Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:46, доклад
В 1696 году впервые под Азовом явился русский флот и сразу стал активной боевой силой XVII век памятен в истории флотов кровопролитными войнами и замечательной победою науки над вековыми преданиями, служившими доселе почти единственным законом, как в искусстве кораблестроения, так и мореплавания, а также вступлением России в число мореходных держав. Дух предприимчивости, руководивший всеми народами, побуждал к мореплаванию и обитателей России с ранних лет ее существования. Раздробление Руси на уделы, разъединившее интересы, затем вторжение монголов не только препятствовали государству развивать попытки к мореходству на Балтийском море, но и были причиной почти окончательного их прекращения.
Введение………………………………………………………..3
Первый военный корабль, построенный в России…………..4
Создание регулярного военно-морского флота……………...6
Виды кораблей…………………………………………………9
Развитие русского флота и военно-морского
искусства во второй половине XVIII в. …………………...10
Вывод……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………..
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
на тему: «создание и развитие русского флота в 17 веке»
Выполнила:
Студентка18 группы
Никулина Ирина
Проверил:
Белюков Д.А.
кандидат исторических наук, доцент
Г.Великие Луки,2013
Оглавление
Введение……………………………………………………….
Первый военный корабль, построенный в России…………..4
Создание регулярного военно-
Виды кораблей……………………………………………
Развитие русского флота и военно-морского
искусства во второй половине XVIII в. …………………...10
Вывод……………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1 ……………………………………………………
Приложение 2 …………………………………………………....
Приложение 3 …………………………………………………….
Приложение 4……………………………………………………...
Приложение 5……………………………………………………...
Приложение 6……………………………………………………...
Приложение 7……………………………………………………...
Приложение 8……………………………………………………...
Приложение 9……………………………………………………...
Приложение 10……………………………………………………...
Приложение 11……………………………………………………...
Введение
История российского флота – это история становления и развития российской государственности. Созданный Петром Великим более трехсот лет назад Военно-морской флот стал объектом гордости многих поколений россиян.
В 1696 году впервые под Азовом явился
русский флот и сразу стал активной
боевой силой XVII век памятен в
истории флотов кровопролитными
войнами и замечательной победо
Гений Петра проложил путь к возрождению утраченного и это был первый шаг к громадным усилиям. Ведь в России фактически не было опыта, как в других странах. Она должна была освоить новое дело, требовавшее особого глубокого изучения. Таким образом, стремление страны к морю начало пробуждаться только с созданием военного флота.
В последние годы возрос интерес и устойчивый читательский спрос на литературные издания данной тематики. Но информация по данной теме рассредоточена по довольно широкому кругу источников.
В данном пособии освещены вехи истории создания Азовского петровского флота, дан анализ причин его гибели. Пособие составлено по материалам краеведческого фонда нашей библиотеки и рассчитано на студентов и школьников.
Первый военный корабль, построенный в России
19 июня
1667 г. царем Алексеем
«Великой Государь, Царь и Великий Князь Алексей Mихайлович всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержец, указал для посылки из Астрахани на Хвалынское море делать корабли военные в Коломенском уезде в селе Дединове, и то корабельное дело ведать в приказе Новгородские чети боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину, да думным дьякам: Герасиму Дохтурову, да Лукьяну Голосову, да дьяку Ефиму Юрьеву».
По отзыву современников-иностранцев,
боярин Ордин-Нащокин был «самый
образованный и передовой человек
своего времени» при русском дворе,
показавший себя выдающимся полководцем
и отличным дипломатом. Он заведывал
посольским приказом, ведавшим внешней
политикой Mocковского государства. Все
это говорит о важном значении, которое
придавалось правительством делу военного
кораблестроения.
Нащокин начал с того, что при посредстве проживавшего в Москве «голландского гостя» (так назывались в то время купцы) Фана Сведина выписал из-за границы корабельных мастеров, а также получил оттуда мореходные инструменты и припасы, необходимые для кораблевождения и кораблестроения.
Сам же Фан Сведин был направлен в Антверпен, Амстердам и Лондон с широкими полномочиями и грамотами царя и привез оттуда в Москву 25 корабельных мастеров. Боярину Нащокину пришлось столкнуться с большими трудностями при выполнении порученного ему дела, так как не было ни самых простых приспособлений, необходимых при постройке морских кораблей, ни нужных для этого материалов. Не было даже простых железных гвоздей, а также железа, леса и т. д., не было и плотников «до корабельного дела охочих», а самое главное – очень многие не понимали еще тогда всей важности предпринятого государственного дела.
Первый русский литейный и кузнечный завод Марселиса, которому была поручена отливка медных блоков, отковка гвоздей и заготовка железа, ответил, что сделать все это он не может, так как «прежде таких не делали».
Пушкарский приказ (нечто вроде Главного артиллерийского управления), к которому Нащокин обратился с теми же заказами, сообщил, что необходимых предметов у него нет, «а которые канаты и блоки есть, то те надобны к подъему большого Успенского колокола и с году не будут; а подъемов, нет и послать к корабельному делу нечёво».
