Создание и развитие русского флота в 17 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:46, доклад

Описание работы

В 1696 году впервые под Азовом явился русский флот и сразу стал активной боевой силой XVII век памятен в истории флотов кровопролитными войнами и замечательной победою науки над вековыми преданиями, служившими доселе почти единственным законом, как в искусстве кораблестроения, так и мореплавания, а также вступлением России в число мореходных держав. Дух предприимчивости, руководивший всеми народами, побуждал к мореплаванию и обитателей России с ранних лет ее существования. Раздробление Руси на уделы, разъединившее интересы, затем вторжение монголов не только препятствовали государству развивать попытки к мореходству на Балтийском море, но и были причиной почти окончательного их прекращения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3

Первый военный корабль, построенный в России…………..4

Создание регулярного военно-морского флота……………...6

Виды кораблей…………………………………………………9

Развитие русского флота и военно-морского
искусства во второй половине XVIII в. …………………...10

Вывод……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

«создание и развитие русского флота в 17 веке».doc

— 846.00 Кб (Скачать файл)

 

 В течение трех лет было  построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры, 24 скампавеи (полугалеры), 10 шхун, 44 бригантины  и другие суда1. Этот флот в  октябре 1704 г. сошел в Неву.

 

 Оборона Санкт-Петербурга с  моря и суши в 1705 г., когда шведы попытались захватить и уничтожить его, успешно осуществлена молодым русским ВМФ, тесно взаимодействовавшим с сухопутными войсками и крепостной артиллерией. В 1703–1724 гг. главной базой Балтийского флота являлся Санкт-Петербург, с 1724 г. – Кронштадт. Кроме того, в ходе Северной войны ВМБ русского флота была создана в Выборге, а во время ведения боевых действий в Финляндии – в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Або.

 

 К 1710 г. Балтийский флот  имел уже 12 линейных кораблей, 8 фрегатов, 6 шняв, 6 брандеров, 8 галер, 20 бригантин и большое число мелких судов. К 1714 г. во флоте насчитывалось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 5 шняв и 288 галер и скампавей (полугалер), 3 бомбардирских судна и 68 легких парусных судов. К концу Северной войны русский Балтийский флот был самым сильным в Прибалтике.

 

 В 1722 г. он уже насчитывал 130 парусных (в т. ч. 32 линейных  и 5 бомбардирских кораблей, 16 фрегатов, 3 шнявы и 77 вспомогательных судов)  и до 350 гребных (в т. ч. 253 галеры  и скампавеи, 143 бригантины) кораблей.

 

 Организационно Балтийский  флот состоял из 1–3 эскадр  непостоянного состава. Каждая  из них делилась на 3 части:  авангард, центр (главные силы) и  арьергард. Во главе эскадры  стоял адмирал, который одновременно  возглавлял и центр. Авангардом командовал вице-адмирал, арьергардом – шаутбенахт (контр-адмирал). Гребные корабли объединялись в самостоятельный флот, состоявший из судов различных типов и назначения. Кроме того, в состав флота по мере необходимости входил десантный корпус из нескольких тысяч человек. Еще с 1704 г. Пётр I стал создавать «полки морских солдат», положив, таким образом, начало морской пехоте.

 

 В конце Северной войны  стал создаваться также Каспийский  флот, в составе которого в  1725 г. было: 4 шнявы, 137 мелких парусных судов и 19 гребных судов.

 

 Командный состав русского  ВМФ комплектовался офицерами  из дворян и частично путём  найма на службу иностранцев.  Матросами флот укомплектовывался  из общих и специальных рекрутских  наборов. Младший командный состав  готовили адмиралтейские школы. Командный состав флота и кораблестроители проходили подготовку в Школе математических и навигацких наук (основана в 1701 г. в Москве), адмиралтейских школах Воронежа, Санкт-Петербурга, Ревеля (Таллин) и Кроншлота, а с 1715 г. – в Морской академии и Гардемаринской роте. Практиковалась также посылка дворян на учёбу на иностранные флоты и судоверфи. Рядовой состав обучался непосредственно на кораблях. Штатная численность личного состава ВМФ изменялась почти ежегодно, что обусловливалось его быстрым развитием и количеств, ростом.

 

 Для обучения и воспитания  личного состава флота Петром I был подготовлен ряд инструкций  и уставов. Наиболее значительными  ив них были: «Инструкция и  артикулы военные Российскому  флоту» – 1710 г. и «Морской  устав» – 1720 г.

 

 Останавливаясь на роли флота,  Петр I писал: «Только тот потентат  обе руки имеет, который и  войско сухопутное и флот имеет».

 

 Строительством кораблей, их  вооружением, снаряжением и материальным  обеспечением, а также строительством  портов и верфей ведал сначала Владимирский, а с 1700 г. Адмиралтейский приказ. Комплектование флота личным составом, служба на котором являлась пожизненной, до 1718 г. осуществляла Воинского морского флота канцелярия. В 1718 г. создана Адмиралтейств-коллегия, ставшая высшим органом управления ВМФ.

