Советское общество в 1965 – 1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:58, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение советского общества 1965 – 1985 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть экономические реформы середины 1960-х годов: цели, сущности, итоги. Причины их незавершенности.
Рассмотреть нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике.
Рассмотреть политическую и духовную жизнь общества: положительные и негативные тенденции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Экономические реформы середины 60-х годов: цели, сущность, итоги. Причины их незавершенности……………………………………………………...4
2 Нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике………………………………………………8
3 Политическая и духовная жизнь общества: положительные и негативные тенденции……………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………….21

Файлы: 1 файл

История - вопросы.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

Необходимо рассмотреть  понятие «механизм торможения» (вошедшее в научный оборот в конце 80-х гг.). В государственно-политической области - это власть, управление партийно-государственной бюрократии; сосредоточение всей полноты власти в руках назначаемого сверху и неподотчетного народу слоя руководителей администраторов.

В экономической  области - это государственная форма собственности, провозглашавшаяся общенародной, но не соединяющаяся с трудящимися как совладельцами и управляющими. Это вело к отсутствию реальной человеческой заинтересованности в ее эффективном использовании и приумножении, отчуждению от непосредственных производителей и т.д.

В социальной сфере - это идея о единстве коренных интересов всех слоев общества, пренебрежение и замалчивание разнообразия интересов различных общественных групп и слоев, утверждение уравнительности на производстве, низкая культура управления [6, c. 218].

В 70-е годы много говорилось о научно-техническом перевооружении экономики СССР, соединении «достижений НТР с преимуществами социализма». Спасительным же выходом стало повышение цен на нефть (в связи с энергетическим кризисом в мире начала 70-х годов). Но колоссальные средства, «нефтедоллары» (176 млрд. долл. получено за экспорт нефти с 1974 по 1984 г.) тратились на закупку импортного оборудования, продовольствия, содержание бюрократического аппарата, замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве.

В 70-е годы возникли и трудности со снабжением населения продуктами питания, в ряде регионов стала вводиться карточная система распределения. Принятая в 1982 г. Продовольственная программа и новые попытки преодолеть нулевую динамику аграрного производства результатов не дали [6, c. 219].

За период 1971 - 1984 гг. количество денег в обращении, по некоторым данным, возросло в 3,1 раза, а производство товаров народного потребления - в 2 раза. Соответственно увеличивался и неудовлетворенный спрос на товары (дефицит). Покупательская способность рубля упала по сравнению с 1961 г. к середине 80-х г. почти на 60%.

В начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире; продолжительность жизни - одна из самых высоких в мире. В начале 80-х гг. СССР занимал уже 35-е место в мире по продолжительности жизни и 50-е - по уровню детской смертности. По уровню потребления на душу населения в середине 80-х годов СССР занимал лишь 77-е место.

В середине 80-х годов страна оказалась на грани серьезного экономического и социального кризиса [6, c. 221].

Вывод. Механизм торможения  - это совокупность застойных явлений во всех сферах жизни нашего  общества:  в  политической,   экономической, социальной, духовной, международной. Механизм   торможения есть следствие,  а точнее проявление противоречий   между производительными силами и производственными отношениями.  В складывании механизма торможения  значительную  роль   играл  субъективный фактор.  В 70-е - начале 80-х годов партийно-государственное руководство оказалось неподготовленным   активно и эффективно  противостоять нараставшим негативным   явлениям во всех областях жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Политическая и духовная жизнь общества: положительные и негативные тенденции

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало и потребность в развитии свободной личности.

Настроения «оттепели» в  среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное  и критическое отношение к  существующему режиму. Власть проявляла  неспособность и нежелание вести  открытый диалог с обществом о  путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа  личности» И.В. Сталина исчезла  из печати. В 1970 г. редакцию «Нового  мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом  грубого нажима на главного редактора  журнала стали ходившие в самиздате  списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После  ухода Твардовского «Новый мир» потерял  репутацию носителя демократических  настроений. «Октябрь» также подвергся  критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых  произведений. Ликвидируя «крайности», власти стремились возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы  имели огромную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей [1, c. 403].

