Специфика мусульманской правовой доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 03:54, реферат

Описание работы

Предмет исследования: особенности и специфика мусульманского права.
Целью контрольной работы является исследование основ мусульманской правовой системы.
Задачи работы:
Рассмотреть историческое развитие, природу и источники мусульманского права.
Раскрыть особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1 Мусульманское право: историческое развитие, природа, источники …6
Особенности становления и развития мусульманского права……………….6
Природа и источники мусульманского права……………………………… 10
Глава 2 Особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве………………………………………………………………18
2.1 Структура права и юридическая техника в исламе…………………………..18
2.2 Ибадат - свод обязанностей мусульман перед Богом………………………..20
Глава 3 Специфика мусульманской правовой доктрины………………………..25
3.1 Мусульманская государственно-правовая доктрина………………………...25
3.2 Правовое регулирование имущественных и семейных отношений………...32
3.3 Преступление и наказание……………………………………………………..39
3.4 Судебный процесс…………………………………………………………… 41
Заключение………………………………………………………………………….43
Список используемой литературы……………………………………………… 45

Файлы: 1 файл

контрольная сделана.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Особенности структуры права и юридической техники                                                      в мусульманском праве

 

2.1 Структура права и  юридическая техника в исламе

 

До настоящего времени классификация отраслей мусульманского права не имеет завершенной единообразной формы. Наибольшее распространение получило деление всех нормативно-правовых установлений ислама на правила выполнения религиозных обязанностей (ибадат) и нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Данные нормы в свою очередь подразделяются по трем основным отраслям: "право личного статуса", уголовное право, а также комплекс норм, именуемых мусульманским гражданским правом (муамалат). Особо выделены отрасль "властных норм", судебное право и нормы мусульманского международного права.

Первоочередным объектом пристального внимания мусульманских юристов остается сфера ибадата как средоточия основополагающих установлений культа и религиозно-нравственных императивов.

Затем следует "право личного статуса", основные институты которого традиционно охватывают собой предписания относительно правоограничений, брака, развода, родства, материального обеспечения семьи, воспитания детей, завещания, наследования по закону, опеки, попечительства.

Гражданское право регулирует имущественные и обязательственные правоотношения мусульман.

Уголовное право содержит классификацию правонарушений и преступлений, а также полагающихся за то наказаний.

Принципы судоустройства и нормы судопроизводства запечатлены судебным правом.

"Властные нормы" призваны  регулировать административно-правовые  отношения.

Отрасль сийар включает в себя предписания относительно межгосударственных отношений, а также нормативы взаимоотношений мусульманской общины с иными религиозными общностями и иноверцами.

По степени непосредственного наличия в Коране лидируют предписания ибадата. По подсчетам отдельных современных мусульманских юристов, нормы семейного права представлены в 70 аятах Корана, нормы гражданского права - также в 70, уголовного - в 30, государственного - в 10, международного права - в 25, установления относительно судопроизводства — в 13, экономики и финансов — в 20 аятах.

По мере того, как происходили исторические перемены в условиях жизни мусульманского общества и в нем самом, система права в исламе становилась все более сложной. Необходимость правового регулирования новых явлений способствовала активизации нормотворчества, апеллирующего к первоисточникам, но вместе с тем подвергающего их толкованию в "духе времени".

Между тем различные мазхабы при общности отправных позиций зачастую формулировали несовпадающие нормы при решении сходных задач. Особенностью структуры мусульманского права, таким образом, стало то, что "все выводы одной школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признавались и признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу"10.

В условиях фактического нормативно-правового плюрализма большое значение приобрела специфика юридической техники в исламе в целом и в отдельных мазхабах в частности.

Характерной чертой мусульманской юридической логики толкования и доказательств является соотнесение духовно-нравственных нормативов ислама с формально-рациональными заключениями. В результате формулируется принцип четкого разграничения между дозволенным и запретным, благочестивым и греховным.

Применительно к логике аргументации особо значимы три правила: "Когда дело идет о непреложном, нет места для предположений"; "Простое подозрение не имеет цены"; "То, что в известную эпоху было доказано, считается таковым до обнаружения противного".

В основе логики толкования лежит цепь в целом взаимоувязанных положений. В их числе: "Из двух зол выбирают меньшее", "Настоятельная необходимость не уничтожает права другого"; "Частный вред должен быть предпочтен общественному".

