Создание казанской губернии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

В Поволжье и Приуралье политика христианизации по отношению к народам региона была провозглашена русскими властями еще до захвата Казанского ханства. Сразу после захвата Казани все находившиеся в городе мечети были снесены. Татарское население могло проживать только за чертой города, в так называемой Татарской слободе. Идеологическое подчинение захваченного края должно было проводиться через русификаторскую политику посредством христианизации. По существу политика христианизации не прекращалась вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Лишь в тяжелые для Российского государства годы она отходила на второй план («смутное время», годы крестьянских восстаний и т.д.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке……………………………………………………………….4
Глава II. Политика христианизации в Казанском крае……………………………9
Глава III. Создание епархии…………………………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………….……………14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

нац.эк.docx

— 34.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………...…………………………3

Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке……………………………………………………………….4

Глава II. Политика христианизации в Казанском крае……………………………9

Глава III. Создание епархии…………………………………………………….…12

Заключение…………………………………………………………….……………14

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Поволжье и Приуралье политика христианизации по отношению к народам региона была провозглашена русскими властями еще до захвата Казанского ханства. Сразу после захвата Казани все находившиеся в городе мечети были снесены. Татарское население могло проживать только за чертой города, в так называемой Татарской слободе. Идеологическое подчинение захваченного края должно было проводиться через русификаторскую политику посредством христианизации. По существу политика христианизации не прекращалась вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Лишь в тяжелые для Российского государства годы она отходила на второй план («смутное время», годы крестьянских восстаний и т.д.).

Уже первые шаги московских властей на завоеванных землях носили ярко выраженный антимусульманский характер. Помимо сноса мечетей, главное внимание обращалось на обращение татарской элиты в православие. Уже 8 января 1553 г. в Москве состоялось крещение бывшего казанского хана Утямыш-Гирея, тогда же о крещении попросил и последний казанский хан Едигер.

Первоначально, в силу периодически вспыхивавших восстаний народов  бывшего Казанского ханства русское  правительство предписывало воздерживаться от насильственных методов крещения. Крестить полагалось только тех татар, которые сами этого пожелают. Уже  к концу XVI в. бразовалась такая прослойка населения как «новокрещены».

Как уже отмечалось, главными объектами христианизаторской политики в Поволжье на первых порах стали представители татарской феодальной верхушки.

Целью работы является рассмотрение политики христианизации в Казанском  крае и создание епархии.

 

 

 

Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке

 Период XVIII в. ознаменовался крупными административно-территориальными реформами Российской империи, начатыми Петром I., которые непосредственно коснулись и Казанского края. Основу губернии составила территория Казанского царства, которое формально существовало после захвата в 1552 году Казанского ханства, возглавлялось царём Государства Московского на правах личной унии и административно управлялось т. н. приказом Казанского дворца в Москве.

 Территория края в  1708 г. вошла в состав вновь  организованной Казанской губернии, тем самым потеряв последние,  даже номинальные признаки самостоятельности.

Таким образом, в состав губернии вошли все Среднее Поволжье, Нижнее Поволжье и Приуралье. В 1775 г. Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов: Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаищевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Титюшский, Ядринский. В XVIII веке из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская, Нижегородская, Пензенская, Астраханская губернии.

 В 1781 году Казанская  губерния преобразована в наместничество (с 1796 года – вновь губерния)

 В конце XVIII в. Казанская губерния получила то административное деление и размеры, которые в основном сохранились до 1917 г., причем татарское население искусственно было включено в состав разных губерний. В результате такого искусственного разделения и усиленной колонизации Казанской губернии в конце XVIII в. количество татарского населения составило всего около 40%.

 Во главе стояли  губернаторы, наделенные всей  полнотой административной, судебной  и военной власти. Губернаторами  царь назначил близких ему  людей – в Казанскую губернию  был назначен Петр Матвеевич  Апраксин. Вторыми лицами в управлении губернией были вице-губернаторы – как правило, местные дворяне.

