Сравнительная характеристика Среднеассирийских и Древнехеттских законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

Древние судебники являются самыми первыми сводами законов, в свою очередь их составители – первые люди, попытавшиеся кодифицировать некоторые социальные нормы.
Информация, которую можно получить, изучив тексты древних законодательств, позволяет судить о социально-политическом и экономическом устройстве древних государств. Кроме этого, изучение правовых норм дает информацию о составе населения и политическом строе, о различных категориях зависимых и свободных людей. Также древние судебники позволяют судить об уровни развития государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Хеттского государства и Ассирии 5
1.1. Хеттское государство 5
1.2. Ассирия 9
Глава 2. Среднеассирийские и Хеттские законы 13
2.1. Сравнительная характеристика среднеассирийских и хеттских законов 13
2.2. Право наследования 16
2.3. Брачно-семейное право 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат. Сравнительная хар-ка Среднеассирийских и Хеттских законов, 1 курс.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт истории

Отделение исторического образования

Кафедра всеобщей истории и методики преподавания

 

Сравнительная характеристика Среднеассирийских и Древнехеттских законов

 

 

 

Реферат

студентки  группы  04-2122

отделения очного обучения

                                                              Большаковой Анны Петровны

 

Научный руководитель:

доцент  кафедры всеобщей истории

Шмелёва Л.М.

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Древние судебники  являются самыми первыми сводами законов, в свою очередь их составители – первые люди, попытавшиеся кодифицировать некоторые социальные нормы. 

Информация, которую  можно получить, изучив тексты древних  законодательств, позволяет судить о социально-политическом и экономическом устройстве древних государств. Кроме этого, изучение правовых норм дает информацию о составе населения и политическом строе, о различных категориях зависимых и свободных людей. Также древние судебники позволяют судить об уровни развития государства.

Изучение семейного  права в древневосточных законах  позволяет воссоздать полную картину  быта и жизни людей, проживавших  в государствах Древнего Востока.

Мы можем  судить о неравноправном положении  женщин и мужчин, а также представителей разных сословий. Изучая право наследования можно понять в какой последовательности проходило наследование имущества, кто имел первоочередные права и какую роль играл каждый член семьи.

Все это дополняет  полную картину истории Древних цивилизаций и позволяет глубже изучить их историю.

Целью данной работы является дать сравнительную характеристику Среднеассирийским законам и  Хеттским законам.

Задачи:

    • дать общую характеристику Хеттскому государству и Ассирии;
    • дать сравнительную характеристику Хеттским и Среднеассирийским законам.

В работе была использована специальная литература по изучаемой  теме. Авторы, труды которых легли  в основу данной работы: Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. «История древнего мира: Хеттские законы», «Среднеассирийские законы: Хрестоматия по истории Древнего Востока» под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера, Иванов В.В. «Хрестоматия по истории Древнего Востока» и др.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

 

 

Глава 1. Общая характеристика Хеттского государства и Ассирии

 

1.1. Хеттское государство

 

Хеттское государство  сложилось в восточной области  Малой Азии, в бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила название Каппадокии. Земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. Сильно развита была металлургия.

В начале II тысячелетия  до н.э. в восточной части Малой  Азии сложился ряд племён, которые  вели между собой войны. Эти племена  группировались вокруг хорошо укреплённых  центров, крупнейшими из которых были Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гармония принадлежала правителям Куссара, лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.

Хеттское государство  было рабовладельческим. Во главе Хеттского  государства стоял "великий царь", который носил титул "Солнце". Царская власть была ограничена советом, который назывался панк. В состав панка входили царские родичи, свойственники и военачальники. Таким образом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократический строй, однако со временем, когда Хеттское государство стало могущественной военной державой, царская власть окрепла и панк потерял прежнее значение1.

Хеттское государство  распалось на ряд областей, в которых  правили наместники, носившие титул "царей". На границах Хеттского царства располагался ряд стран, подчинённых хеттам: их отношения с "великим царем" регулировались специальными договорами.

С конца XV века до н.э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю политику, стремясь с помощью военных и  дипломатических средств расширить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в Передней Азии принадлежала куритам, которые в первой половине II тысячелетия до н.э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопотамии и Северной Сирии. В XV веке хурритские государства объединились, образовав большую державу Митанни, которая обладала большим политическим влиянием.

