Советский тыл в годы войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:27, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен. Вместе с тем война была одной из трагических страниц в истории нашей страны: гибель людей – ни с чем не сравнимая потеря.
История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития сельского хозяйства, промышленности. Самоотверженный труд советских людей, преданность Родине были продемонстрированы в эти тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...2
I. Начало войны:……………………………………………………...……………………………........3
мобилизация сил;...……………………………..……………………………………………….2
эвакуация опасных районов……………………………………………………………………4
II. Народное хозяйство в годы Великой Отечественной войны:...…………………………...……...7
перестройка народного хозяйства в первый год войны;...…………………………………...7
советский тыл в 1942 году;...…………………………………………………………………...9
рост военной мощи советского союза;……………………………………………………….10
жизнь СССР в 1944 году;...……………………………………………………………………12
советский тыл на завершающем этапе войны……………………………………………….13
III. Деятельность общественных организаций в условиях войны:..……………………………….15
органы государственной власти;...…………………………………………………………...16
общественные организации…………………………………………………………………...20
IV. Советский народ: поворот в самосознании……………………………………………………...23
V. Партизанское движение……………………………………………………………………………25
VI. Искусство и литература в годы войны…………………………………………………………..27
VII. Развитие советской науки ……………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

nReferat.ru - Sovetskiy Tyl V Gody Vov.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Самоотверженная борьба советских  людей в тылу врага явилась  одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ

 

Плакаты военных лет.

С первых дней войны начинают выходить «Окна ТАСС». 26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа.

Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно  в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысячи экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством.

 

Литература.

В годы войны был смягчен административно – идеологический контроль в области литературы и искусства. Многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Если в этом была нужда, а она возникала постоянно, в армейских газетах поэты писали репортажи, драматурги - международные обзоры, прозаики и критики - стихотворные фельетоны. Никто не мог уклониться от повседневной "черной" газетной работы - не имел права. "Я писал, - вспоминал Твардовский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, за метки - все".  Основные антифашистские произведения: стихи А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггольц и К.М. Симонова, публицистические очерки и статьи И.Г. Эренбурга, А.Н. Толстого и М.А. Шолохова. Эти произведения поднимали моральный дух советских граждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувство национальной гордости и патриотизма, так необходимые в тяжелое для страны время.

 

Кинематограф.

Кинематограф приобрел особую популярность в годы войны. Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы». Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров “Союзкиножурнала”, 65 номеров киножурнала “Новости дня”, более 100 документальных картин.

Художественные фильмы, созданные  в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно  вывезенных в Германию. В фильмах  нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г.), «Радуга» (1944 г.), «Человек № 217» (1945т.), «Два бойца» (1943 г.), «Жди меня» (1943 г.), «Антоша Рыбкин» (1942 г.) и др.

Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная  тема. В годы войны на экраны вышли  художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г.), «Александр Пархоменко» (1942 г.). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941 г.), «Георгий Саакадзе» (1943 г.), «Кутузов» (1944 г.) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

 

Живопись.

Советские художники принимают  самое активное участие в борьбе с врагом. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две Всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

В живописи военных лет были свои этапы. В первую очередь развивается  портрет, воспевающий мужество, нравственную высоту и благородство духа борцов с фашизмом. Художники стремятся запечатлеть обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества. Также развивается бытовой и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной.

Патриотическая песня.

С первого дня Великой Отечественной  войны и до победного салюта песня  всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и  лишения фронтовой жизни, поднимала  боевой дух воинов, сплачивала их, шла  с солдатом в бой, вливала в  него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.

Сначала это были популярные патриотические песни, созданные еще в довоенное время. Но очень скоро начали появляться новые. Одной из самых ранних и самых знаменитых песен Великой Отечественной войны была песня "Священная война" на слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова:

 

Вставай, страна огромная, 
Вставай на смертный бой 
С фашистской силой темною, 
С проклятою ордой… 

Ветераны ансамбля вспоминают, что  во время первого исполнения песни  в зале была абсолютная тишина. Все  встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах солдат видны  были слезы.

 

В 1942 году произошла великая битва  на подступах к Москве, она навсегда вошла в историю как первое крупное поражение гитлеровских войск во Второй мировой войне. Советские  войска остановили под Москвой бешеный  натиск фашистских войск, нанесли врагу  сокрушительный удар. В эти суровые дни родилась "Песня защитников Москвы".

 

Не смять богатырскую силу: 
Могуч наш заслон огневой. 
Мы выроем немцу могилу 
В туманных полях под Москвой…

 

Линия фронта отодвигалась все дальше от Москвы, наши войска шли вперед, и песня шагала с ними в боевом строю.