 

 Всего при Петре I (до 1725 г.) построено 58 линейных кораблей, 30 фрегатов, 119 других парусных и  около 440 гребных судов.

 

 В связи с тем, что преемники  Петра I не уделяли должного  внимания флоту, он с конца  20-х гг. XVIII в. стал приходить в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды кораблей

 

1 Линейный корабль – 3-мачтовый  парусный корабль водоизмещением  до 5 тыс. т с мощным артиллерйским  вооружением (80–130 пушек) для ведения  морского боя в кильватерной  колонне (линии баталии, отсюда и название). (Приложение 4)

 

Фрегат – 3-мачтовый парусный корабль  с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек) для действий на морских  коммуникациях. (Приложение 5)

 

Шнява – 2-мачтовое парусное судно  водоизмещением до 150 т и вооружением до 14–18 пушек, предназначенное для разведывательной и посыльной служб. (Приложение 6)

 

Брандер – судно, наполненное горючими или взрывчатыми веществами и  предназначенное для сожжения вражеских  кораблей. (Приложение 7)

Галера – боевое гребное судно  с одним рядом весел; в качестве дополнительного движителя имела паруса. На борт имела до 32 весел, экипаж с воинами до 450 человек. (Приложение 8)

 

Скампавея (полугалера) – малое  галерное судно русского галерного флота. Предназначалось для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десанта, разведки и охранения при действиях в шхерах. (Приложение 9)

 

Шхуна – парусное посыльное судно, вооруженное до 16 пушек. Бригантина – 2-мачтовое парусное судно для  разведывательной и посыльной служб, имела 6–8 орудий малого калибра. (Приложение 10)

 

 Шмак – небольшое палубное  парусное судно, применявшееся  в качестве военных транспортов.  (Приложение 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие русского флота и военно-морского искусства во второй половине XVIII в.

 

 

 Восстановление боевой мощи русского ВМФ началось с 40-х гг. при императрице Елизавете Петровне. Во второй половине XVIII в., создав сильный ВМФ, Россия развернула борьбу за выход в Чёрное море. Неотложное решение этой важнейшей военно-политической задачи диктовалось насущной необходимостью дальнейшего экономического развития Русского государства. Она была успешно решена в период правления Екатерины II в ходе русско-турецких войн 1768–1774 и 1787–1791 гг. Значительный вклад в их победоносный для России исход внёс ВМФ.

 

 В целях стратегического взаимодействия с русской армией, действовавшей на берегах Днестра, впервые с Балтийского моря на другие ТВД были направлены русские эскадры. В ходе 1-й экспедиции эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромила турецкий флот в Чесменском сражении 1770 г. и завоевала господство в Эгейском море, чем способствовала успеху русских войск на главном ТВД. В 1771 г. после выхода русской армии на р. Дунай и к Азову созданы Дунайская военная флотилия и Азовская военная флотилия. В 1778 г. основан первый на Чёрном море русский военный порт – Херсон. В мае 1783 г. русская эскадра (вице-адмирал Ф.А. Клокачёв), состоявшая из кораблей Азовской и Днепровской военных флотилий, вошла в Ахтиарскую бухту, положив начало созданию Черноморского флота. В том же году заложена первая ВМБ русского ВМФ на Чёрном море – Севастополь, а на верфи в Херсоне спущен на воду первый линейный корабль. В 1787 г. Черноморский флот уже насчитывал 5 линейных кораблей, 19 фрегатов и несколько десятков других кораблей. В 1788 г. основана верфь в Николаеве.

 

 В русско-турецкой войне 1787–1791 гг. Черноморский флот одержал  блестящие победы у Фидониси, в Керченском сражении 1790 г., у  косы Тендpa и мыса Калиакрия.  Особенно отличился в этих  сражениях адмирал Ф.Ф. Ушаков. Немало славных побед русские моряки, возглавляемые адмиралами С.К. Грейгом, В.Я. Чичаговым и другими, одержали во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. и на Балтике (Гогландское сражение 1788 г., Роченсальмское сражение 1789 г., Эландский бой 1789 г., Выборгское сражение 1790 г., Ревельский бой 1790 г., Красногорское сражение 1790 г.).

 

 Во второй половине XVIII в.  совершенствуется система управления  ВМФ. Так, в третьей четверти  ХVIII в. в России имелось уже  несколько адмиралтейств. В Петербурге  — Главное и Новое адмиралтейства, а также имелись адмиралтейства о. Галерный и Гребного порта. Кроме того, два адмиралтейства находились в Кронштадте: доковое и новое. Строительство Черноморского флота потребовало создания органа управления этим флотом. С этой целью было образовано Черноморское адмиралтейское управление, которое подчинялось непосредственно Г.А. Потемкину. В ведении Черноморского адмиралтейства состояли Черноморский флот, Донская и Днепровская флотилии и адмиралтейства – Лазаревское (в Севастополе) и Николаевское.