В течение всего периода  эволюции Казани, торговля занимала одно из важных мест в развитии экономики  государства. По причине прекрасного  расположения города, активности в  развитии торговли купцов, казанские  рынки оказались насыщенными  высококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать свои сбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю. Экономическое  развитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитием феодального способа производства, который являлся господствующим. Однако со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются первые промышленные предприятия. Среди отраслей промышленности следует выделить кожевенное (предприятия Галанского, Абсалямова, Исхакова, Ибраева, Азимова, Юсупова, Аитова), мыловаренное и свечное (предприятия Хальфиных, Замановых, Гумеровых, Котеловых, Лихачевых и др.), суконное (предприятия Микляева, Дрябловых, Осокиных), медеплавильное (предприятия Иноземцова и Абсалямова), селитренное (предприятия Т. Ледаговского), винокуренное, текстильное производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718 г. Казанское адмиралтейство.

В 1714 г. в Казани была построена  суконная мануфактура. Вначале она  принадлежала государству, а затем (после 1724 г.) переходила из рук в  руки купцов И. Микляева, А. Дряблова и И. Осокина. Работные люди мануфактуры в массе своей состояли из крепостных приписных крестьян Казанской губернии. Около фабрики выросла Суконная слобода, где они и ютились.

 Существенную роль  в экономике края играл гужевой  транспорт. Казань стояла на  перекрестке сухопутных путей.  Через город проходила дорога, соединявшая Москву, а с 1703 г.  и Петербург, с Уралом и Сибирью  (Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень).

Казань относилась к числу  гоодов с развитой постоянной торговлей. К концу XVIII в. в городе действовало до 850 лавок. В гостином дворе продавались всевозможные шелковые материи с золотом и серебром, китайские, сибирские и персидские товары, немецкие и российские сукна, тканое золото и серебро, платки, ситцы, ленты и другие товары, доставляемые из Петербурга, Москвы, с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. В 8 торговых рядах всегда можно было купить чай, кофе, разные краски, ладан, бумагу, медную, оловянную и чугунную посуду, листовое железо, выделанные кожи, всевозможные меха, тулупы и «всякий мелочной немецкий и российский товар». На трех площадях города также производилась торговля; на Хлебной каждый день съезжались крестьяне из уездов для продажи хлеба, гороха и всевозможных семян, а на двух других крестьяне продавали всякие съестные припасы, рыбу, мясо, скот, сено, лошадей, повозки и т.п. Из Архангельска и из Малороссии в Казань доставлялись виноградные французские и венгерские вина, французская водка, английское пиво и всякие фрукты; из Астрахани – рыба соленая, икра, хлопчатая бумага и др.

 Из Казани, в свою  очередь, вывозились товары в  Петербург, Москву, Архангельск,  Астрахань, Оренбург и на Ирбитскую ярмарку. Это были воск, сало, мед, пух, щетина, кожа, медь, мыло, хлеб, пшено, повозки, холст, обувь, сукна и др. Казань, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи.

 Татарские купцы вывозили  различные товары в Нижний  Новгород, Троицк, в уральские города  на ярмарки. 

 К XVIII в. относится  завязывание постоянных экономических  связей с Китаем, основная меновая  торговля с которым осуществлялась  на Кяхтинской ярмарке. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли) сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские компании действовали до 1800 г.

 Общность языка, религии,  традиций и обычаев, многовековые  культурные, политические и экономические  связи поволжских татар с мусульманскими  народами Востока способствовали  росту авторитета России в  этом регионе и укреплению  позиций торгового капитала татарских  купцов на рынках Среднего  Востока. Являясь посредниками  и одновременно активными участниками  российско-восточной торговли, татарские  купцы расширяли сферу внешнеэкономических  интересов России на Востоке,  способствовали распространению  отечественных товаров в сопредельных  странах. 

 Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным. В Казанской губернии довольно значительное число крестьян были заняты в промыслах по обработке дерева, волокнистого вещества, животных и минеральных продуктов, а также металла. В производстве по обработке дерева получили широкое распространение такие промыслы, как рогожно-кулеткацкий, смолокуренный, изготовление мебели, плетеных сундуков и корзин и др. Но прославил Казанскую губернию экипажный промысел. Он возник здесь еще в середине XVIII в., задолго до начала пароходства на Волге и Каме, Казань уже тогда являлась одной из центральных станций на Сибирском тракте, соединявшем Запад и Восток Российской империи. Отсюда ежегодно по разным причинам сотни и тысячи жителей центральных районов страны отправлялись в Сибирь и на Дальний Восток. Необходимость в прочных экипажах для дальнего пути и вызвала их производство. Со временем кареты, кибитки, тарантасы и другие виды транспорта, изготовленные казанскими мастерами, приобрели широкую популярность в России.