 

Ночь коротка, спят облака, 
И лежит у меня на ладони 
Незнакомая ваша рука 
После тревог спит городок 
Я услышал мелодию вальса 
И сюда заглянул на часок.

 

Когда пришел конец 1944 года, страна была полностью освобождена от гитлеровских оккупантов. Советские войска воевали за ее пределами. В эти дни на фронте появилась новая песня. Это была песня "Под звездами балканскими":

 

Где вы, где вы, очи карие. 
Где ты, мой родимый край? 
Впереди - страна Болгария, 
Позади - река Дунай.

 

И вот пришел 1945 год, победный год. Именно в это время появлялись песни, которые подводили итог войне. Одной из таких стала песня  Л. Ошанина и А. Новикова:

 

Эх, дороги… 
Пыль да туман, 
Холода, тревоги 
Да степной бурьян…

 

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков говорил: «Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа».

Фронтовые песни вошли в историю, стали музыкальными памятниками  героических военных лет.

 

Театр.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза  работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др.

Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие», «Фронт», «Офицер флота» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ НАУКИ

 

Огромную роль в укреплении оборонной  мощи страны сыграли достижения науки. На основе рекомендаций ученых было значительно увеличено производство на Магнитогорском, Нижнее - Тагильском и других металлургических комбинатах Урала, а также Сибири. Были открыты месторождения марганцевых руд в Казахстане, бокситов — на Южном Урале, меди и вольфрама — в Средней Азии. Это помогло компенсировать потери месторождений в западной части страны и обеспечить бесперебойную работу предприятий черной и цветной металлургии. Обширные изыскательские работы позволили открыть новые залежи нефти в Башкирии и Татарии.

Большое внимание ученые и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, внедрению технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда, сократить брак.

Работы в области аэродинамики помогли значительно повысить скорости самолетов и в то же время увеличить их устойчивость и маневренность. В течение войны были созданы новые скоростные истребители Як-3, Як-9, Ла-5 и Ла-7, штурмовик Ил-10, бомбардировщик Ту-2. Эти самолеты превзошли немецкие «Мессершмиты», «Юнкерсы» и «Хейнкели». В 1942 г. был испытан первый советский реактивный самолет конструкции В.Ф.Болховитинова.

Академик Е.О.Патон разработал и  внедрил новый метод сварки танковых корпусов, позволивший значительно  увеличить прочность танков. Конструкторы-танкостроители обеспечили перевооружение Красной  армии новыми типами боевых машин.

В 1943 г. в войска поступил новый  тяжелый танк ИС, вооруженный 85-миллиметровой  пушкой. В дальнейшем его сменили  ИС-2 и ИС-3, вооруженные 122-миллиметровой  пушкой и считавшиеся самыми мощными  танками второй мировой войны. На смену Т-34 в 1944 г. пришел имевший усиленную броневую защиту Т-34-85, на котором вместо 76-миллиметровой была установлена 85-миллиметровая пушка.

Непрерывно возрастала мощь советских  самоходно-артиллерийских установок. Если в 1943 г. их основным типом была СУ-76 на базе легкого танка Т-70, то в 1944 г. появились СУ-100 на базе Т-34, ИСУ-122 и ИСУ-152 на базе танка ИС-2. (Цифры в названии САУ обозначают калибр орудия, например: ИСУ-122 — истребительная самоходная установка с пушкой калибром 122 мм.)

Работы физиков А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Л.И.Мандельштама и многих других обеспечили создание новых типов радиолокационных приборов, радиопеленгаторов, магнитных  мин, более эффективных зажигательных  смесей.

Огромны заслуги военной медицины. Разработанные А.В.Вишневским методы обезболивания и повязки с мазями широко применялись при лечении ран и ожогов. Благодаря новым методам переливания крови значительно снизилась смертность от потери крови. Неоценимую роль сыграла разработка З.В. Ермольевой препарата на основе пенициллина. По свидетельству очевидцев, «волшебное лекарство на глазах изумленных свидетелей отменяло смертные приговоры, возвращало к жизни безнадежных раненых и больных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победа Советского народа в Великой  Отечественной войне имела всемирно-историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, всех наций и народностей, сплочённых вокруг Коммунистической партии.

Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным образом изменили привычный уклад  жизни населения в тылу. На советскую  землю вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны – материальные лишения, бытовые невзгоды.

Обозначился перелом в сознании людей. Весть о начале наступления  под Сталинградом была встречена  грандиозным ликованием всей страны. Прежние чувства тревоги и  беспокойства сменились уверенностью в конечной победе, хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР и путь к ней казался не близким. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в жизни фронта и тыла.

Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу, дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные войной к сельскому хозяйству.

Советской деревне пришлось решать столь сложные экономические  задачи в исключительно трудных и неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс своим самоотверженным трудом обеспечил действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.

Информация о работе Советский тыл в годы войны