Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:58, реферат
Цель исследования - изучить специфику профессионального нищенства в России.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Рассмотреть понятие профессионального нищенства
2. Изучить исторические аспекты возникновения профессионального нищенства в России
Введение 3
1 Понятие профессионального нищенства 5
2 Исторические аспекты возникновения профессионального нищенства в России 8
3 Особенности и основные причины профессионально нищенства в России
Заключение 18
Список использованных источников 19
Содержание
Введение 3
1 Понятие профессионального нищенства 5
2 Исторические аспекты
возникновения
3 Особенности и основные причины профессионально нищенства в России
Заключение
Список использованных источников 19
Введение
По мере развития в России процесса капитализации все заметнее становится то, что в нашу жизнь входят многие явления, присущие, как недавно принято было считать, только «их образу жизни». Одно из них – нищенство. Разумеется, речь не о тех несчастных, кого крайняя нужда вынудила протянуть руку за подаянием. Упаси Бог упрекнуть и осудить этих людей, уповающих в своей горькой жизни лишь на людское милосердие. Россия часто безжалостна к своим гражданам. И неспроста именно у нас сложилась и живет страшная в своей правдивости поговорка: «От тюрьмы, да от сумы – не зарекайся...» [1, 27].
Проблему нищенства и бездомности в отсутствие катастрофических обстоятельств определяют следующие причины: общий дефицит жилищ, нехватка дешёвого жилья, безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты даже имеющегося жилья; малообеспеченность многих семей и отдельных граждан, делающая для них недоступным приобретение жилья, социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков, нездоровые отношения в семье, положение лиц, вернувшихся из мест лишения свободы), особенности социальной политики общества, финансово-экономический потенциал государства, имеющего или не имеющего возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т. д. Значительную долю бездомных представляют так называемые лица бомж, т. е. лица без определённого места жительства. В последние годы их число в России резко увеличивается.
Так, по данным Росстата, в первом полугодии 2012 г. доходы ниже прожиточного минимума были у 17,7 миллиона человек (12,5% россиян). При этом, в первом квартале за чертой бедности жили 19,1 миллиона человек (13,5% населения России), во втором квартале - 16,4 миллиона человек (11,5%). По мнению Минфина, увеличение МРОТ и приближение его к прожиточному минимуму обойдется бюджету в 60 млрд рублей. По расчетам Минздрава, для этого хватит и 55 млрд рублей. Так по данным Росстата в России насчитывается 18 миллионов нищих [4].
Объект контрольной работы – профессиональные нищие в России.
Предмет контрольной работы – специфика профессионального нищенства в России.
Цель исследования - изучить специфику профессионального нищенства в России.
Задачи работы сводятся к следующему:
1 Понятие профессионального нищенства
Нищенство как социальное явление в обществе появилось в эпоху средневековья. С принятием христианства появилось представление о нищих, которое прочно укоренилось в общественном сознании и являлось особенностью психологии русского человека. Подачей милостыни выражалось чувство милосердия и сострадания. Подать нищему − значило проложить себе путь к прощению Богом.
Нищие – это люди, которые имеют возможность удовлетворять свои материальные потребности в степени, обеспечивающей только физиологическое выживание. В дореволюционной России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцким хозяйство считалось очень бедное крестьянское хозяйство. Под нищетой понималась крайняя, или глубокая, бедность. Нищим называли человека, живущего подаянием, собирающего милостыню. Нищие занимают последние ступеньки социальной лестницы, ниже которых в социальном пространстве не существует [1, 28].
Нищенство представляет собой состояние, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определённой мере сбором подаяний. Существуют различные подходы к объяснению причин нищенства. Многие связывают его с христианским учением, в котором одной из ведущих идей является моральное усовершенствование человека идеологией нищелюбия, считают его результатом благотворительной деятельности христианской церкви.
Профессиональным нищим признается такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья [1, 28].
В начале XX в. российское общество всё активнее включается в борьбу с нищенством. Первый съезд деятелей по общественному и частному призрению в 1910 г. дал определение профессионального нищего. В решениях съезда было сказано: «Профессиональным нищим признаётся такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья». Были предложены меры по созданию системы борьбы с нищенством. До 1920 г. профессиональное нищенство исчезло. Считалось, что при общей тенденции социальных аномалий к снижению возможны более или менее значительные колебания в уровне последних, в зависимости от размаха конъюнктурных колебаний экономической кривой переходного периода.
