Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 19:45, контрольная работа
Классические народы много сделали для образования и воспитания человечества. В Греции были созданы две типичные формы государства с характерными укладами жизни и идеалами воспитания: одно с населением дорийского племени – Спарта, другое – ионийского – Афины. По выражению поэта Э. Роста на «два перстня» Греции, «один – железный и простой другой – бесценный, золотой».
Среди племен арийского происхождения доряне были известны как воинственное племя. Они избрали места для поселений, сообразуясь со своей суровой, воинственной природой – сначала гористую область Дорину, а потом – полуостров Пелопоннес. Доряне, занявшие крайнюю юго-восточную часть Пелопоннеса – Лаконию, образовали Спарту с суровым военным общественным устройством.
Введение.
1. Плутарх о спартанцах.
2. Цель и характер спартанского воспитания.
3. Содержание воспитания в Спарте.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание:
Введение.
1. Плутарх о спартанцах.
2. Цель
и характер спартанского
3. Содержание воспитания в Спарте.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Классические народы много сделали для образования и воспитания человечества. В Греции были созданы две типичные формы государства с характерными укладами жизни и идеалами воспитания: одно с населением дорийского племени – Спарта, другое – ионийского – Афины. По выражению поэта Э. Роста на «два перстня» Греции, «один – железный и простой другой – бесценный, золотой».
Среди племен арийского происхождения доряне были известны как воинственное племя. Они избрали места для поселений, сообразуясь со своей суровой, воинственной природой – сначала гористую область Дорину, а потом – полуостров Пелопоннес. Доряне, занявшие крайнюю юго-восточную часть Пелопоннеса – Лаконию, образовали Спарту с суровым военным общественным устройством.
1. Плутарх о спартанцах.
Плутарх (ок. 45 – ок. 127 н.э.) – греческий писатель эпохи, когда Греция в течении более чем двух столетий утратила свою самостоятельность и была римской провинцией.
Он много путешествовал,
посетил Рим и Александрию, занимался
преподавательской и
Но для Плутарха главным было не восстановление подлинных исторических событий, а использование фактов из жизни выдающихся людей, в качестве иллюстрации к тем нравственным идеям и правилам, которыми, по его мнению, следует руководствоваться в жизни или которых следует избегать.1
Плутарха принято упрекать в некритическом отношении к используемым источникам, но надо учитывать, что главным для него было не само историческое событие, а след, оставленный им в истории.
В биографии легендарного
спартанского законодателя Ликурга
Плутарх нарисовал яркую
Плутарх анализирует быт спартанцев, систему их воспитания, верований, а так же делает определенный сравнительный акцент на уклад жизни других греков
Так как эпоху Плутарха от эпохи Ликурга отделяли 500 лет, это описание не может быть точным, в деталях, но общий дух воспитания того времени оно, вероятно, передает.
Нужно учитывать, что характеристика
спартанского воспитания окрашена политическими
воззрениями самого автора, жившего
в римской провинции и
Наиболее полное описание системы государственного воспитания в Спарте можно наитии не только в жизнеописании Ликурга у Плутарха, а также у Ксенофонта в его «Лакедемонском государстве». Отдельные, иногда важные, замечания рассеяны у Платона («Законы» и др.), Павсания («Описание Эллады») и др. Эта система стала в последнее время предметом особенного внимания ряда исследователей.
Образ спартанцев в европейской культуре создавался, по большей части, Плутархом, который писал афористичным, живым запоминающимся языком. Кроме знаменитых "Жизнеописаний" ("Ликург", "Агесилай" и т.д.), до нашего времени дошло ещё одно произведение Плутарха о спартанцах – "Древние обычаи спартанцев". Это произведение состоит из 42 пунктов, где перечисляются "отличительные черты" спартанцев, помогавшие им, по мнению автора, сохранять независимость. Однако утрата этих "качеств" (большая часть из которых определены законами Ликурга) сначала частично привела их к подчинению - македонянам, а потом и целиком - римлянам. Плутарх, как наследник Платона, наделял Спарту устройством "идеального" государства и, как наследник греческой культуры в римском мире, жалел об утрате свободы.
Некоторые моменты в описываемых событиях у Плутарха не совсем точны ( о болезненных детях, которых кидали в Тайгетскую пропасть ), но тем не менее наличие его работ оставило неизгладимый след для историков, тем самым став одним из основных источников для изучения спартанской историографии.
2. Цель и характер спартанского воспитания.
Спарта как возникла из военного лагеря, расположенного на берегу реки Эврота, так и осталась военным лагерем навсегда. В Лаконии победителей было меньше побежденных (9 тысяч рабовладельцев и 250 тысяч рабов), поэтому они всегда должны были быть с оружием в руках.3
Все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни определен обязательными правилами. Государство регулировало все вопросы, даже домашнюю жизнь,- воспитание юношества.
Человеческая личность, ее интересы приносились в жертву интересам государства. Воспитание у спартанцев было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору государства.
Основной целью воспитания в Спарте – было подготовка воинов. Такой характер воспитания определялся законодательством Ликурга (около 925 до н. э.)
По Плутарху – каждый
гражданин принадлежал
Все средства воспитания мужчин и женщин были направлены на это. Даже право на жизнь определялось советом старейшин, новорожденного осматривали, если находили в нем какие-либо физические недостатки или слабое здоровье, то его бросали в пропасть.4
Спарте нужны были только крепкие люди, поэтому воспитание было строго государственным и по- военному суровым.
3. Содержание воспитания в Спарте.
