Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, реферат
В Поволжье и Приуралье политика христианизации по отношению к народам региона была провозглашена русскими властями еще до захвата Казанского ханства. Сразу после захвата Казани все находившиеся в городе мечети были снесены. Татарское население могло проживать только за чертой города, в так называемой Татарской слободе. Идеологическое подчинение захваченного края должно было проводиться через русификаторскую политику посредством христианизации. По существу политика христианизации не прекращалась вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Лишь в тяжелые для Российского государства годы она отходила на второй план («смутное время», годы крестьянских восстаний и т.д.).
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке……………………………………………………………….4
Глава II. Политика христианизации в Казанском крае……………………………9
Глава III. Создание епархии…………………………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………….……………14
Список использованной литературы……………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………...
Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке……………………………………………………………….4
Глава II. Политика христианизации в Казанском крае……………………………9
Глава III. Создание епархии…………………………………………………….…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
В Поволжье и Приуралье политика христианизации по отношению к народам региона была провозглашена русскими властями еще до захвата Казанского ханства. Сразу после захвата Казани все находившиеся в городе мечети были снесены. Татарское население могло проживать только за чертой города, в так называемой Татарской слободе. Идеологическое подчинение захваченного края должно было проводиться через русификаторскую политику посредством христианизации. По существу политика христианизации не прекращалась вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Лишь в тяжелые для Российского государства годы она отходила на второй план («смутное время», годы крестьянских восстаний и т.д.).
Уже первые шаги московских властей на завоеванных землях носили ярко выраженный антимусульманский характер. Помимо сноса мечетей, главное внимание обращалось на обращение татарской элиты в православие. Уже 8 января 1553 г. в Москве состоялось крещение бывшего казанского хана Утямыш-Гирея, тогда же о крещении попросил и последний казанский хан Едигер.
Первоначально, в силу периодически вспыхивавших восстаний народов бывшего Казанского ханства русское правительство предписывало воздерживаться от насильственных методов крещения. Крестить полагалось только тех татар, которые сами этого пожелают. Уже к концу XVI в. бразовалась такая прослойка населения как «новокрещены».
Как уже отмечалось, главными объектами христианизаторской политики в Поволжье на первых порах стали представители татарской феодальной верхушки.
Целью работы является рассмотрение политики христианизации в Казанском крае и создание епархии.
Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке
Период XVIII в. ознаменовался
крупными административно-
Территория края в
1708 г. вошла в состав вновь
организованной Казанской
Таким образом, в состав губернии вошли все Среднее Поволжье, Нижнее Поволжье и Приуралье. В 1775 г. Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов: Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаищевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Титюшский, Ядринский. В XVIII веке из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская, Нижегородская, Пензенская, Астраханская губернии.
В 1781 году Казанская
губерния преобразована в
В конце XVIII в. Казанская губерния получила то административное деление и размеры, которые в основном сохранились до 1917 г., причем татарское население искусственно было включено в состав разных губерний. В результате такого искусственного разделения и усиленной колонизации Казанской губернии в конце XVIII в. количество татарского населения составило всего около 40%.
Во главе стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной и военной власти. Губернаторами царь назначил близких ему людей – в Казанскую губернию был назначен Петр Матвеевич Апраксин. Вторыми лицами в управлении губернией были вице-губернаторы – как правило, местные дворяне.
В течение всего периода эволюции Казани, торговля занимала одно из важных мест в развитии экономики государства. По причине прекрасного расположения города, активности в развитии торговли купцов, казанские рынки оказались насыщенными высококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать свои сбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю. Экономическое развитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитием феодального способа производства, который являлся господствующим. Однако со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются первые промышленные предприятия. Среди отраслей промышленности следует выделить кожевенное (предприятия Галанского, Абсалямова, Исхакова, Ибраева, Азимова, Юсупова, Аитова), мыловаренное и свечное (предприятия Хальфиных, Замановых, Гумеровых, Котеловых, Лихачевых и др.), суконное (предприятия Микляева, Дрябловых, Осокиных), медеплавильное (предприятия Иноземцова и Абсалямова), селитренное (предприятия Т. Ледаговского), винокуренное, текстильное производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718 г. Казанское адмиралтейство.
