Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:04, реферат
В Поволжье и Приуралье политика христианизации по отношению к народам региона была провозглашена русскими властями еще до захвата Казанского ханства. Сразу после захвата Казани все находившиеся в городе мечети были снесены. Татарское население могло проживать только за чертой города, в так называемой Татарской слободе. Идеологическое подчинение захваченного края должно было проводиться через русификаторскую политику посредством христианизации. По существу политика христианизации не прекращалась вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Лишь в тяжелые для Российского государства годы она отходила на второй план («смутное время», годы крестьянских восстаний и т.д.).
Введение…………………………………………………...…………………………3
Глава I. Создание казанской губернии. Экономическое развитие казанской губернии в XVIII веке……………………………………………………………….4
Глава II. Политика христианизации в Казанском крае……………………………9
Глава III. Создание епархии…………………………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………….……………14
Список использованной литературы……………………………………………...15
Но верховная власть России до этого времени не сталкивалась с проблемой массового крещения мусульманского населения. Ислам же в Среднем Поволжье имел давнюю традицию и глубокие корни, и его приверженцы в большинстве своем креститься не желали. Вот почему успехи политики христианизации во второй половине XVI в. были очень скромными.
К тому же, «борьба за веру», провозглашенная перед походом на Казань, на деле часто подменялась борьбой за землю, за богатство. Активным участником этой борьбы была православная церковь. В таких условиях она больше занималась земельными приобретениями, чем обращением в православие нерусского населения края.
Вместе с тем в разных районах Казанского края, судя по источникам того времени, появились так называемые «новокрещены». Большинство перешедших в православие прельстилось полагавшимися за это земельными пожалованиями, определенными льготами. Льготы были более привлекательны и ощутимы для представителей феодальной верхушки, и они крестились быстрее. Такие лица сразу же приравнивались в правах к русскому служилому сословию. А утратив прежнюю веру, многие из них утратили и свой язык, русифицировались, вливались в состав русского дворянства.
В начале 90-х гг. руководители церкви забили тревогу. В 1593 г. казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору Иоанновичу подробный отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селениях с некрещеными и очень легко отходят от христианства, не соблюдают христианских обрядов. В Татарской слободе Казани вновь начали строить мечети взамен разрушенных. В ответ последовал очень жесткий указ царя. Он повелел принять самые решительные меры для проведения христианизации: расселить новокрещен и некрещеных, жестоко наказывать за отход от христианства, заковывать в цепи, бить и заключать в тюрьмы, немедленно разрушить построенные мечети. Новокрещеные помещики должны были обращать в христианство служащих у них иноверцев, «а которые татаровя, и чуваша, и черемиса не крестятся, и они б их поотпускали или распродали». Отныне русские не имели права «жити и служити добровольно и в деньгах» у иноверцев, вступать с ними в брак.
Но этот грозный указ царя Федора тем не менее остался лишь на бумаге. Конец XVI — начало XVII вв. оказались для России настолько бурными, что ни средств, ни времени на выполнение строгих предписаний просто не хватило. Борьба за трон, восстание И.И. Болотникова, появление самозванцев, польско-шведская интервенция — все это отвлекло внимание центральной российской власти. Снова вернуться к христианизации нерусского населения Среднего Поволжья она смогла по-настоящему только в середине XVII столетия.
Глава III. Создание епархии
Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года, через три года после покорения Казанского ханства. Первым правящим архиереем стал игумен тверского Селижарова монастыря Гурий, отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом.
Важнейшими событиями в жизни Казанской епархии были обретение в 1579 году иконы Казанской Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Гермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери.
В течение 1741 года миссионеры сумели крестить по всей губернии 9159 человек, татар и башкир было среди них всего 143 (см. А. Чулошников). Так или иначе, миссионерство в Казанском крае имело в последующее время довольно вялый характер, а деятельность Казанской Духовной Академии сводилась в основном к глубокому изучению лингвистических и культурологических аспектов бытия народов Востока.
В начале XIX века было открыто
Казанское отделение
Согласно данным, которые приводит профессор Н. П. Загоскин, в конце XIX века в Казани «числятся 4 собора, 28 приходских церквей, 2 церкви, приписанные к монастырям, 3 церкви военные и 22 домовые церкви, всего 59 православных церквей» и 7 монастырей в черте города, из которых к настоящему моменту 4 переданы епархии, Фёдоровский полностью уничтожен в XX веке (на его месте НКЦ Казань); Спасо-Преображенский монастырь (сохранился братский корпус, ограда XIX века, цоколь Преображенского собора) и Воскресенский (также именовался Новый Иерусалим, сохранился храм XVIII века) не действуют.
11 июня 1993 года из состава
Казанской епархии была
6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии с включением их и Казанской епархии в состав новообразованной Татарстанской митрополии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана.
Заключение
Основная причина сохранения большинством мусульман региона традиционной религиозной идентичности состояла в том, что для него исламские ценности оказались непреходящими, в силу чего христианизаторская политика Российского государства порождала стойкое сопротивление. К тому же, привилегии, которые полагались крещеным, вызывали у мусульман не только отрицательные эмоции, но, по существу, сформировали негативное отношение к крещеным соплеменникам как к людям, не только изменившим вере, а ущербным, имеющим незаслуженные преимущества.
Мало результативными во многих случаях оказывались усилия по приобщению крестившихся к догматам православной веры. Позднее идеолог просвещенного миссионерства среди татар-мусульман Н.И. Ильминский отметит, что «большинство татар упорно остается в мусульманских заблуждениях; малая часть приняла св. крещение, но и та или бессознательно и равнодушно хранит церковную обрядность, не проникая в смысл и существо христианской веры, или даже в слепой заботливости о своем спасении тайно и явно отпадает от истины ко лжи».
Таким образом, к началу 60-х гг. XVIII в. процесс массовой христианизации иноверцев Казанского края объективно подошел к своему завершению. Об этом свидетельствовали нисходящая динамика темпов и численности обращенных в православие и решение о закрытии Новокрещенской конторы. Однако сам процесс христианизации продолжался, освободившись от наиболее одиозных проявлений и приняв новые формы.
Для самих мусульманских народов, прежде всего татар, христианизация обернулась социокультурным расколом, последствия который заметны и в наше время.
Список использованной литературы
1. Ф.А.Рашитов «История татарского народа». Саратов, 2011
2. К.Р.Синицына «История Татарстана и татарского народа», Казань, Магариф, 2010
3. З.З.Мифтахов «Курс лекций по истории татарского народа». Казань, 2009
4. Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» Учебник для вузов. – М.: КНОРУС, 2009. – 350 с