Сфера самиздата продолжала расширяться, для некоторых представителей творческой интеллигенции она стала  единственной возможностью контакта с  читательской аудиторией. Ряд известных  советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены  под нажимом властей уехать за границу. В 1974 г. из СССР был выслан выступавший  с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.

Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная»  сферы культурной жизни стали  заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде четко обозначился водораздел между работавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал новые формы творческого самовыражения. Свобода творчества последними рассматривалась как высшее проявление свободы личности. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство [1, c. 405].

Художественная жизнь 1970-1980-х гг. была, несмотря на жесткие цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживем до понедельника», реж. С.И. Ростоцкий, 1969, «У озера», реж. С.А. Герасимов, «Начало», реж. Г.И. Панфилов, оба 1970).

Неотъемлемой частью культурного  багажа интеллигенции стало так  называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы-притчи А.А. Тарковского («Андрей Рублев», 1966—1971, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979) приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя». Мир новых художественных средств и новых подходов к осмыслению прошлого (а через прошлое - современности) открыли фильмы А.Ю. Германа, К.Г. Муратовой. Некоторые фильмы подолгу не выходили в прокат и тиражировались в очень небольшом количестве копий и с цензурными купюрами, но у них была своя преданная аудитория [4, c. 74].

Настоящий взлет переживало театральное искусство. На сцене  зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт  с аудиторией.

Круг чтения и характер читательских предпочтений - яркая иллюстрация этого феномена. Художественной, учебной и детской литературы катастрофически не хватало. Несмотря на постоянный рост тиражей, рос и спрос на книги, и любое вызывавшее читательский интерес издание превращалось в дефицит. Подавляющее большинство граждан СССР – и взрослых, и детей – пользовались быстро расширяющейся сетью библиотек и читальных залов. Домашние библиотеки были в каждой семье. На дом выписывались по нескольку газет и журналов, оформить подписку на самые популярные издания (журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность» и др., печатавшие произведения современных авторов) было очень трудно, спрос на них многократно превышал предложение. Чтобы утолись читательских голод, в конце 60-х гг. предпринимается грандиозное издательское начинание: в течение 10 лет тиражом 300 тыс. экземпляров издаются 200 томов «Библиотеки всемирное литературы» - лучших произведений мировой классики [1, c. 508].

Ежедневно выходило 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд. в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но очень значительную часть этой продукции составляла общественно-политическая литература - произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Их изучение входило в обязательную программу старших классов школ, вузов и специально организованной системы повышения общественно-политической подготовки, в которую была вовлечена значительная часть взрослого населения. Открыто критиковать партийные установки и саму систему идеологического воспитания мало кто решался, но на протяжении 1970-1980-х гг. наблюдался стойкий рост скептического отношения к этим пропагандистским усилиям власти при внешнем соблюдении «правил игры». Именно в эти годы в среде интеллигенции укореняется «двоемыслие» - состояние внутреннего несогласия с идеологическими установками и с укладом жизни, который они порождали, при внешнем одобрении или примирении с действительностью, когда приходилось говорить одно, думать другое, а делать третье. Для многих уход в частную жизнь (означавший добровольное лишение возможности быстрого продвижения по службе и повышения уровня жизни) стал гражданской позицией [1, c. 510].

Ясность и оптимизм относительно возможностей, которые открываются  перед человеком «нового общества», во второй половине 1970-х гг. постепенно сменились настроениями иной тональности. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем - откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком.

Не случайно любимым жанром советского кинозрителя стала комедия  с социальным подтекстом. Комедия  фиксировала людские недостатки и социальные пороки, но постепенно менялись тональность показа советской  действительности и характер изобразительных средств. Красноречивый пример - эволюция творчества одного из самых известных и любимых кинорежиссеров эпохи, Г.Н. Данелии: от фильма, ставшего символом «оттепели» («Я шагаю по Москве», 1964), и комедии «Не горюй!» (1969), которые отличает мягкая авторская ирония, через усиление элементов социальной сатиры («Афоня», 1975, «Мимино»,1978) до сарказма («Осенний марафон», 1979) и разоблачительного социального пафоса («Кин-дза-дза», 1986) [4, c. 77].