Основные категории нищих России 90-х годов 20 в. следующие: нищие-дети, нищие-инвалиды, одинокие пенсионеры, беженцы; просящие денег на хлеб, на билет до дома, на обустройство на новом месте, матери-одиночки, потерявшие работу, супруги, имеющие ребёнка-инвалида, просящие денег на его лечение.
Совокупность разнообразных
причин превращения русского бедняка
в нищего может быть объединена в
три группы: природные (пожары, неурожаи,
недород или падеж скота и
т.п.); личностные (неизлечимая болезнь,
умственные или физические дефекты,
возрастная дряхлость и т.п.) и
социальные (формы организации
Нищих различали по следующим
типам: а) притворных нищих: в общей
массе нищенствующих они
Таким образом, следует сделать вывод, что нищенство как социальное явление в обществе появилось в эпоху средневековья. С принятием христианства появилось представление о нищих, которое прочно укоренилось в общественном сознании и являлось особенностью психологии русского человека. Подачей милостыни выражалось чувство милосердия и сострадания. Подать нищему − значило проложить себе путь к прощению Богом. Профессиональным нищим признается такое лицо, которое, имея полную возможность по своим физическим качествам и состоянию здоровья добывать пропитание трудом, постоянно и в виде промысла занимается прошением подаяния под предлогом бедности или какого-либо действительно бывшего или вымышленного несчастья.
2 Исторические
аспекты возникновения
Нищенство, как социальный недуг, связано с возникновением христианства на Руси, положившего в свою основу любовь к ближнему, вменяя в обязанность проявлять ее на деле и, прежде всего, предоставлением широкой милостыни нуждающимся.
Нищенство – явление
древнее, как само человечество. Религии
всех народов относились к нищим
сострадательно, призывая проявлять
милосердие и давать милостыню. Но государства
от Древнего мира вели борьбу с нищими,
применяя всевозможные, порою очень
суровые меры: в Англии во времена
правления Эдуарда IV нищих и попрошаек
за проявляемую настойчивость
На Руси не было столь изощренных методов профессионального нищенства, как в развитых европейских странах, в этом и не было необходимости, поскольку на Руси всегда с состраданием и любовью относились к нищим. Нищих было очень много, что являло особенность русского общества. С принятием христианства на Руси нищенство окрепло. Русская Православная Церковь имела на нищенство свое воззрение, как на состояние, которое несравненно выше всех земных состояний, допуская особый христианский подвиг - добровольную нищету, "Христа ради юродивых". Поэтому Церковь никогда не боролась с нищенством как явлением. Церковным Уставом 996 года нищие и убогие были отнесены к людям церковным. Находились они в ведении епископа и подчинялись его суду, жили подаянием. Часть нищих содержалась церковью: имелась даже особая статья расходов Церкви - "расход на нищих".
Постепенно среди
Кроме того, существовали и другие популярные нищенские специализации. Женщины хорошо подавали женщинам с больным ребенком, хотя чаще всего вместо ребенка нищенка держала простое полено, завернутое в тряпки. Сборщики на погребение младенца ходили по улицам с гробиком на руках. Не меньше удавалось собрать и нищенкам, прикидывавшимся матерями, просившими на приданое невесте. Удавалось собрать немало денег хорошо известным и ныне нищим, прикидывавшимся больными, собирающимися отправиться на дорогостоящее лечение, или только что без гроша выписавшимися из больницы. Но куда лучше подавали калекам и слепым. Немало по городам бродило и "нездешних людей", собиравших на железнодорожный билет на родину.
Существовали и такие специализации, о которых теперь прочно позабыли. Так, нередко просили подаяния "купцы" и "студенты", унесенные водоворотом жизни в омут порока и теперь раскаивающиеся и нуждающиеся в помощи для возвращения к праведному поведению. Однако гораздо больший успех имели "чиновники", изгнанные со службы "за правду". Впрочем, как и дети, выступавшие с дрессированными собачками и барсуками, а также нищие музыканты и шарманщики.
Профессиональное нищенство приобретало и организационные формы. Наиболее удачливые и разбогатевшие нищие формировали бригады из калек и по расписанию перемещались с ними от ярмарки к ярмарке, от монастыря к монастырю. В некоторых местах появлялись и своеобразные нищенские коллективы, в состав которых входили владелец лошади с телегой, что позволяло перемещаться с некоторым комфортом, и, как правило, знахарка-гадалка, которая не только зарабатывала в тех же местах, но и лечила прихворнувших товарищей. При этом все сборы поступали в общий котел и делились в равных долях, хотя владелец лошади и знахарка получали по две доли.