 

 Передовой характер русского  военно-морского искусства эпохи  парусного флота особенно ярко  проявился в конце XVIII в., когда  русские моряки применили новую,  манёвренную тактику, принципиально  отличавшуюся от принятой в  то время линейной тактики  парусного флота, в основе которой лежало искусное сочетание прицельного артиллерийского огня и манёвра. Основоположником ее по праву считается Ф.Ф. Ушаков, впервые в боевой практике успешно применивший новую тактику во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., а затем в ходе Средиземноморского похода 1798–1800 гг. Её отличием от линейной тактики являлись более высокая активность, решительность и целеустремлённость действий, стремление атаковать противника с ходу, разгромить его и завершить уничтожение неотступным преследованием. Основными ее положениями стали применение единых походно-боевых порядков (в результате эскадра не тратила время на перестроение и могла сразу после обнаружения противника вступать в бой), быстрое сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка.

 

 Вместо равномерного распределения  сил по всей линии баталии  новый способ действий предполагал  не одновременную атаку всей  линии неприятельского флота,  а сосредоточение основных сил  против какой-то его части (в  зависимости от обстановки это могли быть авангард, арьергард или главные силы). На первом этапе боя (сражения) предусматривалось нанесение сильных огневых ударов по флагманским кораблям противника (с целью их повреждения, уничтожения или захвата, а также нарушения управления вражеской эскадрой), применение решительных форм манёвра в виде охвата головы его кильватерной колонны, рассечения её строя, окружения отдельных частей неприятельской эскадры. Важное значение придавалось выделению тактического резерва (эскадры кайзер-флага) для развития успеха на главных направлениях, в состав которого обычно назначались наиболее быстроходные и хорошо вооруженные корабли. Морской бой вёлся, как правило, на коротких дистанциях, что придавало ему более решительный характер. Наиболее эффективным считалось использование корабельной артиллерии с предельно коротких дистанций (не более 0,5 кабельтова1). Корабли, не участвовавшие в атаке противника, должны были сковать его главные силы и не позволить им прийти на помощь той части неприятельского флота, которая подверглась удару. На ход и исход боя (сражения) существенное влияние оказывало правильное использование резерва, который, как правило, вводился в решающий момент. Большой вклад в утверждение и развитие манёвренной тактики парусного флота наряду с Ушаковым внесли также адмиралы Г.А. Спиридов и Д.Н. Сенявин.

 

 Ушаков также придавал большое  значение морской и огневой  выучке личного состава. Он  был сторонником суворовских  принципов воспитания подчинённых,  противником муштры и бессмысленных увлечений парадами, следовал принципу: обучать тому, что нужно на войне. Лучшей школой для моряков считал плавания в условиях, приближенных к боевой действительности. Воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки в бою. Был справедливым, заботливым и требовательным к подчинённым, за что заслужил их любовь и уважение к себе.

 

 Русский ВМФ во второй  половине XVIII в. по числу боевых  кораблей вышел на 3-е место  в мире (после Великобритании  и Франции). Он состоял из Балтийского  и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской военных флотилий. Балтийский флот насчитывал в своём составе 31 линейный корабль, 16 фрегатов и свыше 270 других кораблей (1788 г.); Черноморский флот – 16 линейных кораблей, 18 фрегатов и около 80 других кораблей (1790 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Звершая работу необходимо отметить, что мне удалось раскрыть тему, несмотря на трудности в поиске и  отборе материала, достичь поставленных задач;

 

 Издавна связан с морским  делом русский народ: еще в  VIII веке руссы спускались на своих ладьях вниз по Днепру, пересекали Черное море, высаживаясь в Константинополе; бороздили воды Балтики купцы Великого Новгорода; князья Игорь и Святослав в X веке осуществляли походы флотилий в Византийскую империю.

 

 Однако создание регулярного русского флота относится к концу XVII века. В начале своего правления Петр I проявил глубокое понимание государственных задач, стоящих перед Россией, осознал, что держава не сможет обойтись без сильного военно-морского флота. После успешных военных действий русских сил под Азовом Боярская Дума 20 октября 1696 года вынесла решение, которое начинается словами «…Морским судам быть…». Этот день можно считать днем рождения регулярного русского военно-морского флота.

 

 Значимость флота в государстве  ярко характеризует изречение Петра 1, вошедшее в книгу «Морской устав 1720г. « Всякий…, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.».

 

 Сейчас мы понимаем, как важно,  что наше правительство осуществляет  программу модернизации военных сил страны, проявляет заботу о военнослужащих и их семьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Павлов С.В. История Отечества. М., 2006.

Информация о работе Создание и развитие русского флота в 17 веке