Образ «эпохи развитого социализма»  прочно ассоциируется с творчеством  поэта, артиста театра и кино, автора и исполнителя песен В.С. Высоцкого. Значение наследия поэта выходит  далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в самых  разных слоях, в его героях советское  общество узнавало себя.

Высоцкий работал одновременно в поле подцензурной культуры (он был  артистом Театра на Таганке, снимался в кино и писал тексты песен  для кинофильмов и спектаклей) и культуры неофициальной. В 1970-е гг. эти две сферы все дальше расходятся и в темах, и в формах творческого самовыражения. Особенно ярко такое расхождение проявилось в изобразительном искусстве и в молодежной музыкальной культуре. Массовым увлечением советской молодежи стал рок - самое заметное направление неофициального искусства последних советских десятилетий. В отличие от западного рока, где основную роль играл ритм, в молодой советской рок-культуре большую смысловую нагрузку несли тексты (что соответствовало отечественной культурной традиции). В песнях поднимались философские и социальные проблемы. Попытки власти поставить рок под контроль через систему официально зарегистрированных клубов не увенчались успехом: и музыканты, и зрители не готовы были поступиться обретенной свободой [4, c. 78].

В условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества общественно-политическое звучание приобрели  выступления художников «другого искусства», хотя прямое противостояние официальной  идеологии отнюдь не было целью их деятельности. В сентябре 1974 г. по распоряжению властей при помощи бульдозеров  была разгромлена выставка картин, организованная на московском пустыре. Бурное обсуждение проблем свободы  творчества в СССР, развернутое в  западных средствах массовой информации, поддерживало повышенный интерес к  альтернативной культуре внутри страны, через иностранное радиовещание («радиоголоса») отголоски дискуссии  доходили до советской аудитории  и подпитывали критические настроения. Власти сочли целесообразным разрешить  небольшие экспозиции художников-неформалов (О. Рабин, В. Немухин, Л. и В. Кропивницкие, Л. Мастеркова и др.). Первые такие выставки состоялись спустя несколько недель после разгрома «бульдозерной выставки».

В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма. Работы художников И. Кабакова, Э. Булатова, Д. Пригова, И. Чуйкова стали «визитной карточкой» альтернативного искусства последних советских десятилетий. Московские художники стремились воспроизвести на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Создавая пространство свободы, они широко использовали текст и узнаваемые символы времени (лозунги, портреты вождей, государственную символику), отражавшие пространство «несвободы», за пределы которого стремился вырваться человек [4, c, 81].

По аналогии с западным поп-артом родился соц-арт, интерпретировавший советские символы уже в иронической, гротескной форме (В. Комар, А. Меламид).

Духовный климат конца 1970-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере [4, c. 82].

Вывод. Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены экономические реформы середины 1960-х годов: цели, сущности, итоги. Причины их незавершенности. Экономические реформы середины 1960-х годов были проведены в отраслях промышленности, сельского хозяйства и энергетики.

Причины незавершенности  экономических реформ середины 1960-х  годов: противодействии преобразованиям со стороны консервативно настроенных руководителей; ограниченность замысла самой реформы; стремительное нарастание противоречий интересов различных хозяйственных групп.

  1. Рассмотрено нарастание кризисных явлений и формирование механизма торможения в экономике и социальной политике.

Застойные явления в экономике и социальной жизни,  усилившиеся в 70-х годах,  к середине 80-х годов   подвели страну к предкризисной ситуации. В экономической области это проявлялось в замедлении роста основных показателей развития народного хозяйства; отставании в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран; неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства;        инфляционные процессы,  товарный дефицит,  огромный отложенный спрос.

Информация о работе Советское общество в 1965 – 1985 гг