В « Сравнительных
Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках (педоном). Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным средством такого образа жизни была привычка повиноваться.5
За играми детей присматривали старики (эфоры) и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества – отважен ли мальчик, и упорен ли в схватках.
Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же все воспитание сводилось в требование беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником.
Плутарх пишет, что с возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом.6 Спали они вместе, по илам (группам), отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками тростник на берегу Эврота.
По своему содержанию воспитание в Спарте было военногимнастическим. Оно имело в виду закаливать, приготовлять тело и дух для войны, для военного господства.
В юношеском возрасте у лучших юношей появляются возлюбленные. Усугубляют свой надзор и старики; они посещают гимнасии, присутствуют при состязаниях, словесных стычках, ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом; воспитателем, руководителем любого подростка, так что всегда находилось, когда и кому вразумить и наказать провинившихся.
Во главе каждого отряда сами подростки ставили одного из так называемых иренов – всегда наиболее рассудительного и храброго. Иренами зовут тех, кто уже второй год как возмужал, миллиренами – саамы старших мальчиков.
Ирен, достигший двадцати лет, командует своими подчиненными в драках и распоряжается ими, когда приходит время позаботиться об обеде. Одним он дает наказ – принести дров, другим овощей.
Плутарх в «Ликурге» пишет, что все добывается кражей: одни идут на огороды, другие пробираются на общие трапезы мужей. Если мальчишка попадался, его жестоко избивали плетью за нерадивое и неловкое воровство.7
Наказанием попавшихся были не только побои, но и голод; детей кормили весьма скудно, чтобы перенося лишения, они сами, волей-неволей, понаторели в дерзости и хитрости.
Плутарх говорит, что в Спарте, вообще, строго держались умеренности; пища была скудная, простая, напившийся наказывался бесчестием.
Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служил ряд телесных упражнений: бег, прыжки, борьба, метание диска, копья; также игры в мяч, стенку, в войну.
В юношеском возрасте прибавлялись и упражнения с оружием, охота, танцы, изображавшими нападение, защиту, военные упражнения и пробы в виде маневров, а также ночных нападений или облав (криптий) на рабов.8
Духовное образование
приобретали посредством
Значениями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужным, и стали признавать их только со времен персидских войн; ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством болтать и красиво лгать.
Того, кто говорил невпопад, не обнаруживая должного усердия, ирен наказывал – кусал за большой палец. Часто ирен наказывал в присутствии стариков и властей, чтобы те убедились, насколько обоснованны и справедливы их действия.
Во время наказания его не останавливали, но, когда дети расходились, он держал ответ, если кара была строже, или напротив, мягче, чем следовало.9
И добрую славу, и бесчестье мальчиков, делили с ними их возлюбленные. Плутарх сообщает, что когда однажды какой-то мальчик, схватившись с товарищем, вдруг испугался и вскрикнул, власти наложили штраф на его возлюбленную. И хотя у спартанцев допускалась такая свобода в любви, что даже достойные и благородные женщины любили молодых девушек, соперничество было им незнакомо. Мало того, общие чувства к одному лицу становились началом и источником взаимной дружбы влюбленных, которые объединяли свои усилия в стремлении привести любимого к совершенству.
Плутарх пишет, что женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Ликург позаботился о том, чтобы спартанки выходили с гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести.
В заботах домашнего хозяйства они были не сведущи; кухня, пряжа, ткацкое дело и т. п. составляли обязанность домашних рабынь. Зато спартанка сама вскармливала своих детей; отлично вела их воспитание, энергично и умно управляла домом; как член государства хорошо понимала общественные дела, обсуждала их вместе с гражданами; как супруга и мать оказывала сильное и решительное влияние на мужа и детей. Жена и мать пользовались в Спарте большим авторитетом.
Во время войны правила
поведения молодых делались менее
суровыми; им разрешалось ухаживать
за своими волосами, украшать оружие и
платье, наставники радовались, видя их
подобными боевым коням, которые
гордо и нетерпеливо
В походах и гимнастические упражнения становились менее напряженными и утомительными, да и вообще в это время с юношей спрашивали менее строго, чем обычно, так как на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом по сравнению с подготовкой к ней.
Разбитого неприятеля спартанцы
преследовали лишь настолько, насколько
это было необходимо, чтобы закрепить
за собой победу, а затем немедленно
возвращались, полагая неблагородным
и противным греческому обычаю губить
и истреблять, прекративших борьбу.
Это было не только прекрасно и
великодушно, но и выгодно; враги
их, зная что они убивают
Плутарх повествует, что воспитание спартанцев длилось и в зрелые годы. Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере, все в городе подчинялось установленным порядком идеалам.11
Считая себя принадлежащими не себе самим, но отечеству, спартанцы, если у них не было других поручений, либо наблюдали за детьми и учили их чему-нибудь полезному, либо сами учились у стариков.
Ведь одним из благ и преимуществ, которые доставил согражданам Ликург, было изобилие досуга. Заниматься ремеслом им было запрещено, а в погоне за наживой, требующей бесконечных трудов и хлопот, не стало никакой надобности, поскольку богатство утратило всю свою ценность и притягательную силу.
Землю им возделывали илоты, внося незначительную подать. Вместе с монетой исчезли тяжбы, нужда и чрезмерное изобилие покинули Спарту, их место заняли равенство достатка и безмятежность полной простоты нравов. Все свободное от военной службы время спартанцы посвящали хороводам, пирам, празднествам, охоте и гимнасиям.
Заключение.
В заключении надо сказать, что в отличие от Афин, где целью воспитания было всестороннее и гармоническое воспитание личности, в Спарте целью воспитания было – подготовка воинов.