в случае необходимости специальные комитеты и управления по делам военно-хозяйственного и оборонного строительства в нашей стране.
Основная задача ГКО — организация победы над врагом — могла быть решена при условии оперативной работы высших и местных органов власти. С этой целью во всех военно-промышленных наркоматах и ведомствах, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках ГКО имел своих уполномоченных. Они принимали необходимые меры для проведения в жизнь решений ГКО, контролировали деятельность местных государственных органов и должностных лиц, руководителей предприятий военной промышленности, военных строек, учреждений транспорта и связи по мобилизации сил и средств на нужды войны.
За годы Великой Отечественной войны ГКО издал до 10 тыс. постановлений и распоряжений по самым различным вопросам хозяйственной жизни, государственного управления и военного строительства. Решения ГКО быстро проводились в жизнь партийными органами, государственным аппаратом и общественными организациями.
В 1941—1942 гг. ГКО создал во многих городах прифронтовой зоны местные комитеты обороны (в Москве, Ленинграде, Туле, Севастополе, Одессе, Сталинграде, Воронеже, Калинине, Ростове-на-Дону и др.). Они состояли из:
- председателя (секретарь обкома или горкома партии)
- заместителя (председатель
- командующего округом (фронтом)
- члена Военного совета округа (фронта);
- представителя НКВД.
Комитеты обороны осуществляли свои функции в тесном контакте с местными Советами и общественными организациями. На граждан и учреждения возлагалась обязанность беспрекословно выполнять решения и распоряжения этих чрезвычайных органов военного времени.
Совет обороны был подотчетен Всероссийскому съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету, он согласовывал свою деятельность с Совнаркомом, который осуществлял над ним общее руководство. ВЦИК и СНК имели право отменять или приостанавливать решения Совета по протесту наркоматов и по своему усмотрению.
Взаимоотношения ГКО с верховным
органом социалистического
Председатель ГКО Сталин единолично санкционировал в 1943—1944 гг. введение чинов и рангов для работников различных ведомств, а также персональных военизированных званий и погон для личного состава железнодорожного транспорта и работников других наркоматов и ведомств.
Эти и подобные им ошибочные решения, свидетельствующие о превышении Сталиным своих полномочий, были впоследствии по инициативе ЦК партии отменены.
Отсутствие четкого
Одновременно с чрезвычайными органами нашего государства в годы войны функционировали и его постоянные конституционные органы — Советы и их исполкомы. Однако практическая работа Советов максимально была подчинена задачам ведения войны.
Совет Народных Комиссаров СССР, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, во время войны объединял и направлял работу наркоматов, ведавших производством невоенной продукции, занимался вопросами гражданского, капитального и жилищного строительства, а также сельского хозяйства. Совнарком обеспечивал общественный порядок и охрану прав граждан в местностях, не объявленных на военном положении, осуществлял общее руководство сношениями с иностранными государствами, руководил внутренней и внешней торговлей. Он ведал организацией социально - культурного строительства, единой системой народнохозяйственного учета, руководил кредитной и денежной системой, координировал деятельность органов государственного управления союзных республик и местных Советов в тыловых районах страны.
В союзных и автономных республиках высшие органы государственной власти и управления строились и функционировали аналогичным образом.
В связи с необходимостью усиленного производства вооружения и создания новой боевой техники перед войной и вначале ее были созданы новые органы по руководству военным хозяйством: наркоматы боеприпасов, вооружения, танковой промышленности, минометного вооружения и их управления на местах.
Во время войны государство увеличило число управлений и комитетов, организация которых вызывалась преимущественно нуждами военной экономики и задачами восстановления пострадавших районов. Так, были образованы главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, Управление по трудоустройству инвалидов войны, главные управления местной противовоздушной обороны и всеобщего обучения населения военному делу. Был создан в центре Совет по эвакуации, а на местах — в прифронтовой полосе — эвакуационные комиссии при исполкомах. Функционировали также Государственный комитет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы.
В результате деятельности всех этих органов, при активном участии трудящихся и их общественных организаций, было налажено материальное снабжение тыла и фронта, обеспечена эвакуация и реэвакуация большого количества населения. Миллионы граждан обучались военному делу, проводилось трудовое и бытовое устройство инвалидов войны, перераспределение десятков миллионов рабочих и служащих по важнейшим отраслям военного хозяйства.
В оккупированных районах Советского Союза гитлеровцы чинили массовые злодеяния и грабежи. В связи с этим действовала созданная в ноябре 1942 г. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, а также ущерба, причиненного ими нашей стране.
В октябре 1944 г. при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам репатриации во главе с уполномоченным Совета Народных Комиссаров СССР. Группы представителей уполномоченного СНК СССР находились во всех европейских странах (за исключением Испании и Португалии), в Египте, Иране и США. Отделы репатриации были учреждены при СНК РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы и при всех действующих фронтах. При областных, уездных и районных исполкомах, территория которых подвергалась вражеской оккупации, были также созданы отделы репатриации и 249 приемно-распределительных пунктов.
Заграничные группы и фронтовые отделы репатриации занимались выявлением, материальным и медико-санитарным обслуживанием, а также перевозкой репатриируемых. В обязанности республиканских отделов репатриации и приемно-распределительных пунктов входило бытовое и трудовое устройство советских граждан, вернувшихся в места своего прежнего жительства.
Для борьбы с беспризорностью и
безнадзорностью детей в
§2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В годы Отечественной войны наряду с социалистическим государством, как главным орудием защиты страны, большую работу вели различные массовые общественные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные союзы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, культурные, спортивные общества и другие.