Требования к языку права исходят из того, что он должен быть точным, исключающим неопределенность и иносказательность. Оговорена и символика молчания. Оно равнозначно признанию и согласию не само по себе, но при обстоятельствах, когда кто-то молчит, будучи обязанным отвечать в силу сложившейся ситуации.

Все вместе взятое подчинено общей цели: должны исключаться неточность неясность, непоследовательность в изложении, понимании и толковании мусульманских правовых установлений, регулирующих общественные отношения по линии дозволения тех или иных акций и мер, но также строго определяющих набор запретов и ограничений в том, как отдельным лицам или группам лиц надлежит пользоваться своими правами11.

 

2.2 Ибадат - свод обязанностей  мусульман перед Богом

 

Религиозным долгом каждого мусульманина является строгое соблюдение пяти "столпов ислама" (аркан ад-дин), в числе которых - исповедание веры, молитва, милостыня, пост и паломничество12.

Первый столп - исповедание веры шахада   ("свидетельство") -представляет собой произнесение слов: "Свидетельствую, что нет Божества, кроме Бога, и Мухаммад - посланник Божий". Таким образом, свидетельство веры состоит из двух основополагающих догматов: о единобожии (таухид) и о пророческой миссии Мухаммада.

Шахада должна произноситься от чистого сердца, четко и раздельно, с полным пониманием смысла. В ряду "столпов веры" она занимает особое место. Произнесение шахады - свидетельство принятия веры, обращения (посвящения) в ислам. Шахада сопутствует мусульманину с рождения до смерти, входит в ежедневные обязательные молитвенные слова, ее произнесение рекомендуется в любые моменты жизни.

Второй столп веры - молитва (по-арабски салят или по-персидски намаз). Ее совершение определяет не только глубину и степень искренности веры, но и судьбу верующего как в этой, так и в загробной жизни.

В Коране сказано: "Верующие - только те, которые простаивают молитву…Они - верующие по истине. Им - степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел" (8:2-4).

О предназначении молитвы говорится и во многих речениях Пророка Мухаммада. Так, Ибн Аббас передает: "Молитва - это то самое сокровенное, что приближает к Богу". Другой хадис содержит предупреждение: "В Судный день с раба Божьего потребуют, прежде всего, отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву. Если он был благочестивым в молитве, то будут признаны праведными все другие дела его, а если пренебрегал молитвой, то будут признаны порочными все другие дела его".

Ритуальная молитва совершается пять раз в день, как указано в Коране, в "предписанное определенное время" (4:104): "до восхода солнца и до захода, и во времена ночи, и среди дня..." (20:130). Время каждой молитвы (салят ас-субх - утренней молитвы, салят аз-зухр - полуденной молитвы, салят аль-аср - предвечерней молитвы, салят аль-магриб - молитвы на закате и салят аль-иша - молитвы с наступлением ночи) возвещает с минарета мечети муэдзин, провозглашающий азам (призыв на молитву).

Среди ритуальных действий, предшествующих молитве, главное значение придается очищению (тохара). Перед началом молитвы следует выполнить условия чистоты души, тела, одежды и места моления.

Ритуальное омовение перед молитвой, так называемое малое омовение (вуду) включает в себя омовение рук, лица и ступней ног.

Молитву рекомендуется совершать совместно, предпочтительно в мечети. Можно также молиться дома, на открытом воздухе, символически отделяясь от внешнего мира (это делается обычно с помощью молитвенного коврика).

Молящиеся обращаются лицом в сторону Мекки. Все молитвенные формулы и слова должны произноситься по-арабски. Во время молитвы нельзя предаваться посторонним мыслям, совершать действия, которые могут нарушить смирение и сосредоточенность или противоречить нормам приличия. В последнем случае молитва считается недействительной.

В пятницу в полдень совершается особая совместная молитва в мечети, Пятничное богослужение сопровождается проповедью (хутба), часть которой читается на местном языке.

Кроме обязательных пяти ежедневных молитв мусульманин может совершать другие, необязательные. Особо приветствуется молитва, совершаемая во второй половине ночи. На похоронах, по случаю праздников разговения и жертвоприношения, при затмении Солнца и Луны, во время паломничества и т.д. также читаются молитвы.

Третий столп веры - обязательная милостыня (закят - "очищение").

Традиционно закят распределялся между бедняками и неимущими, между сборщиками занята, лицами, намеревающимися вступить в ислам, выкупиться из рабства, расплатиться с непосильными долгами, между участниками священной войны во имя веры (дмсихад) и т.д.