В 1714 г. в Казани была построена суконная мануфактура. Вначале она принадлежала государству, а затем (после 1724 г.) переходила из рук в руки купцов И. Микляева, А. Дряблова и И. Осокина. Работные люди мануфактуры в массе своей состояли из крепостных приписных крестьян Казанской губернии. Около фабрики выросла Суконная слобода, где они и ютились.
Существенную роль
в экономике края играл
Казань относилась к числу гоодов с развитой постоянной торговлей. К концу XVIII в. в городе действовало до 850 лавок. В гостином дворе продавались всевозможные шелковые материи с золотом и серебром, китайские, сибирские и персидские товары, немецкие и российские сукна, тканое золото и серебро, платки, ситцы, ленты и другие товары, доставляемые из Петербурга, Москвы, с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. В 8 торговых рядах всегда можно было купить чай, кофе, разные краски, ладан, бумагу, медную, оловянную и чугунную посуду, листовое железо, выделанные кожи, всевозможные меха, тулупы и «всякий мелочной немецкий и российский товар». На трех площадях города также производилась торговля; на Хлебной каждый день съезжались крестьяне из уездов для продажи хлеба, гороха и всевозможных семян, а на двух других крестьяне продавали всякие съестные припасы, рыбу, мясо, скот, сено, лошадей, повозки и т.п. Из Архангельска и из Малороссии в Казань доставлялись виноградные французские и венгерские вина, французская водка, английское пиво и всякие фрукты; из Астрахани – рыба соленая, икра, хлопчатая бумага и др.
Из Казани, в свою
очередь, вывозились товары в
Петербург, Москву, Архангельск,
Астрахань, Оренбург и на
Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки.
К XVIII в. относится
завязывание постоянных
Общность языка, религии,
традиций и обычаев,
Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным. В Казанской губернии довольно значительное число крестьян были заняты в промыслах по обработке дерева, волокнистого вещества, животных и минеральных продуктов, а также металла. В производстве по обработке дерева получили широкое распространение такие промыслы, как рогожно-кулеткацкий, смолокуренный, изготовление мебели, плетеных сундуков и корзин и др. Но прославил Казанскую губернию экипажный промысел. Он возник здесь еще в середине XVIII в., задолго до начала пароходства на Волге и Каме, Казань уже тогда являлась одной из центральных станций на Сибирском тракте, соединявшем Запад и Восток Российской империи. Отсюда ежегодно по разным причинам сотни и тысячи жителей центральных районов страны отправлялись в Сибирь и на Дальний Восток. Необходимость в прочных экипажах для дальнего пути и вызвала их производство. Со временем кареты, кибитки, тарантасы и другие виды транспорта, изготовленные казанскими мастерами, приобрели широкую популярность в России.
Как и в других районах
страны, в Казанской губернии в
это время наблюдалась
Глава II. Политика христианизации в Казанском крае
Еще до завоевания Казани одной из основных задач походов в Среднее Поволжье провозглашалась беспощадная борьба с «неверными мусульманами». Многие идеологи православной церкви того времени призывали наказать «варваров» и «безбожных изменников», «крестить крепко» население ханства. И этой линии царизм придерживался постоянно. Уже в первые дни после захвата Казани была учинена кровавая расправа над мусульманским населением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению все мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви. Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть. Были крещены и последний казанский хан Ядыгар-Мухаммад (Ядегэр-Мехэммэд), также оказавшийся в русском плену, и малолетний сын царицы Сююмбике — Утямыш-Гирей.
Какие цели преследовала политика
христианизации в крае? Во-первых, царизм
стремился создать
Проведение политики христианизации было поручено Казанской епархии. Этот орган церковного управления был создан в 1555 г. При его учреждении в состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, а затем — и территории бывшего Астраханского ханства. Управлялась епархия архиепископами, в последующем — митрополитами, епископами.
Первым архиепископом
Казанской епархии был Гурий,
который мог властвовать даже
над воеводами. Он и стал одним
из организаторов и руководителей
широко развернутой христианизации
нерусского населения края. Руководством
в его миссионерской
Делать упор на добровольное
обращение иноверцев в