Как и в других районах  страны, в Казанской губернии в  это время наблюдалась специализация  крестьянских промыслов в определенных селах и деревнях. Рыбная Слобода  Лаишевского уезда была знаменита своими изумительными кружевами (промысел возник еще в конце XVI в.), а также ювелирными изделиями из серебра. Крестьяне татарских сел Ядыгер и Шемордан Мамадышского уезда издавна славились как замечательные мастера по обработке кожи и меха и выработке всевозможных изделий из них. Из с. Кукмор того же уезда русские и татарские предприниматели поставляли на базары и ярмарки крупные партии валяной обуви (валенки). Широкое распространение в Казанской губернии получил промысел по изготовлению кожаной обуви, главным образом ичигов из цветного сафьяна. Этот промысел возник еще в Волжской Булгарии и успешно развивался среди татар в последующее время. Татарские ичижники, разработав собственные приемы и рисунки, стали делать эту обувь лучше среднеазиатских мастеров и успешно конкурировали с ними на восточном рынке. Кроме того, ичиги имели немалый спрос как декоративная обувь и среди русского общества, а как оригинальные вещи шли даже в страны Западной Европы. Центр промысла находился в Казани, с широким охватом татарских и русских близлежащих и отдаленных деревень.

 

 

 

Глава II. Политика христианизации в Казанском крае

Еще до завоевания Казани одной  из основных задач походов в Среднее  Поволжье провозглашалась беспощадная  борьба с «неверными мусульманами». Многие идеологи православной церкви того времени призывали наказать «варваров» и «безбожных изменников», «крестить крепко» население  ханства. И этой линии царизм придерживался  постоянно. Уже в первые дни после захвата Казани была учинена кровавая расправа над мусульманским населением Казани, по приказу Ивана Грозного подверглись разрушению все мечети в городе. Сразу же стали закладываться первые церкви. Многие пленные казанцы были поставлены перед издевательским выбором: креститься или умереть. Были крещены и последний казанский хан Ядыгар-Мухаммад (Ядегэр-Мехэммэд), также оказавшийся в русском плену, и малолетний сын царицы Сююмбике — Утямыш-Гирей.

Какие цели преследовала политика христианизации в крае? Во-первых, царизм стремился создать дополнительные возможности для удержания в  покорности населения бывшего Казанского ханства. Во-вторых, православная церковь, которая рассматривала мусульманскую  религию как одного из своих злейших  врагов, пыталась тем самым одержать над ней победу. Повсеместное крещение «отступников христовой веры» означало бы подтверждение истинности православия  История Татарстана.

Проведение политики христианизации было поручено Казанской епархии. Этот орган церковного управления был создан в 1555 г. При его учреждении в состав Казанской епархии вошли Казанское и Свияжское воеводства, а затем — и территории бывшего Астраханского ханства. Управлялась епархия архиепископами, в последующем — митрополитами, епископами.

Первым архиепископом  Казанской епархии был Гурий, который мог властвовать даже над воеводами. Он и стал одним  из организаторов и руководителей  широко развернутой христианизации нерусского населения края. Руководством в его миссионерской деятельности служила «Наказная память» Ивана  Грозного. Это была первая в российской истории инструкция по обращению в православие нерусских народов. Судя по ее содержанию, она отдавала предпочтение мерам ненасильственного крещения, ориентировала на использование миссионерами, служителями церкви льгот и привилегий для перешедших в православие.

Делать упор на добровольное обращение иноверцев в православие  Ивана Грозного вынуждала не только неспокойная обстановка в крае (напомним, что в это время шла «Казанская война»). Царь принимал во внимание и  внешнеполитические обстоятельства. Он не желал в случае жестокого обращения  с мусульманами портить отношений  с соседними мусульманскими странами — Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 гг. Иван Грозный даже отправил специальные посольства в Турцию с заверениями о том, что он очень уважительно относится к исламу и никогда не притеснял своих мусульманских подданных.

Информация о работе Создание казанской губернии