Другой важной политической силой была в XV веке Египетская держава. Однако в конце XV века положение  обеих государств пошатнулось. Используя  это обстоятельство, рабовладельческая знать Хеттского царства начинает широкую экспансию. Хеттским царём в конце XV века был Суппилулима, проявивший себя умелым дипломатом. Не столько силой оружия, сколько при помощи умелых переговоров, он сумел превратить Митанни в зависимую от Хеттского царства страну, подчинить своему влиянию египетские владения в Сирии и Финикии, а также пытался вмешаться во внутренние дела Египта, однако это предприятие не увенчалось успехом2.

Время правления Суппилулимы  было периодом наивысшего политического подъема Хеттского царства.

Расцвет Хеттского царства  не мог быть длительным: основанной при Суппилулиме Хеттской державе  не хватало единства. Уже ближайшие преемники Суппилулимы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями.

Хаттусиль III, внук Суппилулимы, проводит чисто оборонительную политику. Ему удалось заключить мирный договор с Египтом. В конце XIII века всё более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание охватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года до н.э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в то же время союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) был взят ахейцами ("Троянская война").

Законодатели государства  хеттов оказались создателями очень  ловкой и дальновидной системы законов, благодаря которой совершать преступления было делом не только не правильным, но и очень не выгодным в материальном плане. Возможно и для тех, кто не совершал преступления. Рассмотрим закон, который обязывал человека, на чьем поле был убит другой свободный человек, отдать свою землю/поле, где был найден труп, наследнику убитого, да ещё и заплатить немалую денежную сумму. А если земля была ничья, то свою землю обязан отдать тот, чья земля ближе трех даннов от места убийства. Это справедливо? Нет. Это эффективно? Безусловно. Находясь под властью таких законов, человек не может жить по принципу «Моя хата с краю…». И общество, как единая структура, будет удерживать себя от преступлений, внутри себя.

Законы Хеттского государства  были ориентированы не на наказание (в полном смысле этого слова) человека совершившего преступление, а более на возмещение и компенсацию того ущерба, который был нанесён преступлением. Но такие возмещения порой оказывались куда страшнее наказания. Ведь не редко мы видим, что за убийство свободного человека приходится отдавать взамен двух, трех, а то и четырех людей. Конечно же рабы ценились несравнимо ниже свободных людей, но если у того, с кого причиталось, не было рабов? Ему все равно приходилось отдавать, возможно, своих же родственников3. И если за пострадавшего человека, люди отдавались на срок до его выздоровления, то за убитого, они отдавались навсегда. А это непременно грозило рабством.

Не меньшее наказание  накладывал хеттский закон и на преступления против домашнего скота, который очень ценился. Ценились бараны и овцы, чья рунная шерсть была источником ткани. Ценились мощные сильные быки, которые были незаменимы в пахотной работе. Ценились кони и лошади, являющиеся упряжными животными. За ущерб или смерть домашнего скота, так же взималась немалая плата. Но в то же время существовали и такие законы как, например - если бык забредает на чужое поле, хозяин поля может запрягать его и пахать да самого захода солнца. Земледелие так же поощрялось, как и скотоводство. Возделывались поля, и было развито даже пчеловодство. Взращивались фруктовые деревья, яблони, виноградник. Все это сильно зависело от системы каналов, необходимых для орошения. Покушения, на которые так же каралось законом.

Города же нередко  способствовали развитию различных ремесел - гончарного, кузнечного, ткацкого, кожевенного, плотнического, которые так же оберегал закон4.

 

 

 

1.2. Ассирия

 

Ассирией называлась область в северном Двуречье, расположенная  по среднему течению Тигра. В конце III и в первые века II тысячелетия в Ассирии существовало рабовладельческое общество. Государство называлось "община Ашшур", во главе его стоял правитель ишаккум. Политический строй этой так называемой "староассирийской эпохи" носил переходный характер от раннего, ещё сохранившего общинные черты рабовладельческого государства к рабовладельческой деспотии. Ишаккум был ограничен властью коллективного верховного органа, носившего также название "община Ашшаур". Власть ишаккума возросла только в связи с началом ассирийских завоеваний.