Выплата закята обеспеченными мусульманами символизирует очищение собственности от "греха стяжательства". Размеры этой ежегодной выплаты колеблются от 2,5 до 20 % дохода в зависимости от характера имущества и вида дохода (с урожая, прибыли от торговли, с ценных бумаг и т.д.).

В наше время выплата занята рассматривается в качестве показателя личного благочестия и основы мусульманской благотворительности.

Особым видом обязательной милостыни является закят аль-фитр, который вносится за каждого мусульманина - мужчину и женщину, взрослого и ребенка, т.е. каждого члена семьи, после поста в месяц рамадан. Эта милостыня считается очистительной потому, что дает мусульманам возможность искупить грехи, допущенные во время поста (случайное нарушение правил поста, пустословие, нанесение кому-либо обид и т.п.). Закят аль-фитр вносится в размере стоимости 3 кг риса, пшеницы или иного вида обычного пропитания для данной страны (возможна выплата натурой).

Помимо обязательной ислам поощряет и добровольную милостыню - садака.

Четвертый столп веры - пост (по-арабски саум, по-тюркски ураза) в месяц рамадан, когда, согласно преданию, Мухаммаду было ниспослано первое откровение. Пост заключается в полном отказе от пищи, питья, курения, супружеской близости, иных чувственных наслаждений от восхода до захода солнца. С наступлением темноты пост прерывается, но рекомендуется проводить время в благочестивых размышлениях и чтении Корана.

От поста освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, а также люди, находящиеся в пути, участники джи-хада и т.д. Временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно должны выдержать его в другое время.

Пост в рамадан завершается праздником разговения (по-арабски ид аль-фитр, по-тюркски ураза-байрам), который отмечают в течение трех дней следующего месяца.

Пятый столп веры - хадж, паломничество в Мекку. Оно предписано хотя бы раз в жизни тем мусульманам, кто обладает соответствующими материальными средствами и здоровьем.

Обряд хаджа начинается ежегодно в седьмой день месяца зу-л-хиджжа (последний месяц мусульманского года) и заканчивается десятого числа того же месяца.

В обряд паломничества входят следующие главные элементы: семикратный обход храма Кааба; целование Черного камня, вмурованного в восточный угол храма, или прикосновение к нему рукой; семикратный бег между холмами Сафа и Марва; стояние с молитвами на горе Арафат; принесение в жертву животного в долине Мина. После жертвоприношения мужчины стригут волосы, женщины - концы волос, паломники надевают обычную одежду, все запреты снимаются, за исключением тех, которые касаются интимных отношений. Паломники возвращаются в Мекку.

День жертвоприношения отмечается всеми мусульманами как один из двух главных праздников (по-арабски ид оль-адха, по-тюркски курбан-байрам), наряду с праздником разговения. Он длится три-четыре дня. В ритуал праздника входит особая молитва. Во время ид аль-адха принято посещать могилы предков, наносить визиты друзьям и родственникам, делать подарки.

Наряду с великим паломничеством (хадж) рекомендуется малое паломничество (умра), которое можно совершить в другое время года. Умра включает в себя те же ритуалы, что и хадж (но без жертвоприношения), однако не заменяет его. Питомникам рекомендуется помолиться в мечети Пророка в Медине.

Совершивший хадж пользуется у мусульман особым уважением и носит почетное звание хаджи. В некоторых регионах он надевает особую одежду, включающую, например, зеленую чалму.

Тот, кто из-за физической немощи не может самостоятельно совершить хадж, может нанять кого-нибудь и послать его вместо себя, взяв на себя расходы на паломничество и содержание его семьи на время совершения хаджа. По окончании хаджа он (в отличие от посланного) имеет право носить звание хаджи.

Согласно канонической традиции, столпы веры абсолютны в своей неизменной и вневременной значимости, направляя мусульман к "небесному благоденствию".

Вместе с тем еще в раннеисламские времена подчеркивалась необходимость соблюдения равновесия между исполнением мусульманином своих религиозных и земных обязанностей.

С развитием реформаторского движения в исламе выполнение мусульманином столпов веры стало истолковываться как основа благополучия в ином и в этом мире, как базовый элемент "исламского образа жизни".

Реформаторское моделирование поведения современного мусульманина по столпам веры в их традиционно-каноническом виде, дополненное толкованием в духе времени, достигает массового правосознания как бы в обход канонического мусульманского правоведения: через сеть реформаторски обновленных исламских учебных заведений, средства массовой информации и т.д13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специфика мусульманской правовой  доктрины

Информация о работе Специфика мусульманской правовой доктрины