Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:46, доклад
В 1696 году впервые под Азовом явился русский флот и сразу стал активной боевой силой XVII век памятен в истории флотов кровопролитными войнами и замечательной победою науки над вековыми преданиями, служившими доселе почти единственным законом, как в искусстве кораблестроения, так и мореплавания, а также вступлением России в число мореходных держав. Дух предприимчивости, руководивший всеми народами, побуждал к мореплаванию и обитателей России с ранних лет ее существования. Раздробление Руси на уделы, разъединившее интересы, затем вторжение монголов не только препятствовали государству развивать попытки к мореходству на Балтийском море, но и были причиной почти окончательного их прекращения.
Введение………………………………………………………..3
Первый военный корабль, построенный в России…………..4
Создание регулярного военно-морского флота……………...6
Виды кораблей…………………………………………………9
Развитие русского флота и военно-морского
искусства во второй половине XVIII в. …………………...10
Вывод……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………..
В течение трех лет было построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 скампавеи (полугалеры), 10 шхун, 44 бригантины и другие суда1. Этот флот в октябре 1704 г. сошел в Неву.
Оборона Санкт-Петербурга с моря и суши в 1705 г., когда шведы попытались захватить и уничтожить его, успешно осуществлена молодым русским ВМФ, тесно взаимодействовавшим с сухопутными войсками и крепостной артиллерией. В 1703–1724 гг. главной базой Балтийского флота являлся Санкт-Петербург, с 1724 г. – Кронштадт. Кроме того, в ходе Северной войны ВМБ русского флота была создана в Выборге, а во время ведения боевых действий в Финляндии – в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або.
К 1710 г. Балтийский флот имел уже 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 шняв, 6 брандеров, 8 галер, 20 бригантин и большое число мелких судов. К 1714 г. во флоте насчитывалось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 5 шняв и 288 галер и скампавей (полугалер), 3 бомбардирских судна и 68 легких парусных судов. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в Прибалтике.
В 1722 г. он уже насчитывал 130 парусных (в т. ч. 32 линейных и 5 бомбардирских кораблей, 16 фрегатов, 3 шнявы и 77 вспомогательных судов) и до 350 гребных (в т. ч. 253 галеры и скампавеи, 143 бригантины) кораблей.
Организационно Балтийский
флот состоял из 1–3 эскадр
непостоянного состава. Каждая
из них делилась на 3 части:
авангард, центр (главные силы) и
арьергард. Во главе эскадры
стоял адмирал, который
В конце Северной войны
стал создаваться также
Командный состав русского
ВМФ комплектовался офицерами
из дворян и частично путём
найма на службу иностранцев.
Матросами флот
Для обучения и воспитания
личного состава флота Петром
I был подготовлен ряд
Останавливаясь на роли флота,
Строительством кораблей, их
вооружением, снаряжением и
Всего при Петре I (до 1725 г.) построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 других парусных и около 440 гребных судов.
В связи с тем, что преемники Петра I не уделяли должного внимания флоту, он с конца 20-х гг. XVIII в. стал приходить в упадок.
2. Виды кораблей
1 Линейный корабль – 3-мачтовый
парусный корабль
Фрегат – 3-мачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек) для действий на морских коммуникациях. (Приложение 5)
Шнява – 2-мачтовое парусное судно водоизмещением до 150 т и вооружением до 14–18 пушек, предназначенное для разведывательной и посыльной служб. (Приложение 6)
Брандер – судно, наполненное горючими или взрывчатыми веществами и предназначенное для сожжения вражеских кораблей. (Приложение 7)
Галера – боевое гребное судно с одним рядом весел; в качестве дополнительного движителя имела паруса. На борт имела до 32 весел, экипаж с воинами до 450 человек. (Приложение 8)
Скампавея (полугалера) – малое галерное судно русского галерного флота. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десанта, разведки и охранения при действиях в шхерах. (Приложение 9)
Шхуна – парусное посыльное судно, вооруженное до 16 пушек. Бригантина – 2-мачтовое парусное судно для разведывательной и посыльной служб, имела 6–8 орудий малого калибра. (Приложение 10)
Шмак – небольшое палубное
парусное судно, применявшееся
в качестве военных
3. Развитие русского флота и военно-морского искусства во второй половине XVIII в.
Восстановление боевой мощи русского ВМФ началось с 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. Во второй половине XVIII в., создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось насущной необходимостью дальнейшего экономического развития Русского государства. Она была успешно решена в период правления Екатерины II в ходе русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. Значительный вклад в их победоносный для России исход внёс ВМФ.
В целях стратегического взаимодействия с русской армией, действовавшей на берегах Днестра, впервые с Балтийского моря на другие ТВД были направлены русские эскадры. В ходе 1-й экспедиции эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромила турецкий флот в Чесменском сражении 1770 г. и завоевала господство в Эгейском море, чем способствовала успеху русских войск на главном ТВД. В 1771 г. после выхода русской армии на р. Дунай и к Азову созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 г. основан первый на Чёрном море русский военный порт – Херсон. В мае 1783 г. русская эскадра (вице-адмирал Ф.А. Клокачёв), состоявшая из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий, вошла в Ахтиарскую бухту, положив начало созданию Черноморского флота. В том же году заложена первая ВМБ русского ВМФ на Чёрном море – Севастополь, а на верфи в Херсоне спущен на воду первый линейный корабль. В 1787 г. Черноморский флот уже насчитывал 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и несколько десятков других кораблей. В 1788 г. основана верфь в Николаеве.
В русско-турецкой войне 1787–
Во второй половине XVIII в.
совершенствуется система
Передовой характер русского
военно-морского искусства
Вместо равномерного
Ушаков также придавал
Русский ВМФ во второй половине XVIII в. по числу боевых кораблей вышел на 3-е место в мире (после Великобритании и Франции). Он состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской военных флотилий. Балтийский флот насчитывал в своём составе 31 линейный корабль, 16 фрегатов и свыше 270 других кораблей (1788 г.); Черноморский флот – 16 линейных кораблей, 18 фрегатов и около 80 других кораблей (1790 г.).
Вывод
Звершая работу необходимо отметить, что мне удалось раскрыть тему, несмотря на трудности в поиске и отборе материала, достичь поставленных задач;
Издавна связан с морским делом русский народ: еще в VIII веке руссы спускались на своих ладьях вниз по Днепру, пересекали Черное море, высаживаясь в Константинополе; бороздили воды Балтики купцы Великого Новгорода; князья Игорь и Святослав в X веке осуществляли походы флотилий в Византийскую империю.
Однако создание регулярного русского флота относится к концу XVII века. В начале своего правления Петр I проявил глубокое понимание государственных задач, стоящих перед Россией, осознал, что держава не сможет обойтись без сильного военно-морского флота. После успешных военных действий русских сил под Азовом Боярская Дума 20 октября 1696 года вынесла решение, которое начинается словами «…Морским судам быть…». Этот день можно считать днем рождения регулярного русского военно-морского флота.
Значимость флота в
Сейчас мы понимаем, как важно,
что наше правительство
Список литературы
Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.
Информация о работе Создание и развитие русского флота в 17 веке