В XVI веке гегемония в  Передней Азии переходит к государству  Митанни, которое подчинило себе и Ассирию. В XV веке Ассирия вернула  себе самостоятельность и начался  период рассвета Ассирийского царства, "среднеассирийская эпоха". В XIV-XIII веках появился первый сборник ассирийских законов, в котором укрепились все практические успехи частного землевладения5.

Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар I начал (в XIII веке) походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Нинурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разгромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоёван Вавилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным. После смерти Тикульти-Нинурты Ассирия на время приходит в упадок.

С конца XII века Ассирии  стали угрожать арамеи и урартийцы. В X веке арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли уже  сами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступление  было завершено в начале IX века до н.э. победами царя Ашшурнасирпала II (883-859 гг. до н.э.), который заложил основу будущей Ассирийской военной державы.

В конце IX века Ассирия  была ослаблена внутренними смутами  и наступлением урартийцев. Только с середины VIII века ассирийцы вновь  начинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) и Саргон II (722-705 гг. до н.э.) активно проводили агрессивную политику. Были завоёваны Сирия с Дамаском, Вавилония, нанесено тяжёлое поражение Урарту. Асархаддом в 671 году подчинил Египет своей власти, но через двадцать лет Египет освободился.

Это завоевание было последним  военным успехом Ассирии. Уже  при сыне Асархаддона Ашшурбанипяле (в середине XII века) ее могущество быстро идет на убыль, и она гибнет, ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных народов. В 605 году Ассирия перешла под власть мидийских царей6.

Найденные в  Ашшуре документы с ассирийскими законами, датируемые 2-м тысячелетием до н.э., свидетельствуют о редкой жестокости в назначении наказаний за малейшие провинности. Женщин продавали как скотину или как рабов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Своеобразие ассирийских (так называемых среднеассирийских) законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, регулировавший некую комплексную отрасль правовых отношений и требований. Так, в таблице, обозначенной в качестве первой и получившей обозначение А, говорилось о правовом статусе женщины в древнеассирийском обществе.

В § 4 давалась следующая квалификация недозволенного варианта передачи или продажи имущества хозяина: "Если раб или рабыня приняли что-нибудь из рук жены человека, то у раба и рабыни должны отрезать нос и уши, и краденое они должны полностью возместить, а муж может отрезать уши у своей жены. Но если он освободил от наказания свою жену и не отрезал ей уши, то рабу и рабыне также не следует отрезать нос и уши, и краденое они могут не возвращать". В другой статье об уголовных наказаниях говорилось: "Если женщина подняла руку на мужчину и ее в этом обвинили, то она должна заплатить 30 мин (около 15 кг) свинца и 20 раз ее должны ударить палками".

В поздневавилонских  юридических документах, дошедших до нас в довольно хорошей сохранности, имеется судебное решение, в котором наказывается неправомерный истец. В суде в этот период занята целая судебная коллегия из шести судей с писцом-помощником, использующая письменные свидетельства по делу. Однако уголовные и гражданские дела все еще не дифференцируются. Судебное решение гласило: "Белилибу, дочь Бел-ушезибу, дочь гонца, заявила судьям Набонида, царя Вавилона (556—538), следующее: "В месяце абу (июль—август), первого года Нергал-уцура, царя Вавилона (560—556), я продала своего раба Базузу за полмины, 5 сиклей серебра, Набу-аххе-идрину, сыну Шуны, потомку Эгиби ("деловой дом" в Вавилонии с рабами и многими постройками по всей стране), но денег он не уплатил, а составил долговую расписку".

Вызванный в  суд ответчик предъявил документ, свидетельствовавший об уплате денег матери истицы. Судьи посовещались и постановили обратить против Белилибы весь ее иск и отдать сумму иска ответчику. Решение подписали шесть судей. Они проставили свои печати, писец суда тоже проставил свою печать. Решение датировано 12-м днем месяца шабаду первого года вступления на престол Набонида, царя Вавилона7.

 

 

 

Глава 2. Среднеассирийские и Хеттские законы

Информация о работе Сравнительная характеристика Среднеассирийских и Древнехеттских законов