Коломенский епископ, в вотчине которого были выбраны необходимые и умелые плотники, а также канатные и бичевные мастера, после неоднократных напоминаний прислал вместо 32 человек только 8 и то из числа тех, кто был похуже, а на новую царскую грамоту, уже после начала работ ответил, что «по христовой евангельской заповеди еже ей-ей вправду, что к государеву корабельному делу охочих плотников вовсе нет». Рязанский и. Муромский архиепископ Илларион, в вотчине которого был найден нужный корабельный лес и которому была послана царская грамота о рубке его, отписал, что «лес-де плох будет, да и рубить его некому».
В довершение всего, назначенные для ведения расчетов два дьяка оказались отъявленными взяточниками, а присланные на их смену два других ограбили царскую казну и сбежали из Дединова.
При таких условиях даже такой человек, как Нащокин, не выдержал и через 2 года, оклеветанный многочисленными завистниками и недоброжелателями, бросил порученное ему корабельное дело и ушел в монастырь, откуда с горечью написал царю письмо, которое начиналось так:
«На Москве, государь, рядят о государственных делах - ей дурно», а заканчивалось так: «А думные дьяки посольского приказа занимаются хитростями и кружечными делами», т. е. мошенничеством и пьянством.
Несмотря, однако, на все препятствия, голландские мастера, начав работы в 1667 г., уже 26 мая 1668 г. спустили на воду один большой корабль, яхту и два шлюпа, а к осени того же года корабль был окончательно отделан и оснащен. Корабль этот получил название «Орел». Это было большое, по тогдашнему времени, двухпалубное судно длиною 25 метров, шириною 6,4 метра и с осадкой 1,5 метра. Корабль имел 3 мачты.
7 мая 1669 г. вся небольшая
эскадра из 4 судов вышла из
Дединова, направляясь в Астрахань.
Один из участников этого
«Когда эскадра шла по реке Волге, то приволжские жители целыми толпами собирались поглядеть на невиданное зрелище и даже губернатор и архиепископ (казанские) приехали на корабль наш и смотрели его с великим удивлением и говорили нам, что они не видали преж сего судна, таким изрядным строением совершенного». В августе эскадра прибыла в Астрахань, где и зазимовала. В 1670 г. Астрахань была взята Степаном Разиным, который сжег корабль «Орел» вместе с другими судами эскадры за то, что экипажи их поддерживали правительственные войска.
Создание регулярного военно-
Вместе с созданием
Боевые корабли отечественной постройки появились в России только во второй половине XVII в. (приложение1,2)В 1668 г. в с. Дединово на р. Ока был построен первый русский военный корабль «Орёл», (приложение 3) имевший на вооружении 22 орудия. Однако военное судостроение в России стало развиваться после того, как Петром I были созданы первые верфи на Переславском озере (1688–1693 гг.). Если маневры 1691 г. были посвящены обеспечению совместных действий пехоты и конницы, то маневры 1692 г. – действиям пехоты на судах. Нехватка судов заставила Петра заняться созданием своего флота в Архангельске. Это было сделано в течение 1693 и 1694 гг. Часть судов была заложена на архангельских верфях, одно судно заказано в Голландии.
Начало создания регулярного
русского ВМФ относится к
Боевое крещение русский ВМФ принял в 1696 г. во втором Азовском походе. В нём участвовали 2 линейных корабля, 23 галеры, 4 брандера и до 1300 стругов. Эта флотилия предназначалась для действий против Азова с моря. После взятия Азова Пётр I на Боярской думе поставил вопрос о строительстве постоянного флота. 20(30) октября 1696 г., заслушав доклад царя, Дума постановила: «Морским судам быть». Этот день принято считать днём рождения русского регулярного ВМФ.
В результате взятия Азова
Россия получила выход к морю.
Однако сам по себе Азов
не мог стать базой для
В целях мобилизации средств было организовано 62 кумпанства. Кроме того, адмиралтейство обеспечивало постройку 26 кораблей, 6 галер (бомбардирское судно) и 60 бригантин. 80 кораблей строились в Воронеже, остальные корабли — в Казани. Весной 1699 г. часть этого флота была готова и переправлена по Дону в Таганрог. Появление русского флота в Азовском море заставило турок ускорить заключение мира с Россией.
Преобразуя армию,
Опыт строительства и боевого
применения Азовского флота
В 1702–1703 гг., овладев шведскими крепостями Нотебург (Шлиссельбург) и Ниеншанц, русские утвердились на р. Нева и вышли к Финскому заливу. На о. Яни-Сари (Заячий) были заложены Петропавловская крепость и Санкт-Петербург – новая столица будущей Российской империи [16(27) мая 1703 г.]. Для защиты города с моря в восточной части Финского залива близ о. Котлин в 1703 г. был построен форт Кроншлот — «Коронный замок» (с 1723 г. Кронштадт), где была установлена 60-орудийная батарея, положивший начало строительству морской крепости.
После утверждения на берегах
Балтики Петр приступил к
Информация о работе Создание и развитие русского флота в 17 веке